Вас интересует, как быть человеком творческим и эффективнее использовать свое время? Истинные специалисты в этих вопросах сидят за соседними рабочими столами. Да-да, именно те, постоянно зевающие, с красными от недосыпа глазами.

Вас интересует, как быть человеком творческим и эффективнее использовать свое время? Истинные специалисты в этих вопросах сидят за соседними рабочими столами. Да-да, именно те, постоянно зевающие, с красными от недосыпа глазами. Назовем их родителями.

Помните те славные дни, когда котировки акций на биржевом рынке росли как на дрожжах и можно было выбирать из множества предлагаемых рабочих вакансий? Чтобы привлечь новых сотрудников и добиться от уже работающих максимума того, на что они способны, в компаниях не скупились на расходы на средства управления персоналом и создание научных групп, возглавляемых разными творческими личностями. При этом особое внимание уделялось планированию затрат времени, созданию атмосферы творчества и поддержке тесного контакта с каждым сотрудником. Несомненно, в большинстве компаний творческих гуру побаивались, и коллеги не одобряли их манеры, но руководители стремились убедить своих сотрудников в том, что в мире, где можно найти любую работу, они делают все возможное, чтобы вам хотелось работать только в их компании.

Но начался экономический спад, и произошла удивительная вещь. Поскольку теперь соответствующие бюджеты сильно уменьшились, руководители компаний обошлись с программами обучения на своих предприятиях примерно так же, как ураган Шерман с территорией штата Джорджия. И хотя гуру в области стимулирования креативности из компании ушли, сотрудникам по-прежнему необходимы такие понятия, как творчество и планирование своего времени. Только сейчас речь не идет о повышении персональной квалификации; это всего лишь средство избежать увольнения.

К счастью, возможность научиться всему этому есть, и сделать это проще, чем вы думаете. Спросите своих коллег, о которых есть дети.

Планирование успеха

В ноябре прошлого года я ушла с работы, чтобы подготовиться к появлению своего первого ребенка. Тогда ситуация в экономике была более чем стабильной и внушающей оптимизм. Пока меня не было на работе, экономическое положение стало весьма жестким.

Каждые несколько дней газеты сообщают о катастрофическом падении финансовых показателей. А когда Cisco Systems и Charles Schwab объявили о массовых увольнениях, новая экономика очень быстро стала превращаться в старую. О, если бы моя талия могла уменьшаться с такой скоростью.

Теперь, когда я вернулась на работу, я остро почувствовала атмосферу аскетизма. По мере того как компании стремятся в зародыше пресекать любые траты, один из наименее творческих (и, как следствие, самых популярных) методов — увольнять сотрудников. Поэтому сотрудникам, которые остались в компании, приходится работать с большим напряжением и в силу необходимости, и из-за боязни быть уволенными. «Делать больше, тратя меньше» — уже не рекламный слоган, а реальность. Планирование времени, многозадачность, импровизация и творчество — слова, которыми все всегда любили приправлять свое резюме, — теперь определяют, кому удастся сохранить работу, а кому нет.

В счастливые добрые времена и в голову не приходило, что мне могут потребоваться навыки выживания в жестких экономических условиях, обозначаемые словом «материнство». Надежные и проверенные методы планирования времени, такие как составление списка дел, приоритетные задачи и отключение электронной почты, бледнеют при сравнении с уходом за грудным младенцем. Проведя три недели дома, я поняла, что ключ к успешному планированию времени — это обратный инжиниринг.

Сначала определите цель, и уже отталкиваясь от нее, спланируйте, как вы будете ее добиваться. Например, цель — сходить днем в супермаркет и чтобы купить памперсы и детскую присыпку. Чтобы в 10:30 утра пристегнуть ремень на автомобильном сиденье, где сидит малыш, подготовку необходимо начинать с кормления в 10:30 вечера накануне. В этом случае кормлению в 10 утра будет предшествовать три кормления, поэтому ребенок хорошо поест и будет спать, когда я стану усаживать его в то самое автомобильное сиденье в 10:30 утра. Это значит, что у меня будет время поменять ему памперс перед поездкой, а также самой принять душ, не говоря уже о не столь обязательной смене домашней одежды на выходной костюм.

