Автор книги «Интеллект электронного бизнеса» (E-Business Intelligence) Бернар Лиато описывает полезные стратегии доступа к данным предприятия, их анализа и корпоративного...

Автор книги «Интеллект электронного бизнеса» (E-Business Intelligence) Бернар Лиато описывает полезные стратегии доступа к данным предприятия, их анализа и корпоративного использования, следуя которым можно создавать и развивать интеллект электронного бизнеса. В приведенном отрывке из книги содержится небольшая анкета, позволяющая судить о зрелости электронного бизнеса предприятия

Предлагаемый тест позволяет оценить «интеллектуальный коэффициент» электронного бизнеса предприятия для определения наилучшего направления деятельности с целью превращения данных в знания и выгоду. В каждом случае надо выбрать вариант ответа, наиболее соответствующий характеру использования информации в организации. При этом надо оценивать именно текущую ситуацию, а не цели или виды на будущее.

1. В моей организации доступ к данным предприятия (сведения о продажах, информация о клиентах, финансовые показатели, кадры, производство и т. д.) имеют следующие группы лиц:

  1. сотрудники ИТ-службы (программисты, разработчики и т. д.);
  2. наиболее важные пользователи и обслуживающий их персонал;
  3. все сотрудники организации;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

2. Сотрудники моей организации считают, что они:

  1. уполномочены принимать решения, однако лишены доступа к критически важной информации предприятия, необходимой для их принятия;
  2. могут получать основную информацию о предприятии для принятия решений, которые от них требуются;
  3. располагают всей корпоративной информацией, нужной им для принятия решений;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

3. В моей организации информация:

  1. распространяется редко или вовсе не распространяется;
  2. распространяется только при необходимости;
  3. широко распространяется и доводится до сведения всех сотрудников;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

4. Пользователи в моей организации используют данные предприятия (о продажах, клиентах, складских запасах, производстве, финансах и т. д.):

  1. только в ограниченных целях;
  2. для анализа показателей уже выполненной работы;
  3. для прогнозирования и реализации стратегии предприятия;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

5. Наша информационная система используется:

  1. только внутри организации;
  2. также и вне организации с клиентами или партнерами;
  3. также и вне организации как с клиентами, так и с партнерами;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

6. Мы используем данные предприятия для:

  1. подготовки отчетов о работе;
  2. организации управления на основе исключений;
  3. преобразования операционных бизнес-процессов;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

7. Мое представление о работе с клиентами таково:

  1. я имею только фрагментарное представление о работе с клиентами;
  2. я имею почти полное представление о работе с клиентами;
  3. я имею 100-процентное представление о работе с клиентами, в том числе об их взаимодействии с филиалами и важнейшими бизнес-подразделениями;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

8. По моим оценкам, процент необходимых сотрудникам данных, к которым они имеют доступ, составляет:

  1. 0 — 33;
  2. 34 — 66;
  3. 67 — 100;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

9. Качество данных, которые можно получить из наших информационных систем:

  1. низкое;
  2. удовлетворительное;
  3. отличное;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

10. Ключевые показатели (например, продажи, складские запасы, финансы, производство и т. д.) для управления бизнесом:

  1. не применяются вообще;
  2. применяются в некоторой степени;
  3. применяются широко;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

11. Мы отслеживаем:

  1. только финансовые показатели;
  2. финансовые показатели и показатели, связанные с работой с клиентами;
  3. финансовые показатели, работу с клиентами, бизнес-процессы и способность организационной структуры к обучению;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

12. Наши информационные системы:

  1. предлагают только информацию, полученную внутри организации;
  2. предлагают информацию, полученную внутри организации, плюс данные о рынке, приобретенные или интегрированные извне;
  3. предлагают расширенную внутреннюю информацию для партнеров и поставщиков;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

13. Данные о перемещениях посетителей по Web-сайту организации:

  1. используются только персоналом ИТ-службы для планирования структуры сайта;
  2. предоставляются бизнес-пользователям, но только в урезанном виде, в виде автономных отчетов;
  3. интегрированы с клиентскими профилями, предпочтениями и накопленными ранее данными;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

14. Разворачиваете ли вы сеть extranet для обеспечения возможности самообслуживания клиентов (например, имеют ли клиенты прямой доступ к информации о счетах, заказах и т. д.)?

  1. Не собираемся делать ничего подобного.
  2. Планируем развернуть.
  3. Такая сеть уже существует.
  4. Не знаю / к моей организации это неприменимо.

15. Есть ли у вас сеть extranet для управления цепочками поставок?

