Рынки капитала обозначили свою позицию. Обещанная прибыль от электронной коммерции между производителями и заказчиками (B2C) так и не получена, по крайней мере до сих пор. В будущем деньги для создания таких предприятий, как Amazon.com, получить будет намного сложнее. Для поддержания нормальной работы первого национального бакалейного Internet-магазина Peapod требуется денежная поддержка со стороны поставщиков супермаркета. Рыночная капитализация большинства компаний, работающих в области потребительской электронной коммерции, значительно снизилась.

Эта проблема была в достаточной степени предсказуема. По мере того как компании, работающие в области электронной коммерции, пытались сохранить клиентов, цены снижались. Но, как показывает опыт, если при каждой операции вы теряете деньги, в итоге вы их не заработаете.

Компании, предлагающие услуги электронной коммерции, не учли самого важного: завоевать доверие и привязанность заказчиков можно, только предлагая решения, выгодные для них не только с точки зрения цены.

Когда в 1992 году я и Майкл Хаммер выдвинули идею реинжиниринга, мы принципиально настаивали на совершенствовании внутренних процессов наравне с разработкой новых продуктов, выполнением заказов и обслуживанием. Чтобы электронная коммерция себя оправдывала, компании должны выйти за рамки внутренних процессов и понять, в чем суть бизнес-процессов заказчиков (таких, например, как закупки, оплата счетов и производство), и предложить способы, которые позволили бы совершенствовать их. Почему «электронные торговцы» не анализируют бизнес-механизмы заказчиков и не пытаются интегрировать их со своими? Реальный реинжиниринг — дело очень сложное, и многие предприятия «новой экономики» живут надеждой на то, что им удастся обойтись внешне привлекательным Web-узлом.

. Рынки капитала переносят свои интересы на рынки бизнеса, но с большой осторожностью. Инвесторы должны быть настороже, поскольку так называемые электронные торговые площадки для бизнес-партнеров (B2B) окажутся успешными только тогда, когда они предложат своим продавцам и покупателям модернизированные процессы. В противном случае эти торговые площадки будут лишь снижать цены продавцов и не предложат никаких иных преимуществ.

Но совсем не обязательно, что все произойдет именно так. Один из руководителей General Motors недавно рассказал мне, что создаваемая компанией электронная торговая площадка, предназначенная для приобретения автомобильных комплектующих, призвана значительно усовершенствовать многие бизнес-процессы General Motors. По оценкам руководства компании, затраты на производство и обслуживание складов могут снизиться на 15%, а стоимость двигателя — сократиться на 14%. Расходы на операции в размере 87 млрд. долл., которые ежегодно уходят на приобретение комплектующих, могут уменьшиться на 20%.

Так как же должны поступать компании, которые хотят создать электронные торговые площадки или присоединиться к уже существующим? Ниже приводится несколько советов, которые позволят сделать следующий этап реинжиниринга более успешным, нежели предыдущий.

  • Подумайте о стандартизованных в вашей отрасли процессах, особенно о тех, которые касаются потребителей, например об оплате счетов и презентации продуктов. Затраты и продавцов и покупателей можно значительно сократить, если упростить и стандартизировать эти процессы. Электронные торговые площадки B2B в конце концов предоставят такую возможность.
  • Будьте готовы работать с более стандартизированными процессами, которые могут быть предложены третьей стороной. Например, это могут быть компании (вроде eCredit.com), которые постоянно оценивают и определяют степень риска кредитования клиентов. Стандартизированные процессы, реализованные внутри компании, все больше и больше будут передаваться для независимого сопровождения другим предприятиям. И здесь важную роль сыграет Internet.
  • Оценивайте компьютерные услуги, которые вы предлагаете своим потребителям, сквозь призму электронных торговых площадок. Небольшие компании, которые могут покупать ваши продукты, не всегда хорошо управляют компьютерными системами. Большинство будет очень восприимчиво к тому, что я называю облегченной версией ERP-системы.
  • Не стоит создавать электронные торговые площадки в одиночку. Вне зависимости от того, насколько велика ваша компания, вряд ли вам удастся предложить все продукты и услуги, которые требуются потребителям. Вы можете повысить эффективность работы своих потребителей, предложив им площадку, на которой они могут купить все, что им требуется. Разнообразие предложений весьма ценится потребителями. Ради этого вы и другие продавцы должны объединить свои процессы, чтобы вашим клиента было проще совершать покупки.

Все вышесказанное еще раз подтверждает аргумент, который я приберегал десять лет: «новая экономика» без реинжиниринга работать не будет.

Джим Чампи — руководитель консалтинговой службы компании Perot Systems. С ним можно связаться по электронной почте: JimChampy@ps.net