Ваша ОС и ее работа

Вполне возможно, что вы этого не осознаете, но ОС, операционная система, — это один из ваших наиболее близких и лояльных сотрудников. С момента, когда вы включаете компьютер рано утром, и до самых последних минут рабочего дня, когда вы компьютер выключаете, ваша операционная система все время работает, обрабатывает каждое ваше действие и «переговаривается» со всеми установленными программами.

Что делает операционная система лично для меня?

Лучше спросить, чего она не делает. Для начинающих ОС — это своего рода переводчик, помогающий вести диалог со всем программным и аппаратным обеспечением вашей вычислительной установки. Так же как переводчик помогает вам общаться с иностранными дипломатами, ОС переводит ваши команды (например, «открыть файл») в последовательность нулей и единиц, которую только и понимает компьютер. Но кроме этого, ОС выполняет роль «инспектора-регулировщика». Когда вы запускаете на своем ПК сразу два приложения, ОС начинает жонглировать компьютерными ресурсами (например, интервалами времени работы центрального процессора, которое запрашивает каждое из приложений), в результате чего ваша электронная таблица может спокойно пересчитываться в фоновом режиме работы, пока вы играете в Microsoft Golf. ОС контролирует внешний вид пользовательского интерфейса, а также работу внутренних компонентов компьютера (например, памяти) и внешних устройств — мониторов, модемов, дисковых массивов и пр.

Сколько существует различных операционных систем?

Слишком много, чтобы здесь перечислять. Вероятно, вы слышали о Windows производства корпорации Microsoft, о Mac OS производства компании Apple Computer, об MVS корпорации IBM и различных «вариантах» ОС Unix (см. ниже). Это наиболее популярные на сегодняшний день системы. Для разных видов компьютеров разработаны разные виды операционных систем: так, на персональных компьютерах используется Windows, а на больших машинах — MVS или что-нибудь подобное.

Важно отметить и другое различие. ОС для настольных систем, например Windows 98 или Windows 2000, работает на отдельном компьютере. Сетевая ОС (например, NetWare компании Novell) контролирует взаимодействие групп компьютеров и других устройств. С помощью сетевой ОС пользователи получают в общее (в масштабах сети) владение некоторые файлы или же могут обращаться к общим устройствам, например, принтерам, сканерам, серверам Internet и электронной почты.

Что произойдет с ОС, если мой компьютер «зависнет»?

Это может незначительно отразиться на работе ОС, но долговременных повреждений ей не принесет. На последствия от зависания влияет много факторов: внутреннее устройство самой ОС, природа и степень зависания, то, какие файлы и приложения были открыты во время выхода из строя, характер процедур, применяемых для восстановления работоспособности. Одно зависание может привести к нестабильной работе ОС, стать причиной другого зависания и привести к еще менее стабильной работе — может получиться тот же эффект, что и при сотрясении мозга.

- Том Уэйлгам, CIO

Расхожие термины и выражения

GUI (произносится «гу-и»). Аббревиатура термина «графический интерфейс пользователя». Это метод общения с компьютером, позволяющий вам давать приказы операционной системе с помощью меню, папок, значков.

Вариант. Используется для обозначения варианта ОС, к примеру Unix. Разные компании разработали свои собственные варианты ОС Unix — системы HP-UX, AIX, DG-UX, SCO Unix, Solaris и т. д. ПО, написанное для HP-UX, не будет работать в ОС Solaris, несмотря на то что обе операционные системы являются вариантами одной и той же Unix. Забавно, не правда ли?

Зависание. Ненормальное завершение работы, когда компьютер перестает реагировать на действия пользователя. Чтобы снова привести его в рабочее состояние, компьютер нужно перезагрузить.

Что такое extranet?

Многие пользуются extranet ежедневно, даже не подозревая об этом, — отслеживая упакованные грузы, заказывая товары у поставщиков или обращаясь к службе поддержки клиентов другой компании. Extranet представляет собой механизм выборочного и защищенного от влияния посторонних лиц взаимодействия с вашими клиентами и бизнес-партнерами, базирующийся на использовании технологий Internet и Web.

