Этот маленький толковый словарь был составлен в первую очередь для сопровождения статей Сергея Рубцова и Альберта Кренцлера, публикуемых в этом номере журнала.

Этот маленький толковый словарь был составлен в первую очередь для сопровождения статей Сергея Рубцова и Альберта Кренцлера, публикуемых в этом номере журнала. Вместе с тем он получился хорошим введением в важнейшие и часто упоминаемые предметы и области деятельности ДИС — директоров информационных служб.

Составитель словаря — М. Р. Когаловский, автор «Энциклопедии технологий баз данных» (выпускается издательством «Финансы и статистика»), зав. лабораторией систем баз данных ИПР РАН. Его адрес: kogalov@cemi.rssi.ru.

Аутсорсинг (Outsourcing)

Подход к созданию системы управления компанией, при котором выполнение некоторого комплекса взаимосвязанных работ по реализации, внедрению и/или сопровождению системы делегируется сторонней организации. Например, такими комплексами могут быть: все работы по анализу, конструированию, внедрению и сопровождению системы, за исключением обеспечения режимов секретности, или только сетевая защита системы, или только психологический мониторинг и работа по переориентации кадров для успешного внедрения системы и др.

Взаимосвязь открытых систем (Open System Interconnection, OSI)

Совокупность стандартов ISO, определяющих протоколы сетевого и межсетевого взаимодействия для каждого из уровней ранее стандартизованной семиуровневой эталонной модели архитектуры открытых систем (физического, канального, сетевого, транспортного, сеансового, уровня представления и прикладного уровня).

Жизненный цикл системы (System Life-Cycle)

Эволюция, период времени и совокупность работ, меняющих состояние системы от появления замысла и начала ее разработки до окончания эксплуатации. Обычно разбивается на отдельные стадии — анализ требований, проектирование, реализация (конструирование), верификация и эксплуатация. Стадии жизненного цикла системы могут повторяться итерационным образом в связи с постепенным уточнением требований к системе и/или с необходимостью ее адаптации к тем изменениям, которые возникают в предметной области системы.

Инструмент CASE (CASE Tool)

Программное средство, предназначенное для полной или частичной поддержки технологии проектирования и реализации сложных программных и/или информационных систем, которая основана на тех или иных CASE-методах, процессах, моделях и языковых средствах, а также на воплощающих их стандартах. Диапазон средств рассматриваемой категории весьма широк — от комплексного интегрированного инструментария, применяемого на всех этапах жизненного цикла разрабатываемого проекта, до специализированных средств, используемых на отдельных стадиях разработки.

Метод проектирования программного обеспечения (Software Design Method)

Целенаправленная совокупность процедур, позволяющая получить в результате описание разрабатываемой программной системы с такой степенью детализации, которая достаточна для ее реализации. Современные индустриальные технологии проектирования основаны главным образом на методах, использующих структурное или объектное моделирование разрабатываемой системы. (Наряду со структурными и объектными методами на практике используются также и более элитарные формальные методы спецификации систем.)

Метод и стандарт IDEF0 (Icam DEFinition-0)

Метод структурного анализа и проектирования, основанный на технологии SADT. Впервые использован в конце 70-х годов в рамках программы ВВС США по интегрированной компьютеризации производства (Integrated Computer Aided Manufacturing, ICAM). Поддерживается рядом программных продуктов. В 1993 году приобрел статус стандарта NIST (National Institute of Standards.and Technology, США). Позднее появилась серия стандартов IDEF, относящихся к различным аспектам моделирования систем.

Метод и стандарт IDEF3 (Icam DEFinition-3)

Метод моделирования, ориентированный на описание поведенческих аспектов существующей или разрабатываемой системы. Позволяет описывать с помощью диаграмм потоки процессов и переходы состояний участвующих в них объектов.

Методология SADT (Structured Analysis and Design Technique, SADT)

Разработанная в 70-х годах Дугласом Россом (D. Ross) и развиваемая его последователями методология структурного анализа и проектирования сложных программных и информационных систем. Результатом ее применения является функциональная модель разрабатываемой системы, включающая иерархию взаимосвязанных диаграмм, которые представляют функциональную структуру системы с различной степенью детализации, и сопроводительную документацию. Использована при разработке IDEF0.

Реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering, BPR)

Модернизация системы управления корпорацией в связи с изменившимися условиями деятельности или целями, первоначально установленными при образовании корпорации, с соответствующей перестройкой корпоративной информационной системы. Обычно (особенно в варианте автора термина М. Хаммера) предполагает достаточно радикальный пересмотр существовавших процессов деятельности — в отличие от методов постепенного их совершенствования (CPI, BPI и др.).

Технология автоматизированной разработки систем (Computer Aided System Engineering, CASE)

— см. CASE-технология

Технология автоматизированной разработки программного обеспечения (Computer Aided Software Engineering, CASE)

— см. CASE-технология

Язык UML (Unified Modeling Language)

Получивший широкое распространение язык для спецификации, визуализации, конструирования и документирования систем программного обеспечения на основе объектно-ориентированных методов и компонентного подхода. Версия UML 1.1, предложенная компанией Rational Software Corporation и поддержанная рядом других ведущих поставщиков программного инструментария для объектных технологий, была одобрена в сентябре 1997 года в качестве индустриального стандарта OMG. Язык UML использует графическую нотацию. Он поддерживается в настоящее время многими инструментами CASE.

ApICS (Applied Industrial Control Solutions)

Американская компания (шт. Огайо) высококвалифицированных консультантов в области систем управления производством. Видит свою задачу в предоставлении клиентам эффективных, надежных и технологичных решений. Публикует методические рекомендации и отчеты по созданию систем указанного класса. Среди клиентов ApICS такие крупные компании, как General Motors Corp., Ford Motor.

ARIS

Набор инструментальных программных продуктов компании IDS Scheer (Германия) для — в первую очередь — моделирования автоматизированных систем, а также поддержки их создания, обеспечения функционирования и развития.

BPWin

Инструмент CASE известной компании Computer Associates. Обеспечивает развитые средства моделирования, анализа, документирования и улучшения сложных бизнес-процессов. Обеспечивает моделирование в терминах функций, потоков данных и потоков работ с помощью методов IDEF0, IDEF3, DFD (Data Flow Diagram).

CASE-система (CASE-System)

— см. Инструмент CASE

CASE-технология (CASE Technology)

Автоматизированная технология, обеспечивающая с помощью предназначенного для этих целей инструментария (CASE-систем) комплексную поддержку разработки либо поддержку отдельных стадий жизненного цикла сложных программных или информационных систем.

ISA (The Instrumentation, Systems, and Automation Society)

Аккредитованная при ANSI организация, учрежденная в 1945 году. Ее цели состоят в разработке стандартов в области автоматизации производства, компьютерных технологий, телеметрии и коммуникаций. Одно из направлений ее деятельности — определение интерфейса между функциями управления и другими функциями предприятий и компаний. В 2000 году был опубликован первый из созданных стандартов этой серии ISA-95.00.01-2000, Enterprise-Control System Integration, Part 1: Models and Terminology.

STORM2000

CASE-технология для разработки корпоративных информационных систем, созданная отечественной компанией «Информационно-вычислительные системы» (Information Computing System, ICS, г. Пермь). Предоставляет библиотеку компонентов программного обеспечения с генератором кода для среды COM. Поддерживает метод моделирования OMT (Object Modeling Technique) и язык UML.

TM FORUM (TeleManagement Forum)

Крупный индустриальный консорциум сервис-провайдеров и поставщиков коммуникационных технологий в США, учрежденный в 1988 году для выработки подходов и практических решений, которые обеспечивают улучшение управления коммуникационными сервисами и их функционирования. Среди более чем 380 его корпоративных членов — компании AT&T, Bea Systems, IBM, Hewlett-Packard, Microsoft и др. Важнейшими областями деятельности TM FORUM являются моделирование и автоматизация бизнес-процессов, системная интеграция и реализация систем, управление электронной коммерцией, новое поколение операционных систем и программного обеспечения, управление сетевыми технологиями следующего поколения и др.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями