Сегодня правообладатели все чаще наведываются в Web, что установить факты возможных посягательств. К счастью, основные правила получения прав на включение материалов в качестве содержимого Web-страницы не так уж сложны

Практическое руководство по защите ваших прав при проектировании содержания Web-узла

Совсем недавно массовое распространение текстов, фотографий и других подобных материалов осуществлялось через «врата» СМИ относительно небольшим числом специалистов. Эти люди прекрасно разбирались в том, как получить права на публикацию материалов, действуя в рамках закона. Сегодня же практически любой желающий может опубликовать материал при минимуме затрат и небольшой предварительной подготовке. Технология Web до предела упростила процесс публикации.

В былые годы большинство обладателей авторских и других прав не придавали особого значения Internet, что позволяло нарушать эти права без опасения быть наказанным. Однако сегодня правообладатели все чаще наведываются в Web, чтобы установить факты возможных посягательств. К счастью, основные правила получения прав на включение материалов в качестве содержимого Web-страницы не так уж сложны.

Фотографии

Публикация фотографий затрагивает правовые аспекты нескольких уровней. Есть авторские права на саму фотографию. Они принадлежат фотографу, поэтому для публикации фотографии владелец Web-страницы должен иметь либо лицензию, либо переданное через посредников разрешение правообладателя. Фотограф может либо выдавать разрешения самостоятельно, либо передать это право какому-нибудь агентству, например, Reuters или фотобиблиотеке Corbis. В свою очередь, вид и стоимость лицензии, выдаваемой таким агентством, могут различаться в зависимости от того, идет ли речь о публикации только в одном издании, выходящем в отдельном регионе, или о возможности воспроизводить фотографию в любом издании любой страны. Следует быть внимательным: право публиковать фотографию в фирменном буклете не всегда означает возможность размещения той же фотографии на Web-странице. Прежде чем публиковать, следует тщательно изучить все формулировки разрешения.

Правовой аспект может возникнуть и на уровне объекта изображения. Если на фотографии присутствует известное произведение искусства, то для ее опубликования нужно заручиться согласием владельца прав на публикацию. Точно так же, если фотография содержит чье-то портретное изображение, то понадобится разрешение этого лица. Наконец, если на фото изображена торговая марка и оно воспроизводится на коммерческих страницах, то может понадобиться лицензия на использование торговой марки. Исключение составляет публикация фотографии на страницах, имеющих отношение к сфере образования или к новостным блокам. В таких случаях речь идет об «использовании, не наносящем ущерба» (об этом будет сказано ниже).

Итак, публикация фотографии очень часто предусматривает получение разрешения сразу на нескольких уровнях. Положим, вы решили разместить у себя на странице фото Элвиса Пресли, пьющего кока-колу. Будьте готовы в этом случае потратить массу времени на получение соответствующих разрешений.

Музыка

При публикации музыкальных записей, как и в случае с фотографиями, различается несколько уровней правовых аспектов. Помимо права на копирование, существующего у лица, сделавшего первоначальную запись, имеются еще права у авторов музыки и слов. К счастью, получить разрешение на проигрывание звукозаписи можно через многочисленные специализированные организации.

В случае с компакт-дисками и прочими средствами массового тиражирования компании звукозаписи, как правило, получают от исполнителя права на саму запись в обмен на процент от продаж. Право лицензировать публичное исполнение использованной в записи музыкальной композиции в США часто приобретают композиторские организации, такие как Американское общество композиторов, авторов и издателей (ASCAP) и компания Broadcast Music (BMI). Конкретные права, необходимые для воспроизведения, зависят от формы представления записи в Internet. Издатель, ведающий выдачей лицензий в музыкальном мире, по-особому отнесется к предоставлению прав на проигрывание песенки всякий раз при попадании пользователем на свою домашнюю страницу. Подобные организации обычно очень разборчивы в отношении каналов воспроизведения. А потому, если даже у вас есть разрешение на воспроизведение песенки в коммерческой рекламе по радио, это вовсе не значит, что вам разрешается воспроизведение на Web-узле.

Текст

Исключительным правом разрешать публикацию текстового материала обладает автор текста или его издатель, и обращаться за разрешением следует именно к ним. Однако на этом вопрос прав публикации оригинальных работ, возможно, не будет исчерпан. В зависимости от содержания материала могут потребоваться дополнительные права. Например, если в документе приводятся выдержки из других авторов, то, возможно, придется обратиться и к ним.

Программное обеспечение

Web изобилует программными апплетами, призванными развлечь пользователя или привлечь его внимание. Технологически разработчику Web-страницы ничего не стоит скопировать такие апплеты и вставить их в свою страницу. Однако в целях соблюдения законности нужно, разумеется, заручиться разрешением автора апплета.

В отношении ПО, в том числе Java-апплетов или элементов ActiveX, действуют те же правила, что и в отношении фотографий. Исключительными правами на копирование, распространение и воспроизведение апплетов обладают разработчики. Поэтому для выполнения соответствующих операций нужно иметь лицензионное право. Так же, как и в случае с фотографиями, отдельные права могут потребоваться на содержащееся в ПО информационное наполнение. Например, для воспроизведения на своей странице апплета, демонстрирующего серию слайдов, понадобится дополнительное разрешение на показ каждого слайда, а возможно, на публикацию содержимого слайда.

Прежде чем скопировать программу к себе на страницу, составитель должен убедиться в наличии лицензионного соглашения с конечным пользователем или правил, регламентирующих порядок использования программ, размещенных на конкретном Web-узле. Если на данном узле эти правила перечислены, то любое их нарушение может послужить основанием для судебного иска о нарушении авторских прав или контрактных обязательств.

Некоммерческое использование

Составители Web-страниц часто ссылаются на «первую поправку»*, разрешающую свободно публиковать на узле любую информацию. На самом деле словосочетание «некоммерческое использование» привносит некоторое разночтение в закон об авторских правах. Однако это понятие не совсем четко сформировано и часто неправильно трактуется. Прежде чем приступать к копированию информации на свой узел, сославшись на феномен некоммерческого использования, вам следует проконсультироваться с юристом или редактором, имеющим практический опыт в этой области.

В разделе 107 Акта об авторских правах приведены четыре условия, которые нужно учитывать при оценке возможных последствий от использования какого-нибудь произведения, защищенного авторским правом:

  • цель и характер использования — например, носит ли оно коммерческий характер, служит ли образовательным целям и т. д.;
  • природа произведения;
  • количество и значимость использованных выдержек из произведения;
  • эффект от использования, оцениваемый на основе показателей потенциального рынка или стоимости произведения.

Приоритетность перечисленных условий зависит от конкретной ситуации. В общем, доктрина «некоммерческого использования» защищает право на применение содержимого Web-страниц в некоммерческих, образовательных целях и в журналистской деятельности. Ключевым показателем, вероятно, может служить то, насколько декларируемый характер использования далек от потенциального рынка правообладателя.

Технологические альтернативы

Интересно, что в Сети уже есть средство снятия противоречий, связанных с получением прав. Речь идет о гиперссылках. Вместо того чтобы копировать содержание и воспроизводить его у себя, создатель Web-страницы может определить ссылку на имеющийся в Internet источник информации. Расстановка таких ссылок ведет к некоторым неудобствам при планировании вида страницы. Однако во многих случаях использование ссылок все равно оказывается проще, чем «пробивание» лицензии на публикацию материала. Правда, некоторые оспаривают права размещать на странице ссылку на что-либо без согласия адресата. Вспомним, например, судебный иск, предъявленный в 1998 году компанией Ticketmaster к корпорации Microsoft. Суд США, а также большая часть экспертов в области законодательства не согласны с позицией Ticketmaster.

В заключение отметим, что Internet в части использования содержимого отнесен к категории «другие средства массовой информации». В общем, порядок получения этих прав нужно искать среди лицензий, специально ориентированных на Web-публикации. Необходимо учитывать, что правила воспроизведения некоторых видов материалов весьма сложны. По этой причине становится важно точно определить, авторизовано ли лицо, от которого вы получаете разрешение, давать ли его от имени всех писателей, художников, разработчиков и прочих субъектов права, причастных к произведению. И обязательно проследите за точностью всех терминов и условий в полученном вами юридическом документе.

Лайэм Лэвери — адвокат компании Preston Gates & Ellis, занимающейся вопросами законодательства в сфере технологии. К нему можно обратиться по адресу: liaml@prestongates.com


Что можно размещать на Web-узле: российская специфика

Иосиф Курзель

Как известно, Россия является участницей Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве, Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, ряда международных соглашений, в России действуют законы «Об авторском праве и смежных правах» и «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», так что российское законодательство в целом обеспечивает защиту авторских прав, в том числе прав зарубежных авторов, и его лучше не нарушать. В то же время следует отметить, что российское законодательство дает возможность в ряде случаев использовать произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Прежде всего авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Объектами авторского права не являются официальные документы, а также их официальные переводы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Однако на использование государственной символики, а также — в ряде случаев — официальных документов требуется разрешение соответствующих инстанций.

Далее, авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти (с некоторыми исключениями в сторону увеличения этого срока). После истечения срока действия авторского права произведения переходят в общественное достояние и могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. Для того чтобы в этих случаях избежать предъявления претензий, следует твердо убедиться в том, что срок действия авторского права на конкретное произведение истек.

И самое важное: допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях (ст. 18 закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).

В этом случае следует обратить внимание на два обстоятельства.

Во-первых, воспроизводимое произведение должно быть изначально обнародовано правомерно. Если произведение изначально обнародовано неправомерно, то претензии могут быть предъявлены всем последующим публикаторам, даже если они воспроизвели его в личных целях.

Во-вторых, произведение должно быть воспроизведено в исключительно личных целях, то есть не для коммерческого использования, понимаемого в самом широком смысле. При этом следует учитывать, кому принадлежит Web-страница (физическому лицу, то есть гражданину, или юридическому лицу, то есть предприятию), назначение воспроизведения, насколько влияет воспроизведение на коммерческую деятельность законного владельца авторского права, и ряд других факторов.

В заключение необходимо отметить следующее. За рубежом накоплен некоторый опыт рассмотрения конфликтов, связанных с нарушением авторских прав в Internet. В России пока что такого опыта нет, но в связи с расширяющимся распространением Internet такие конфликты не исключены, и желательно, чтобы их по возможности было меньше, а в случае их возникновения чтобы они решались с наименьшими затратами сил и средств всех участников.

Иосиф Антонович Курзель — патентный поверенный. С ним можно связаться через редакцию


* Речь идет о First Amendment, первой поправке из так называемого Билля о правах, содержащего 10 из 28 поправок к конституции США. Согласно этой поправке, любой гражданин США имеет право опубликовать любую информацию в соответствии со своими религиозными убеждениями и другими взглядами. Фактически поправка гарантирует свободу слова в том виде, в котором она в ней сформулирована. Близко по значению First Amendment и другое хорошо знакомое североамериканскому читателю понятие: fair use, которое трудно перевести. Оно означает одновременно «использование, не ущемляющее других» и «бескорыстное использование». В обсуждаемом контексте, вероятно, лучше всего его перевести как «некоммерческое использование». — Примеч. перев.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями