Тема этого выпуска — «Моделирование и CASE-средства».

В практике создания и сопровождения систем наблюдается весь спектр отношений к моделированию вплоть до противоположных. Совокупность моделей предприятия и системы — основа конструирования и управления в проекте, будь то создание программной системы или же развитие системы в целом. Особенно важным моделирование должно представляться директору проекта и тем более директору информационной службы. Вместе с тем многие стремятся сразу «делать дело», то есть «ваять» программы, сети, Web-сайты. Таким образом, отношение к моделированию — это и вопрос объективного места модельного подхода в разработке, и профессиональная культура команды разработчиков. О влиянии культуры говорилось в заметке «CASE — конец истории?» Фреда Хэпгуда в сентябрьском «Директоре». В статье

«Ниша и внедрение CASE-средств»
Александр Вендров

отвечает на ту заметку. Он говорит об одной цели «употребления» CASE-средств, а именно о разработке ПО. Автор свел воедино множество трезвых оценок и прагматичных правил, которые накоплены ведущими специалистами (включая его самого) в ходе внедрения и применения CASE-средств. Статья помогает снять налет излишне романтического (или, наоборот, циничного) отношения к предмету, выбрать верный путь работы в проектах и проектных программах разработки сложных программных систем. Такая направленность вполне отвечает первоначальному назначению CASE как средства для Computer Aided Software Engineering. Но естественно, что за границами этой статьи остается еще много объектов и целей моделирования и применения CASE-инструментов.

По этой причине в тему «Моделирование» хорошо ложится интервью с Августом Вильгельмом Шеером

«Практика моделирования — лучший критерий»

подход и инструмент которого (ARIS) в последние год-два получили известность в России. Шеер говорит об особенностях своего подхода и о стиле развития этой оригинальной системы моделирования. Обратим внимание, что он обращен скорее к моделированию бизнес-процессов и затем к архитектуре системы, чем к моделированию и изготовлению ПО, а его инструментальное средство — это скорее система класса Upper CASE. При этом Шеер, с одной стороны, выступает против «соревнования» между разными методами и языками моделирования, хотя, с другой стороны, предлагает свой специфический язык описания бизнес-процессов (EPC — Event-driven Process Chain).

Упомянутая позиция возвращает нас к наличию во многом противоречивых рекомендаций по применению конкретных средств моделирования. В действительности же суть модельного подхода такова, что принципиально не может быть одного универсального средства моделирования. И можно говорить лишь о том, что предпочтительней для конкретного проекта, команды проекта или проектной программы. А потому есть место для сравнения оценок и для предметных дискуссий. Вот и в статье

«Rational Rose, BPwin и другие — аспект анализа бизнес-процессов»
Павел Сахаров

приглашает к открытому разговору о том, насколько UML и его реализация в продукте Rational Rose годятся для моделирования бизнес-процессов, то есть того, ради чего, собственно, и будут потом разрабатываться ПО и другие ИТ-компоненты системы. Не все оценки в статье бесспорны, но ведь это относится и к другим материалам темы. Как не раз писал «Директор», мы лишь стремимся к истине и открыты для всех конструктивных мнений и рекомендаций. Единственное, против чего мы стали бы решительно возражать, это против неэтичных способов ведения дискуссии. В связи со всеми этими соображениями вслед за статьей Сахарова в заметке

«Модель как истина в предпоследней инстанции»
Евгений Зиндер

не только говорит о причинах многообразия типов моделей, но и касается проблемы стиля дискуссий. Выделим еще одно положение: в набор моделей входят не только формализованные CASE-модели разных типов, но и некоторые, казалось бы, совсем не «модельные» документы. В их число входят те, которые попадают в руки системных аналитиков лишь в проектах стратегического развития системы, а часто остаются вовсе невостребованными, например числовые показатели эффективности работы предприятия и их целевые значения, привязанные к оси времени развития этого предприятия. Однако именно такие индикаторы задают направление и способы развития системы.

По указанной выше причине к статьям по моделированию примыкает совсем небольшая заметка

«Управление центрами обработки звонков»
Дерека Слейтера

В ней приводятся измеримые и, более того, измеренные показатели работы так называемых call-центров, ключевых подразделений, находящихся «на передовой» работы с клиентами предприятия и входящих в бурно развивающуюся область CRM. (Мы уделяем такое внимание моделированию, поскольку важность его для проектов растет. И «Директор» будет рассматривать эту тему и в будущем году.)

Конечно, реальный мир всегда отличается от модели. Более того, наша практика проведения аналитических и внедренческих работ часто слишком уж далека от идеальных схем. В статье

«Реальность и быт российского ИТ-консалтинга»
Сергей Иванов

щедро делится наблюдениями и собственным опытом, которые не только показывают, как не надо делать, но и побуждают более строго относиться к самим себе. Особенно в случаях, когда мы выступаем в роли заказчика. И тут полезно обратиться к зарубежному опыту. Так, в западной практике для проектов внедрения ERP-систем прибегают к весьма солидной юридической поддержке. В контрактах стороны стараются обезопасить себя по всем направлениям, предусмотреть разнообразные «пути отхода» и контрмеры.

Отечественная культура более проста, в том числе — за счет пресловутого правила «Мое — это мое, а твое — тоже мое». Все знают, как часто у консультантов запрашивают подробнейшие тендерные предложения и целые демонстрационные проекты с целью практически бесплатно получить методику или даже программное обеспечение. Вот только успех при таком поведении сомнителен. Но поскольку и западная практика далеко не идеальна, в статье

«Большой риск для маленькой компании»
Уэйн Беннет

указывает, на что неразумно рассчитывать при ведении переговоров и составлении условий контрактов, а к чему стоит стремиться ради успеха проекта. Статья интересна по той причине, что, если стремиться к успеху, а не к созданию запаса оправдательных документов, правила Беннета вполне подходят для наших условий.

Ну и наконец, мы помещаем еще один материал Слейтера. Он представляет собой попытку осмысления всего многообразия middleware — одного из важнейших сегодня типов программного обеспечения. Несмотря на то что из-за необычайной «подвижности» предмета получившаяся картина — отнюдь не конечный результат, ее основные фрагменты и общая композиция вполне интересны.

«О промежуточном ПО без мистики»
Дерек Слейтер

Вспомним, что интерес к такому ПО возник довольно давно, но в нашей практике овладели им немногие, а реально и с пользой оно могло применяться и того реже. И вот пришли новые времена. Они ознаменовались не только широкими дорогами к новым горизонтам, но и массой неразберихи. В частности, постоянно меняются типы и границы того, что называется middleware на практике. Казалось бы, совсем недавно Ларри Эллисон, публично объявляя о необходимости вернуться к ориентации систем на централизованные базы данных (см. рубрику «Директору ИС», № 9 за 1999 год), рисовал очень простую картину обеспечения работы пользователей такой ИС. Стандартный браузер как клиент и общий Internet в качестве абсолютно стандартного промежуточного ПО назывались достаточными средствами. Но уже тогда все громче звучал вопрос о создании кооперативных, гибридных и прочих ИС, получающихся за счет стыковки баз данных и приложений нескольких предприятий. «Вдруг» оказалось, что кроме собственных баз данных предприятия есть еще базы данных партнеров, а современный бизнес-процесс должен опираться и на них (причем опираться вовсе не только читая данные из баз партнеров!). По этой причине разнообразное промежуточное ПО, невзирая на смены громких лозунгов, не только никуда не исчезло, но стало еще более разнообразным. А также почти повсеместно нужным. Это значит, что системное проектирование с опорой на такое ПО стало действительно актуальным направлением, в том числе и у нас.

В самом конце журнала вы найдете ответ на вопрос:

«Что вызывает стресс у директора информационной службы?»

В заметке приведены результаты опроса 1400 директоров ИС и рекомендации о путях снижения стрессов, которые предлагает консалтинговая компания RHI Consulting.

Вот что и почему включено в этот выпуск «Директора». А о планах журнала на ближайшее будущее смотрите в колонке «Не пропустите!»


ИТОГО ЗА ОКТЯБРЬ

Нобелевская — нашему соотечественнику

Впервые за долгое время Нобелевской премии в области физики удостоен наш соотечественник — директор Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе Жорес Алферов. Этой награды он удостоен наряду с двумя американцами — Джеком Килби и Гербертом Кремером (CWR № 39). Алферову награда присуждена за работы в области гетероструктур, используемых в высокоскоростных оптических электронных системах, — спутниковой связи, мобильных телефонах, системах хранения данных (в том числе проигрывателях компакт-дисков, модулях нанесения штриховых и лазерных кодов и пр.). В 1963 году Алферов и Кремер независимо друг от друга разработали принцип гетероструктурного лазера.

«Управление» и управленцы

Очередная выставка «Управление» отличалась деловитостью посетителей и популярностью семинарской программы. Еще одна деталь — довольно сильная ротация участников. Некоторые компьютерные компании, имевшие заметные стенды на прошлогодней выставке, в нынешней предпочли не участвовать. В свою очередь, существенно возросло число небольших фирм, представляющих услуги в области обучения и консалтинга. По всей видимости, это свидетельствует о том, что спрос на методики управления все же первичен по отношению к спросу на ИТ.

Будьте бдительны!

Внутренняя сеть Microsoft оказалась взломана хакерами, сильно заинтересовавшимися исходными текстами программных продуктов корпорации (CWR № 41). Следы взлома ведут в Санкт-Петербург, но не исключено, что адрес в Питере использовался лишь для прикрытия. Утверждается, что исходники не были модифицированы или похищены, однако независимые эксперты допускают иное. Какими бы ни были цели взломщиков, инцидент в очередной раз продемонстрировал, насколько уязвима безопасность современного информационного общества.


Не пропустите!

Управление проектами

В следующем номере планируются статьи об организации команд в проектах внедрения прикладных систем и о подходе к созданию интегрированной системы управления проектами. Готовится тематический номер о методах и инструментах управления персоналом в проектах. Возможно, его обгонит статья из рубрики «Повесть о настоящем проекте». Есть планы и по другим аспектам этого направления — от сертификации менеджеров проектов до выбора программных систем.

Стандарты

Обращаем ваше внимание на теснейшее сращивание стандартов на ИТ и на организацию основной деятельности «некомпьютерных» предприятий. В связи с этим будут рассмотрены стандарты и методические материалы в области CALS-технологий — как принятые, так и планируемые к принятию в 2001 году.

Кроме того, «Директор» собирается уделять больше внимания методам и средствам моделирования систем. В ближайшее время будет продолжена дискуссия начатая в этом номере. И, как всегда «Директор» будет уделять особое внимание практике работы информационных служб и реализации проектов.

А вот что ожидает нас в ближайшие недели:

«Стратегия экономического развития России в ХХI веке»

10-й юбилейный Всероссийский экономический форум, 21-22 ноября, Москва, Кремль, Дворец съездов

Конференция по инновационному предпринимательству

Всероссийская научно-практическая конференция, 24-25 ноября, Москва

«Российский форум коммуникаций»

Международная конференция 29-30 ноября, Москва, отель «Олимпик Пента Ренессанс»

«Ведомственные и корпоративные сети связи?2000»

3-я Международная выставка 4-8 декабря, Москва, ВВЦ, пав. 57

«Инвеком»

10-я Международная специализированная выставка, 5-9 декабря, Санкт-Петербург