Многозадачная мама

Если начинать с конечной цели и расписывать все действия, которые следует предпринять (не забыть добавить лишний час на всякие непредвиденные случайности), то мне вполне успешно удается уложиться в намеченный промежуток времени. В том, что я теперь сделалась экспертом в вопросах планирования, нет ничего странного — я просто не стала откладывать дела на потом. С таким непредсказуемым существом, как ребенок, который вдруг внезапно переворачивает всю вашу жизнь, вы быстро учитесь не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Дайте мне 15 минут, и я разберу полку в буфете, оплачу несколько чеков или прочитаю пару газетных статей. (Посмотрите, какая я многозадачная женщина!)

Хотя такой сумасшедший ритм может за несколько недель свести человека с ума, он прекрасно развивает навыки многозадачности. Я научилась разделять задачи на те, которые можно делать с пятикилограммовым ребенком на руках, и те, которые в таком положении делать нельзя. Уборка комнаты и мытье посуды относятся к первой категории, споласкивание ванны и полировка стола попадают во вторую.

Спешите стать творческими людьми

Я настолько хорошо научилась планировать свое время, что ухитрялась посещать занятия в разного рода школах творчества. Нетрудно догадаться, что я имею в виду. Это именно там все сидят вокруг стола и делают фигурки из бумаги, трубочек и коротеньких кусочков проволоки. Хотя такие занятия увлекательны, я считаю, что долговременного эффекта на меня они не оказали почти никакого. И все-таки именно материнство дало мне толчок к развитию творческих способностей.

Это было в середине снежного февраля, и я стояла перед дилеммой: похудеть к апрелю на два размера или купить новую одежку. Поскольку я по натуре скряга, то предпочла программу похудения, которая требовала превратить мой гараж в тренажерный зал, чтобы я могла там заниматься, пока ребенок спит.

Два ящика для перевозки кошек, весом килограммов по шесть с половиной каждый, заменили мне гантели. Делая приседания, я привязывала к голове трехкилограммовую бутыль с чистящей жидкостью. Я прыгала через скакалку — пяти раз по двести прыжков оказалось достаточно, чтобы у меня прилично участился пульс. Конечно, далеко не все и не всегда шло успешно. Бег на месте меня страшно раздражал, и я могла продержаться не больше двух минут.

Настоящее обучение для настоящего мира

Мы все слышали, что есть (а некоторые даже там работали) места, где ежедневная психологическая обработка и постоянная опека со стороны руководства являются обязательными, и где разнообразные гуру, со всем их творчеством и мастерством, оказываются не в состоянии противостоять усилению конкуренции (не говоря уж о дополнительной нагрузке на бюджет). Теперь с деньгами стало хуже, всем этим гуру придется начинать свою карьеру с нуля, поскольку их тепленькие местечки исчезли вместе с Internet-компаниями.

Но это и хорошо. Я подозреваю, что вся эта игра с бумажными фигурками не дает ничего, кроме груды испорченной бумаги. Как я поняла, сидя в отпуске, ничто не способно так пробудить в человеке способность к творчеству и повышению производительности, как необходимость, обусловленная реальной жизнью.

Конечно, поддержка материнства как корпоративная политика мне представляется чересчур радикальной. Но, быть может, компаниям следует пригласить на работу людей, недавно ставших родителями. Возможно, они смогут чему-то научить вас, по крайней мере в том, что касается творчества, многозадачности и других полезных навыков. А если вы не знаете, как найти таких специалистов, то обратите внимание на людей с красными глазами, зевающих от постоянного недосыпания. e

Редактор Мега Сантосус читает ваши письма, присланные по адресу santosus@cio.com, когда не сидит дома с больным ребенком и не падает от усталости.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями