Прочитав статью, читатели узнают: почему ИТ-специалисты меняют свое отношение к профсоюзам; какие особенности корпоративной политики подталкивают работников к объединению; как выбрать стратегию работы с профессиональным объединением...

Прочитав статью, читатели узнают:
  • почему ИТ-специалисты меняют свое отношение к профсоюзам;
  • какие особенности корпоративной политики подталкивают работников к объединению;
  • как выбрать стратегию работы с профессиональным объединением.
«Есть только одно — результат. Это потогонная система. Вы не занимаетесь написанием качественного программного обеспечения. Вы пишите спагетти-код». — Билл Лессард, один из авторов книги «Рабы Паутины»

В 30-е годы мускулистые сталелитейщики с охотой позировали для плакатов профсоюзной федерации AFL-CIO. Тогда эти люди стояли у руля американской экономики, и фотографы не могли обойти их своим вниманием. В наши дни «за баранку» потихоньку пробрался окончательно освобожденный ИТ-специалист. Значит ли это, что в новой экономике выразителями интересов профессиональных союзов и эксплуатируемых рабочих, сменяя былых силачей, становятся яйцеголовые программисты? И да, и нет.

Согласно результатам опроса, который в феврале провел Web-сайт для ИТ-профессионалов TechRepublic.com, 45% работников сферы высоких технологий не прочь вступить в соответствующий профсоюз. Некоторые участники исследования от пассивного интереса перешли к активным действиям — вступили в одну из уже существующих профсоюзных организаций. Например, объединение Communications Workers of America (CWA) насчитывает 740 тыс. членов, федерация International Federation for Professional and Technical Engineers (IFPTE) — 75 тыс. членов. Случается, что ИТ-специалисты создают собственные профсоюзы; такова, к примеру, организация Washington Alliance of Technology Workers (WashTech), в которую вступили 250 программистов корпорации Microsoft. Одна из основных задач WashTech — добиться судебного решения о неправомочной классификации людей, подписавших с корпорацией долгосрочные контракты, как временных работников; на этом основании Microsoft отказывает им в предоставлении льгот, которыми пользуются остальные сотрудники.

Вас удивляет столь пристальный интерес к профсоюзам? Что ж, в этом вы не одиноки.

Рэнди Уайли, директор информационной службы Управления водных ресурсов штата Аризона, недоумевает: «Никак не пойму, откуда у человека, связанного с ИТ, возникает желание вступить в профсоюз? Зарплаты у нас из числа самых высоких. Никогда не слышал, чтобы работодатели как-то по-особому обижали моих коллег. И вообще, у меня всегда было такое ощущение, что ИТ-специалисты в полном порядке». По данным январского опроса журнала CIO, подобную точку зрения разделяют 60% директоров информационных служб.

Уайли и его коллеги-руководители не могут понять, с чем связано столь пристальное внимание газет и журналов к профсоюзному движению. Заголовки таких изданий, как The New York Times, Computerworld и The Industry Standard, подводят к мысли, что тлетворное влияние профессиональных объединений в скором времени просочится в ваш офис, их пропаганда одурманит ваших сотрудников, а ваш ИТ-отдел прекратит работу под видом организации забастовки. Не похоже, впрочем, чтобы профсоюзы представляли для директоров информационных служб сколь-нибудь ощутимую опасность. По крайней мере, в ближней перспективе.

Но каковы бы ни были источники интереса к профсоюзам — ажиотаж в СМИ или переменчивая мода, — игнорировать настроения подчиненных не следует, особенно если вас интересует их производительность труда и благополучие. Стремление работников всех стран объединиться связано с рядом общих проблем, о которых следовало бы задуматься. Нередко предметом критики профсоюзных деятелей оказывается недостаточно проработанная корпоративная политика, не учитывающая специфические потребности ИТ-специалистов (например, необходимость в периодической переподготовке) и ИТ-служб (особенности кадровой работы). Подобные проблемы часто оказываются в центре баталий, разгорающихся между директорами информационных служб и кадровыми службами. В сущности, формирующиеся объединения работников сферы высоких технологий менее всего напоминают профсоюзные ячейки из гангстерского фильма. Скорее, это организация, члены которой заинтересованы в популяризации своего ремесла.

Не исключено, что директора информационных служб, не покладая рук приглашающие и принимающие на работу, обучающие и вознаграждающие труд талантливых ИТ-специалистов, сделают вывод: профсоюзы в действительности дают им лишние аргументы в борьбе с ошибочной корпоративной политикой за дополнительные программы переподготовки и льготы для своего персонала. В противоположность бытующему мнению профсоюзное движение способствует повышению производительности труда. Исследователи из Tufts University и New York Federal Reserve пришли к заключению, что предприятия, где есть профсоюзные ячейки, чаще реализуют программы повышения качества, а официальный уровень производительности труда в подобных организациях выше на 16%.

«Конечно, работники могут сформировать профсоюз, — предупреждает директор информационной службы администрации штата Коннектикут Рок Риган, испытавший противодействие со стороны профсоюзов при попытке передать функции своего ИТ-подразделения на аутсорсинг. — Хотите вы того или не хотите, нечто подобное может произойти. Я бы не стал расценивать это как катастрофу. Для вас это скорее новое испытание».

Под знаменем профсоюза

Стоит вспомнить о профсоюзном движении, как в сознании возникают образы работяг, что-то тачающих на своих станках или пикетирующих улицы. Подобные картины едва ли способны обрадовать директоров информационных служб, вне зависимости от того, знакомы ли они с рабочим движением по собственному опыту или по сводкам новостей. Профессиональным организациям в их традиционном виде, как выясняется, привлечь ИТ-специалистов также непросто. Впрочем, в наши дни не только появляются новые формы организации производства; параллельно меняется и значение слова «профсоюз». В особенности это характерно для сферы высоких технологий, достаточно вспомнить WashTech. Новый имидж профессиональных союзов более привлекателен как для руководства, с которым они пытаются работать, так и для тех, кого они пытаются зазвать в свои ряды. Действительно, профсоюзы работников ИТ-сферы, созданные лидерами рабочего движения или инициативными ИТ-профессионалами, заметно отличаются от профсоюзов в обычном понимании — самодовольных врагов всего нового. Лидеры рабочего движения приходят к пониманию того, что тип профсоюзной организации, пригодный для строителей, не обязательно подойдет для программистов. «Действовать по шаблону здесь неприемлемо», — подчеркивает Кэндис Джонсон, пресс-атташе CWA.

«Мы приходим к новому пониманию профсоюзного движения, — комментирует ситуацию Майк Блэйн, президент и один из основателей WashTech. — Организации, сосредоточенной на проблемах трудового стажа и заработной платы, но не прислушивающейся к пожеланиям работников ИТ-сферы, будет трудно объединить этих людей. Во множестве профессиональных объединений не учитывают, что для большинства ИТ-специалистов традиционные вопросы хлеба с маслом не являются первоочередными».

Хорошо, но какие вопросы первоочередные? Повышение квалификации, установление стандартов разработки программного обеспечения, защита льгот, вынужденная сверхурочная работа и визы H1-B. В разрешении многих из обозначенных проблем заинтересованы не только работники, но и работодатели. Например, в некоторых компаниях выделяют средства на обучение крайне неохотно, особенно в периоды экономического спада. Однако, по мнению Блэйна, начальников, опасающихся массового исхода из компании обученных специалистов на более высокооплачиваемые должности, должен несколько успокоить тот факт, что проблемой повышения квалификации озаботились и профсоюзы. В январе 2001 года WashTech открыла к северу от Сиэтла компьютерный центр, в котором члены этой организации могут по льготным расценкам записаться на курсы по Web-программированию, ремонту компьютеров и даже стать сертифицированным специалистом по оборудованию Cisco. Вопросы медицинских страховок и пенсионных фондов должны, как считает Блэйн, решаться в том же ключе: через профсоюз, а не каждым работником в отдельности.

Что же касается виз H1-B, то в результате утверждения закона об иммиграции квалифицированных работников руководство части компаний перестало относиться к программистам как к «белым воротничкам». Те в свою очередь не желают мириться с ролью неодушевленных производителей кода. Если, однако, компания имеет возможность привлечь к выписыванию API-интерфейсов более дешевую рабочую силу, а именно обладателей визы H1-B, то именно так она и поступит. «В ИТ-сфере может произойти то же самое, что уже произошло в промышленном производстве: кроссовки Nike шьет 13-летняя непальская девочка», — предостерегает Билл Лессард, один из авторов книги «Рабы Паутины: правдивые истории о работе в Web» (NetSlaves: True Tales of Working the Web. McGraw Hill, 1999). Заявление достаточно радикальное, однако оно не столь уж фантастично.

Помимо обучения как компанию, так и ее сотрудников волнует вопрос установления стандартов разработки приложений. Лессард подчеркивает, что жизненные циклы изделий и проектов сократились от двух-трех лет до двух-трех месяцев. «Нет процессов. Нет исследований и разработки. Есть только одно — результат. Это потогонная система. Вы не занимаетесь написанием качественных программ. Вы пишите спагетти-код. Если не создать профессиональную организацию сейчас, в дальнейшем потребность в ней будет только расти», — говорит он.

Профессор Слоановской школы менеджмента Массачусетсского технологического института Томас Мэлоун считает, что будущее за гильдиями — профессиональными объединениями, которые обеспечат для работников возможности повышения квалификации и получения льгот.

Джон Милано, один из основателей The Programmers? Guild, считает, что основным препятствием к развитию профсоюзного движения ИТ-специалистов являются сами ИТ-специалисты

Гильдия программистов The Programmer?s Guild учреждена в 1998 году с целью популяризации профессии разработчика программного обеспечения. Никакого формального обучения или льгот эта структура не предоставляет. По словам Джона Милано, соучредителя этой виртуальной организации (www.programmersguild.org), она занимается вопросами «проталкивания» стандартов, сертификации и виз H1-B для опытных работников из-за рубежа. Милано убежденно придерживается тезиса, что The Programmers? Guild — не профсоюз, так как не подписывает никаких соглашений с работниками и не ведет коллективных переговоров с руководством предприятий. WashTech также не подписывает соглашений и не ведет переговоров (как особо подчеркивает Блэйн) на данном этапе своего развития и тем не менее позиционирует себя в качестве профсоюза.

Впрочем, выбор названия — профсоюз или гильдия — решающего значения не имеет. Куда важнее, что их руководители придерживаются одного принципа: что хорошо для работника, хорошо и для компании. Теперь дело за директорами информационных служб: им предстоит перестать видеть заклятого врага в работнике (профсоюзе, гильдии — нужное подчеркнуть) и прийти к пониманию того, что главные проблемы связаны с неудовлетворительной работой кадровой службы предприятия.

Общий враг

Если корпоративная политика не обеспечивает должной поддержки работников и уважения к ним, люди сплачиваются в профсоюз. Подобная ситуация сложилась в IBM после того, как 1 июля 1999 года руководство корпорации официально объявило о пересмотре программы по охране здоровья и пенсионному обеспечению. От новых условий больше всего теряли опытные сотрудники, часть из которых посвятили компьютерному гиганту всю свою трудовую жизнь. Ветераны почувствовали себя преданными. «В тот же месяц, когда IBM объявила о сокращении пенсионного плана, было объявлено и о самой крупной квартальной прибыли», — вспоминает Линда Гуйер, менеджер проекта Web-разработки, проработавшая в корпорации 19 лет.

Девин Круз, программист с 23-летним стажем работы в IBM, утверждает, что, как заявило руководство, снижение объема пенсионных выплат было обусловлено необходимостью сокращения расходов и повышения конкурентоспособности. Однако в то же самое время пенсионные выплаты менеджменту были увеличены.

«К сожалению, в наши дни для большинства компаний работники — скот, который надо пасти, доить и вовремя забивать, — комментирует Билл Костайн, сотрудник службы технической поддержки IBM. — Многие работники с большой выслугой лет покидают компанию. Зачастую это ценнейшие специалисты».

«Если вы хотите, чтобы люди хорошо работали, надо им платить и оказывать поддержку», — считает Круз. Второй раз на изменение пенсионного плана IBM не пошла, однако Alliance@IBM, организация, защищающая интересы работников при формировании корпоративной политики IBM в области пенсионного обеспечения и льгот, оружие не сложила. По сообщению The Poughkeepsie Journal, в феврале 2000 года Национальный совет трудовых отношений объявил о том, что IBM не имеет права налагать взыскания на представителей трудового коллектива в связи с размещением ими на частных автомобилях наклеек с призывами в поддержку профсоюзов.

Помимо прочего, ИТ-специалистам необходима рабочая среда, соответствующая характеру их деятельности. Столь милые сердцу начальства разгороженные кубами огромные залы не подходят для творческой работы.

«Как вы поступите, ожидая от своих разработчиков ПО решения интеллектуальных задач? А) разместите их в просторной открытой среде, выручив таким образом немного денег на аренде офисного помещения и гарантировав персоналу возможность слышать шум со всего этажа; Б) предпочтете отдельные комнаты, производительность труда в которых выше, — рассуждает Милано из The Programmers? Guild. — Типичный ответ на вопрос — вариант А, потеря 30 тыс. долл. на производительности, экономия 2 тыс. долл. на стоимости офиса и соответствие букве и духу корпоративной политики в области организации рабочих помещений».

Договориться с кадровой службой относительно размера заработной платы, предоставления льгот, организации повышения квалификации и рабочей среды будет гораздо проще, если директор информационной службы найдет способ сделать так, чтобы коллективный голос его подчиненных был услышан руководителями предприятия. Но разве не в этом основная задача профсоюза?

Как с ними поладить

Директора информационных служб, имеющие опыт взаимодействия с рабочими объединениями, в один голос утверждают, что это занятие не из веселых. Профессиональные союзы представляются враждебно настроенными организациями, препятствующими процессу управления персоналом. Совсем иное дело, если вы работаете с коллективом; при этом не так существенно, вступили его члены в профсоюз или нет. Руководители, усвоившие этот урок, могут поделиться со своими коллегами секретами эффективного альянса с подчиненными, направленного на достижение взаимовыгодных результатов при работе с кадровыми службами.

«Для меня профсоюз — это очень влиятельное лобби в правительстве штата, — рассказывает Риган. — У них есть свои представители в законодательной власти, что дает им возможность продвинуть решение многих моих проблем». К примеру, профсоюз отстоял проект создания фонда повышения квалификации для ИТ-специалистов; в одиночку Ригану не удалось бы добиться подобного результата. Надо отметить, что Риган поддерживает стремление членов профсоюза к повышению их профессиональной мобильности. С этой целью должен быть принят новый классификатор профессий, используемый при заключении трудовых договоров. Благодаря ему процесс перехода от выполнения одной функции к другой (скажем, от разработки к поддержке ПО) для ИТ-специалистов, желающих попробовать что-то новенькое, должен значительно упроститься.

«Многое из того, что хотите вы, хотят и они. Вы хотите, чтобы работник трудился эффективно, чтобы он был обучен. Вы хотите сохранить работников. Профсоюзы тоже заинтересованы в этом», — резюмирует Риган.

Наш собеседник признал, что работать с профсоюзной организацией и, в частности, установить взаимное доверие после его неудачной попытки прибегнуть к аутсорсингу оказалось нелегко. Он также считает, что в свое время допустил ошибку, пытаясь обойти профсоюз, вместо того чтобы прямо известить его о своих намерениях.

Теперь Риган раз в шесть-восемь недель встречается с представителями Ассоциации наемных работников штата Коннектикут, в которой состоит 4200 человек, для обсуждения кадровых и всех прочих вопросов. «Если я беседую с ними об инвестировании части средств в обучение, мы обсуждаем возможности совместного решения этой задачи. Я рассказываю им, что могу сделать сам, и рассчитываю на их поддержку в данном вопросе», — рассказывает он.

По утверждению одного ИТ-менеджера, пожелавшего сохранить анонимность, главный вывод, сделанный им по результатам взаимодействия с профсоюзом, заключается в том, что представителя профессионального объединения необходимо приглашать на любую встречу менеджера с персоналом компании. Заблаговременно полученное извещение о планируемом совещании дает профсоюзному деятелю возможность выяснить, будут ли обсуждаться какие-либо положения контракта, которые профсоюз отрабатывает вместе с руководством компании (например, касающиеся зарплаты, времени и объема работ). В свою очередь, встречи с профсоюзным деятелем помогают директору информационной службы понять, какие из его проблем связаны с текстом контракта. Если проблема в контракте, менеджер может заняться ее решением при участии определенных административных работников, обычно представителей кадровой службы, которые формулируют условия соглашения. (Наш собеседник рекомендует директорам информационных служб следить за процессом определения условий контракта; по его мнению, начальник должен иметь возможность высказать свою точку зрения относительно того, как относятся к его персоналу и как им управляют.) В то же время если определенное положение в контракте отсутствует, совместное обсуждение проблемы в дальнейшем облегчает процесс изменения контракта.

Тот же ИТ-менеджер вспоминает ситуацию, в которой он через членов профсоюза привлек внимание профессиональной организации к своей проблеме, что в конечном счете помогло ее разрешить. В контракте не было пункта, посвященного формальной оценке результатов работы, поэтому руководитель поровну распределял зарплату и надбавки среди всех своих сотрудников. В результате один из представителей коллектива (кстати, член профсоюза) начал откровенно халтурить. Добросовестные работники указали менеджеру на свою обеспокоенность поведением лентяя и высказали пожелание, чтобы их усилия нашли достойную оценку. Менеджер в свою очередь порекомендовал обратиться к представителю профсоюза. Вспоминая об этом эпизоде, он говорит, что обращение к профсоюзному боссу самих членов этой организации оказалось куда более эффективным, чем была встреча двух сторон, традиционно расположенных по разные стороны баррикад.

«Когда я научился работать над текстом контракта, совещания с участием представителей профсоюза стали более позитивными и взаимовыгодными, — сказал он. — Если до директора информационной службы доходит информация о том, что персонал проявляет интерес к профсоюзному движению, оставлять ее без внимания ни в коем случае нельзя. Необходимо отреагировать как можно быстрее, обеспечив обмен мнениями между подчиненными и руководителями всех уровней». Действительно, дискуссия с сотрудниками, участники которой могут высказать свои жалобы, не опасаясь репрессий со стороны руководства, — лучшее лекарство от попыток создания профсоюза.

Виды на будущее

Свободных вакансий для ИТ-специалистов сегодня немало, а людей, реально претендующих на них, явно не хватает. Руководителям ИТ-служб приходится тщательно выбирать тактику завершения проектов. В круговороте проблем легко упустить из виду проблемы персонала, ведь каждый, включая самих руководителей, работает по 60-70 часов в неделю. Правомерно ли утверждение, что ИТ-специалисты — эксплуатируемая рабочая сила новой экономики? Факты свидетельствуют о том, что образование профсоюзов в ИТ-сфере — явление нечастое, причем основное препятствие рабочему движению — это сами работники ИТ-служб. «Программистов лупят молотком, а они не чувствуют, — говорит Милано из The Programmers? Guild. — Их можно дубасить по голове, а они будут приговаривать: ?Спасибо, сэр. Можно еще??»

Тем не менее ИТ-специалисты, состоящие в рабочих организациях, верят в свою правоту. «Это не кратковременная мода, — утверждает Гуйер из IBM. — Должно пройти определенное время, чтобы движение набрало силу. На то, чтобы женщины получили право голоса на выборах, потребовалось 100 лет».

И если сегодня директора информационных служб будут внимательно относиться к пожеланиям трудящихся, едва ли профсоюзному движению суждено набрать ход завтра.


Четыре способа помешать организации профсоюза

  1. ПООЩРЯТЬ общение менеджеров с их прямыми подчиненными на регулярной основе
  2. ИНИЦИИРОВАТЬ дискуссии, в ходе которых работники могли бы высказывать свои претензии к руководству
  3. ВЫСЛУШИВАТЬ пожелания работников и реагировать на них
  4. СФОРМИРОВАТЬ продуктивную рабочую среду

Пять основных причин, по которым работники ИТ-сферы объединяются в профсоюзы

  1. ОБУЧЕНИЕ. ИТ-специалисты нуждаются в повышении квалификации и знакомстве с новыми технологиями. Это важно для тех работников, которые хотят поддерживать знакомство с новейшими технологиями и предоставлять новейшие услуги. Однако во времена экономической нестабильности расходы на обучение оказываются одним из первых пунктов, которые компании вычеркивают из своих бюджетов.
  2. СТАНДАРТЫ НА РАЗРАБОТКУ ПО. Программисты хотят, чтобы их труд расценивался по определенным меркам. Существуют стандарты в бухгалтерском деле и строительстве. ИТ-специалисты считают, что по аналогии должны существовать нормы в области правильного написания кода.
  3. ЗАЩИТА ЛЬГОТ. Многие ИТ-специалисты переходят из компании в компанию, однако при этом они не хотят терять льготы в области защиты здоровья или пенсионного обеспечения. Профсоюзные объединения рассматриваются в роли своеобразных воронок, через которые могут потечь льготы. ИТ-специалисты с более устойчивым положением не хотят, чтобы их льготы были урезаны, поскольку в корпоративном мире все чаще начинают отказываться от традиционных пенсионных фондов.
  4. ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ СВЕРХУРОЧНАЯ РАБОТА. Кому нравится трудиться по 60 часов в неделю?
  5. ВИЗЫ H1-B. Американские ИТ-специалисты боятся, что их вытеснят с рабочих мест иностранцы, согласные на более низкую зарплату и не предъявляющие дополнительных требований к работодателю.

Шесть принципов работы с профсоюзом

  1. Участвуйте в переговорах по вопросам, связанным с контрактами
  2. Обеспечьте ясное и однозначное понимание условий контрактов
  3. Заставьте контракт работать на себя (он должен помогать вам решать вопросы, связанные с персоналом, например, при необходимости повышения оплаты труда)
  4. Всегда включайте представителя профсоюза в число участников совещаний с сотрудниками
  5. Сосредоточьтесь на задачах, в решении которых заинтересованы обе стороны
  6. Выполняйте свои обещания