  1. Не собираемся разворачивать ничего подобного.
  2. Планируем развернуть.
  3. Такая сеть уже существует.
  4. Не знаю / к моей организации это неприменимо.

16. Продаете ли вы (или обмениваете) информацию, которой располагаете, другим участникам рынка (партнерам, поставщикам и т. д.)?

  1. Нет.
  2. Возможно, займемся этим в будущем.
  3. Да, у нас уже есть такая практика.
  4. Не знаю / к моей организации это неприменимо.

17. Наша политика в области защиты конфиденциальности:

  1. полностью отсутствует;
  2. зафиксирована в документах, но не выполняется;
  3. зафиксирована в документах и строго выполняется;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

18. Наш взгляд на сетевые торговые площадки (интерактивные биржи):

  1. надо подождать и посмотреть;
  2. выражается в том, что мы совершаем покупки на одной из таких бирж;
  3. выражается в том, что мы поддерживаем такую биржу;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

19. Данные нашей информационной системы, к которым я имею доступ:

  1. оказываются устаревшими на тот момент, когда я к ним обращаюсь;
  2. удовлетворительны: их нельзя считать оперативными, однако на них можно опираться в моей работе;
  3. являются в высшей степени оперативными;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

20. Я узнаю об исключительных ситуациях на основании системы индикаторов (измеримых показателей), которые я отслеживаю:

  1. спустя месяц или даже позже;
  2. спустя неделю;
  3. через день;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

21. Я автоматически получаю извещения о появлении исключительных ситуаций в системе индикаторов:

  1. в нашей организации не реализована подобная система;
  2. регулярно (еженедельно, ежемесячно и так далее);
  3. немедленно, при возникновении соответствующего события я получаю сообщение;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

22. Я получаю информацию:

  1. только из статичных отчетов (в бумажном или интерактивном виде);
  2. выбирая параметры статичных отчетов (например, при помощи открывающихся оконных меню);
  3. при помощи специального инструментария с поддержкой самообслуживания, когда я могу обращаться к данным, формировать отчеты и самостоятельно проводить анализ;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

23. Я могу получить доступ к информации предприятия:

  1. только в офисе;
  2. в офисе, через Internet, со своего компьютера, из любой точки на планете;
  3. в офисе, через Internet, со своего компьютера, из любой точки на планете, а также при помощи браузера своего мобильного телефона;
  4. не знаю / к моей организации это неприменимо.

Подсчет результатов

Каждый ответ оценивается по пунктам: а) оценивается в 1 балл, b) — в 2 балла, c) — в 3 балла и d) — 0 баллов. Подсчитайте результат и сопоставьте с приведенными оценками.

62-69. Примите наши поздравления. Ваша организация, несомненно, в числе лидеров с точки зрения интеллектуальности электронного бизнеса. Вы делаете все, что нужно, для превращения корпоративной информации в знания и прибыль, ваше предприятие информационно открыто для клиентов, поставщиков и партнеров. Так держать!

54-61. Ваша организация успешно продвигается по пути освоения интеллекта электронного бизнеса. Дополнительные усилия, направленные на упрощение доступа к данным для всех пользователей и в любое время, станут гарантией успеха. В частности, вам следует выработать план предоставления информации клиентам, партнерам и поставщикам.

46-53. Некоторые правильные шаги к тому, чтобы повысить эффективность использования информации отдельными подразделениями, уже сделаны, однако эти «островки» информации не способны послужить основой для долгосрочной стратегии в области электронного бизнеса. С тем чтобы действительно эффективно использовать информацию для достижения конкурентных преимуществ, необходимо обеспечить доступ к данным для всех работников предприятия, которым они необходимы.

38-45. Вы предпринимаете лишь самые элементарные шаги для предоставления ключевой информации высшему руководству, однако без внедрения изменений нелегко будет повысить эффективность информационных активов и поднять конкурентоспособность компании. На следующем этапе следует оказать помощь каждому подразделению в освоении своих информационных активов и предоставлении доступа к ним в масштабе всего предприятия. Только удвоенные усилия, направленные на повышение интеллектуальности электронного бизнеса, могут предотвратить неудачу.

37 и ниже. Информационные активы вашей организации не используются вовсе, а вы оказываетесь подверженными всем превратностям рынка. Вас может спасти только немедленная выработка стратегии обеспечения интеллектуальности вашего электронного бизнеса.

Об авторе

Бернар Лиато — президент и генеральный директор компании Business Objects, ведущего разработчика решений в области бизнес-интеллекта. Его книга «Интеллект электронного бизнеса — превращение информации в знания и выгоду» (E-Business Intelligence — Turning Information into Knowledge into Profit) выпущена издательством McGraw-Hill

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями