В журнале «Директор ИС» за февраль 2001 года натолкнулся на ряд интересных статей по поводу сертификации специалистов различных видов деятельности...

В журнале «Директор ИС» за февраль 2001 года натолкнулся на ряд интересных статей по поводу сертификации специалистов различных видов деятельности. Но в некоторых отношениях смысл статей очень удивил. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что акценты в них расставлены неверно. Первое, что бросается в глаза, это прямая связь между получением сертификата и повышением уровня оплаты труда, а второе — трактовка понятия «руководитель проекта»

В беседе о подготовке менеджеров проектов Майк Ньюэлл указывает на прямую связь между сертификацией и уровнем оплаты труда, при этом не учитывается сфера деятельности человека, отвечающего за конкретный проект. На мой взгляд, это грубейшая ошибка в подходе к сертификации специалистов по управлению проектами. Руководитель проекта прежде всего должен быть специалистом в той области знаний, к которой относится конкретный проект.

Господин Ньюэлл утверждает, что (стр. 6) «хороший руководитель проектов может прийти в компанию, занимающуюся любым видом деятельности, и, имея небольшое количество времени на знакомство со специальной литературой и должное количество консультантов, способен реализовать любой проект». Да, согласен, но какой ценой? При таком подходе стоимость реализации резко возрастает. Необходимо дополнительно оплачивать лишние затраты времени «на знакомство со специальной литературой», нанять «должное количество консультантов». Такие меры приведут к увеличению срока выполнения проекта и дополнительным расходам. Вероятность успешного завершения проекта ставится под угрозу из-за низкой квалификации руководителя проекта, т. к. он не сможет гарантировать результат, не будучи специалистом в вопросах, решаемых в рамках проекта.

Итоговая стоимость проекта, реализованного «универсальным менеджером», будет превосходить реально необходимую сумму. На простой, в общем, вопрос: «В чем, на ваш взгляд, состоят основные особенности управления проектами в России?», господин Ньюэлл не смог однозначно ответить. Вот тут и скрывается главная проблема подготовки и сертификации менеджеров, а также технических специалистов. То, что хорошо проходит на Западе, абсолютно не обязательно должно работать в России. Я считаю, что основная особенность — это объемы средств, затрачиваемых на проекты.

В нашей стране требуют не просто реализации конкретного проекта, но наименьшей цены.

В подтверждение вышесказанного можно привести небольшой пример из статьи «Профессия для этой жизни» на стр. 15. «В ходе выполнения проекта выяснилось, что при планировании не было учтено время, необходимое для обучения людей и резервного копирования данных». Я думаю, что это не все недостатки проекта, их было гораздо больше; причиной проблем стало не отсутствие навыков составления планов и управления проектами, а недостаточная квалификация ответственного за проведение работ специалиста («менеджера проекта»?!) в области знаний данного конкретного проекта.

Увеличение зарплаты сотрудников должно зависеть не от наличия сертификатов и прочих бумаг, а только от качества и результатов труда. Квалификацию специалистов подтвердить экзаменами невозможно. Только практическая работа и стаж на конкретном месте могут являться показателем квалификации. А сертификат о квалификации не дает реальной оценки знаниям и умениям.

Есть, на мой взгляд, проблемы и еще в одной области, затронутой статьями журнала, — в сертификации ИТ-специалистов. При практическом отделении процедуры сдачи тестов от обучения и получения живого опыта работы выданный в результате такого тестирования сертификат становится фикцией. Такой подход подрывает доверие к сертификатам как к документам, подтверждающим квалификацию, а знания, которыми обладают «сертифицированные» специалисты, зачастую не соответствуют требованиям, возникающим в реальных рабочих ситуациях. Однако эта тема стоит немного особняком. О причинах и особенностях ситуации в этой области стоит говорить отдельно.

Итак, подготовка руководителей проектов и специалистов должна проводиться в компаниях лишь с учетом специфики конкретных областей знаний и опыта практической работы. А если вести речь только о руководителях проектов, то не может быть международного сертификата, подтверждающего эту квалификацию.

Об авторе

Максим Дубинин — начальник отдела эксплуатации ОАО «Управление развитием систем и проектов». С ним можно связаться по электронной почте maksim@mdi.ru.