А в чем разница между extranet, intranet и Internet?

Первым появился Internet, он доступен для всех желающих. Затем бизнес поднабрался опыта и начал создавать сети intranet, в которых применялся все тот же дружелюбный Web-интерфейс, но имелись еще межсетевые экраны (firewalls), позволяющие видеть информацию на узле сети только сотрудникам компании. А потом появились и сети extranet, которые представляют собой нечто среднее между Internet и intranet: там тоже есть межсетевые экраны, но выборочно предоставляется доступ пользователям внутренней сети и внешней, например бизнес-партнерам и клиентам.

Зачем нужны эти extranet?

Если сеть extranet спроектирована правильно, она позволяет вести обмен транзакциями между различными объектами бизнеса, обеспечивая надежную защиту и к тому же помогая экономить время и деньги. В автомобильной промышленности использование extranet позволяет сократить насыщенный рутинными операциями процесс заказа и обеспечивать поставщиков своевременной информацией об изменениях в составе деталей или их компоновке, позволяет быстрее реагировать на возникающие проблемы или вопросы поставщиков. Через extranet поставщики могут получать коммерческие предложения, сообщать свои цены, передавать документы и даже взимать плату. Доступ в extranet ограничен (защищен с помощью пароля), так что такую сеть можно подключать прямо к внутренней сети любого участника общего процесса.

Так что, каждой компании нужна сеть extranet?

Многие полагают, что extranet — это следующий шаг в развитии Web. Хотя для организации взаимодействия различных видов бизнеса уже существуют технологические решения (типа EDI, electronic data interchange, электронный обмен данными), extranet — это более приятная для работы среда, поскольку там используется Web-интерфейс для общения с компьютером; эта среда менее регламентированная и позволяет делать при желании специальные запросы. Но прежде чем компания попытается извлечь выгоду от применения extranet в виде новых возможностей и прибылей, она должна реализовать у себя полнокровный вариант intranet.

Достоинства extranet — ускоренная доставка рекламной информации, сокращение затрат на ведение бизнеса и более оперативный доступ к информации партнеров — могут перевешивать необходимые при разворачивании такой сети траты: на обеспечение безопасности, на установку Web-серверов, собственно разработку, увязку с работающими унаследованными системами, поддержку работоспособности, на развитие. Создание и запуск extranet в работу требует гораздо больших затрат времени и энергии отдела ИС, чем в случае intranet или обычного Web-узла. Из-за этого планы по созданию extranet нередко откладываются на потом.

Со временем может статься, что компании будут попросту вынуждены использовать extranet при работе со своими поставщиками и клиентами: многие крупные корпорации уже сейчас отказываются иметь бизнес с компаниями, не желающими подключаться к безопасным extranet-сетям партнеров в ближайшие годы.

Расхожие термины и выражения

Межсетевой экран (firewall). ПО, защищающее вашу сеть от проникновения извне. Если вы хотите сохранить конфиденциальность используемой внутри компании информации, вам нужно обязательно применять межсетевой экран.

Электронная коммерция (e-commerce). Для некоторых компаний электронная коммерция означает лишь осуществление финансовых транзакций с использованием ИТ. Другие компании подразумевают под электронной коммерцией полный цикл деятельности, начиная от развертывания рекламы и продвижения на рынок и заканчивая изъятием продукта или услуг из поставляемой номенклатуры или же их заменой на модернизированный вариант.

Web-сервер. Программное и аппаратное обеспечение, используемое для работы extranet. Особой разницы между Web-сервером для extranet и Web-сервером для Internet нет, разве что первый должен быть более развит в плане обеспечения защищенного доступа.

Что такое полоса пропускания?

Полоса пропускания (пропускная способность) характеризует максимальный объем данных, который можно передать по сети за единицу времени. Другими словами, полоса пропускания — это скорость передачи данных, обычно выражаемая в количестве двоичных разрядов в секунду. Легче всего представить это так. Допустим, ваша корпоративная сеть — это автомагистраль. В данный момент времени через заданную точку магистрали может проследовать только один автомобиль по каждой полосе движения. В часы пик движение по дороге больше напоминает ползание: машин много, а полос движения мало, так что вы вполне можете опоздать к обеду домой. То же самое происходит, когда между подключенными к сети компьютерами передаются большие объемы информации, а полоса пропускания недостаточна. Все начинает работать медленнее, а в отдельных случаях ваши данные даже не сумеют прибыть по назначению.

Понятно. И что это означает именно для моей компании?

Всякий раз, когда вы со своего компьютера связываетесь с другим сотрудником или компьютером (с сервером или с большим компьютером), вы посылаете по сети разряды, кодирующие вашу информацию. Некоторые виды деятельности, такие как отправка электронной почты, создают незначительный трафик. Их можно уподобить небольшим автомобилям. Но вот когда вы передаете большой документ или чертеж, аналогию передачи по сети нужно подыскать другую — грузовой трейлер, — так как в данном случае передается великое множество разрядов. Чем больше сотрудников пользуется корпоративной сетью, тем более загруженной она становится. Во-первых, это может повлечь замедление работы системы. А во-вторых, если загруженность сети чересчур велика, данные из-за «пробок» могут попросту «разбиться» в авариях и пропасть.

Выходит, что когда компьютер начинает работать медленнее, я должен нарастить пропускную способность сети?

Не исключено. Старые сети (и даже современные модемы) нередко передают данные с невысокими скоростями. Но наращивание пропускной способности сети на практике может вылиться в выдирание старых проводов и прокладывание новых, по новой сетевой технологии. Нельзя расширить дорогу, заменив только ее покрытие: придется сначала убрать старую дорогу.

Многие из существующих сегодня сетей построены по технологии, называемой Ethernet, полоса пропускания которой составляет 10 Мбит в секунду (10 млн. разрядов в секунду), то есть за каждую секунду по любому месту в сети может передаваться не более 10 Мбит данных. В новой же технологии Fast Ethernet скорость передачи данных составляет 100 Мбит в секунду. По мере развития технологии передачи данных появляются и более высокоскоростные решения, допускающие, например, 1 Гбит в секунду (1 млрд. разрядов за секунду).

Конечно, узкое место, вызывающее в конечном счете у вас тоску при виде медленно работающего компьютера, не обязательно находится в сети. Например, может выясниться, что у вас слабоваты серверы или что центральное хранилище, куда помещают данные, работает недостаточно быстро. Чтобы установить, где находится узкое место, нужен тщательный анализ. Зато после того, как источник проблемы найден, остается только потратить на ее исправление определенную сумму (нет сомнений, для ваших ушей это звучит как музыка!), и все. Вам предстоит прикинуть, в каком направлении «выбрасывать» деньги будет наиболее эффективно.

- Дерек Слейтер, CIO

Расхожие термины и выражения

ATM, frame relay, ISDN. Это все примеры технологий передачи данных с большой полосой пропускания. Если Ethernet — деревенская дорога, то перечисленные виды сетей — это высокоскоростные супермагистрали. Понятно, что стоят эти технологии намного дороже, чем Ethernet.

Широкая полоса пропускания (broadband). В сетевой терминологии этим словом обозначается очень высокая пропускная способность.

Коллизия (collision). Мои разряды и ваши разряды пытаются одновременно использовать один и тот же участок сети и... бум-с! Техника распознавания коллизий данных используется во многих сетевых технологиях, в том числе и в Ethernet. Она гарантирует доставку сообщения в целости и сохранности.

Группами не собираться?

Понятие «ПО для групповой работы» трудно поддается формулированию. Имеется немало людей, не принимающих это понятие. Они утверждают, что это понятие закрепилось за ПО, более мощным и менее полезным, чем системы электронной почты. С другой стороны, сторонники ПО для групповой работы наверняка приведут доводы, доказывающие, что этот вид ПО выполняет роль дирижера в оркестре. Дирижер сам не создает музыку: он только организует музыкантов, помогая им соблюдать ритм и гармоничность. Точно так же участники процесса, взаимодействуя внутри группы, проявят более высокую продуктивность, сотрудничая и делясь друг с другом идеями. Основу для этого и создает ПО для групповой работы.

Что конкретно делает это ПО?

Разные пакеты для групповой работы предлагают разные функции. В большинстве из них имеется возможность доступа к общей базе данных, пользуясь которой участники могут работать над общими документами или вести электронные дискуссии. В некоторых пакетах имеется возможность составления коллективных расписаний, календарей, обмена электронной почтой. Другие пакеты сосредоточиваются на обеспечении взаимодействия в реальном масштабе времени. Если собрать все подобные функции вместе, они позволят участникам команды работать вместе над одним и тем же документом, обсуждать в реальном времени идеи, делать своевременные записи, выставлять приоритеты и составлять расписание встреч и прочих совместных мероприятий. Настоящее групповое ПО обязано включать в себя возможность выполнения сразу нескольких функций, а не только какой-нибудь одной.

Краткое определение группового ПО можно дать, называя примеры: Lotus Notes корпорации Lotus Development, Exchange корпорации Microsoft, GroupWise компании Novell, Collabra Share компании Netscape и GroupSystems компании Ventana. Некоторые компании — производители ПО пытаются «приклеить» этот термин к своим пакетам для работы с документами или с электронной почтой. Такая вольность в использовании терминологии только увеличивает путаницу.

А почему люди с таким энтузиазмом относятся к групповому ПО?

Дело в том, что правильно реализованное групповое ПО дает возможность лучше организовать работу с общей информацией. Например, в нашей редакции мы периодически устраиваем «мозговые штурмы», чтобы выбрать наилучшие темы для будущих номеров. Для подготовки статьи у нас используют Lotus Notes. Свою идею, изложенную в самом общем виде, я отправляю в базу данных обсуждений и затем слежу за тем, как отреагируют коллеги. Сидя за компьютером, я могу в течение дня обсуждать с коллегами достоинства каждой предложенной идеи с авторами и редакторами. Процесс уже идет, мне не нужно собирать людей, чтобы сообщить им тему для обдумывания, ждать, когда собрание состоится, а затем ждать, когда люди смогут передать мне отзывы, — то ли через несколько минут, то ли через несколько дней. Кроме того, Lotus Notes позволяет нам создавать собственные приложения для работы с базой данных, содержащей список контактов с клиентами, так что мы можем получить доступ к общим информационным ресурсам компании.

Тогда почему некоторые считают ПО для групповой работы менее полезным, чем электронную почту?

Я только что упомянул базу данных контактов с клиентами, а ведь у нас ее никто не использует. Групповое ПО, как правило, требует от пользователя изменений в характере своей работы и поэтому нередко встречает большее сопротивление, чем просто переход к использованию электронной почты. Конечно, говорить, что групповое ПО менее полезно, немного нечестно, однако факт остается фактом: освоить его гораздо труднее, требуется больше усилий от пользователя. Не каждый сотрудник рвется изучать что-то дополнительно, кроме электронной почты и intranet-системы, к которым он уже приспособился. Именно поэтому некоторые компании довольствуются последними двумя технологиями и не спешат использовать ПО для групповой работы. Будьте осторожны: купить систему группового ПО, включить ее и ожидать чуда — это рецепт консультанта-неудачника. Чтобы групповое ПО принесло успех, вам придется измененить и бизнес-процессы, и культуру работы всех сотрудников — и руководителей, и их подчиненных.

- Дерек Слейтер

Расхожие термины и выражения

Совместная работа на компьютерах (Collaborative Computing). Выполнение совместной работы с помощью компьютеров.

Репликация. Процесс, с помощью которого компьютеры синхронизируют свои данные. Выполнение репликации гарантирует, что все будут иметь у себя самую последнюю версию документа, что бывает особенно важно при наличии удаленных пользователей.

Рабочий процесс (workflow). Автоматизированная передача документов и данных от одного сотрудника к другому в нужной последовательности.