Внедрение новых технологий на очень больших предприятиях и в крупных государственных структурах имеет свою специфику. И кто как не сами руководители информационных служб этих организаций могут лучше рассказать о ней. Поэтому нам показалось интересным предоставить их краткие выступления за круглым столом, организованным фирмой Cognitive Technologies. Ведь за каждым из докладчиков — не только солидный опыт применения информационных технологий в своей структуре, но и решение юридических, социальных и финансовых проблем. Надеемся, их выступления помогут найти ответы на следующие вопросы: в чем заключается основная цель внедрения информационной системы в очень крупной организации? Какие конкретные задачи она должна решить сегодня? Что она сможет дать в будущем? Итак, предоставим им слово.

Главное — не останавливаться

Юрий Иванович Зятьков — директор ГВЦ Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ

Практика работы главного вычислительного центра (ГВЦ) Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ показала, что останавливаться в деле внедрения новых информационных технологий недопустимо. Каждый год мы должны предлагать пользователям нечто новое. Открыли три года назад Internet-сервер нашего министерства — хорошо. Но мы прекрасно понимаем, что нужно двигаться дальше — иначе не выживешь.

В cвое время в Минсельхозпроде России было около десятка разных институтов, занимавшихся информатизацией. И именно те из них остались на плаву, которые постоянно развивались, ни на секунду не останавливаясь.

Прямо как в сказке о лягушках, попавших в кринку со сметаной. Все они, кроме одной, просто опустили лапки и утонули, а оставшаяся била лапками до тех пор, пока не сбила масло и не выбралась. Так вот в Минсельхозпроде России та лягушка — наш ГВЦ, где считают главным в работе с информационной системой ее непрерывное развитие.

В ближайшем будущем предполагается создание электронной сельскохозяйственной биржи. Не исключено, что ГВЦ изменит свой имидж — станет Главным информационно-аналитическим и консультационным центром Минсельхозпрода России. Дело в том, что сегодня органы исполнительной власти на местах все в большей степени становятся консультационными, а не руководящими. Они теряют власть над товаропроизводителями, потому что те становятся частными предприятиями. Потому-то мы и должны создать систему новых технологий предоставления сельскохозяйственных знаний и программно-информационных ресурсов. Сегодня важная проблема — телекоммуникационная среда. Сейчас это Internet, но еще с доперестроечных времен министерство имеет в разных регионах свои ведомственные сети, возможности которых хотелось бы использовать для предоставления услуг потенциальным пользователям. Однако делать это придется для всей страны, и одному ГВЦ со столь масштабной задачей не справиться. Для ее решения следует создать новые организационные подразделения, на основе которых можно было бы построить единую ведомственную информационную инфраструктуру.

Интересны также контакты с фирмами и конкретными людьми, которые помогли бы решить эту задачу, проконсультировать и подсказать новые технические решения. Мы всегда открыты для сотрудничества.

Приглашаем разработчиков информационных систем

Евгений Александрович Трофимов — начальник управления информационных технологий отделения Пенсионного фонда России по городу Москве

В процессе внедрения информационных систем нам приходится постоянно учиться, и при этом наблюдаются очень неожиданные решения. Так, никто в Пенсионном фонде РФ не ожидал, что настанут времена, когда придется в день обрабатывать до 40 тыс. документов, а в пиковые моменты — и до 70 тыс. И здесь с проблемой обеспечения надежности и эффективности проводки документов простыми техническими решениями уже не справиться. Приходится разбирать множество организационных технологических вопросов. Подобных проблем не разрешить, не обмениваясь опытом с теми, кто занимается внедрением информационных систем.

Сейчас можно сделать вывод, что уже недостаточно автоматизации рутинных технических операций и безбумажного ведения части документооборота. Одна из самых насущных задач — развитие системы информирования граждан о состоянии их лицевых счетов. Это необходимо, поскольку только вовлечение конечного пользователя — каждого физического лица, которому будет впоследствии назначаться пенсия, — позволит выверять лицевые счета и проверять правильность перечисления средств в Пенсионный фонд РФ. Нужен электронный архив, но не потому, что решено избавиться от бумаг. От «бумажного» документооборота все равно полностью не отказаться, так как бумага — юридический документ. Многие работодатели находят любые возможности, чтобы уйти от платежей в Пенсионный фонд РФ. Поэтому параллельно с ведением бумажного архива приходится сохранять образы документов в электронном виде, чтобы можно было предъявить их работодателям. Оперативно найти документ в бумажном архиве из 70 млн. подобных практически невозможно. Решить эту задачу под силу только электронному архиву.

Вот тут и потребуются разработчики информационных систем. Хотелось бы, чтобы они приехали в Пенсионный фонд России и предложили свои решения.

Мы готовы делиться опытом

Валерий Сергеевич Харитонов — генеральный директор ЗАО «CP-ДРАГа»

Наша фирма «СP-ДРАГа» — cпециализированный регистратор, держатель реестра акционеров газовой промышленности. Следует отметить, что деятельность регистратора, на первый взгляд, очень проста, поскольку все строго регламентируется законами, постановлениями правительства и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В то же время на рынке регистраторских услуг существует довольно жесткая конкуренция. Чтобы выдержать ее, необходимо предоставлять эмитенту услуги в том объеме и того качества, которые ему требуются. Мы являемся держателями реестра акционеров ОАО «Газпром», космической корпорации «Энергия» и ряда других крупных компаний. Ведение реестра акционеров и организация проведения собрания акционеров РАО «Газпром» — довольно сложная задача, поскольку акционеров — юридических и физических лиц насчитывается около 300 тыс. человек. Решить эти задачи позволило внедрение новой автоматизированной системы ведения реестра акционеров. Система состоит из следующих подсистем: «Первичные документы», «Операционный день», «Список», «Собрание акционеров», «Дивиденды». В частности, подсистема «Собрание акционеров» позволяет осуществлять регистрацию акционеров и их представителей, непосредственно участвующих в собрании, и оперативно получать результаты голосования. В перспективе развитие этой системы позволит еще в большей степени повысить уровень работы регистратора. Мы всегда готовы поделиться накопленным опытом с коллегами по регистраторскому бизнесу, а также с эмитентами.


Михаил Глинников — научный редактор журнала «Мир ПК». С ним можно связаться по электронной почте: mikeg@osp.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями