Где вы проводите черту дозволенности предоставляемых вендорами льгот, времени и ресурсов компании, используемых в личных целях, и где эту черту следовало бы провести?

Бродить в тумане, мучительно решая вопросы этического выбора, становится все сложнее, учитывая растущие затраты на ИТ и увеличение объема средств, выделяемых на нужды производства и оплату услуг независимых подрядчиков, а также принимая во внимание увеличение диапазона и смены служебных обязанностей, снижение уровня лояльности служащих, их преданности компании, в которой они работают.

Одно из возможных решений состоит в том, чтобы определить формальные правила этичного поведения в компаниях, работающих в области информационных технологий. Они зачастую более совершенны, чем соглашения о неразглашении или кодексы общих правил работы. Кроме того, они затрагивают вопросы этичного поведения в отношении конфиденциальности информации, потенциальных конфликтов интересов, интеллектуальной собственности, права на частную жизнь и стандартов поведения в различных ситуациях.

Несколько профессиональных организаций, связанных с ИТ, в том числе Association for Computing Machinery (ACM), Association of Information Technology Professionals (AITP), Independent Computer Consultants Association (ICCA) и Network Professional Association (NPA), разработали для своих членов моральные кодексы.

Институт Project Management Institute (PMI) предпринял дополнительные шаги и связал этические стандарты с требованиями по сертификации для 12 тыс. своих специалистов во всем мире, получивших сертификат Project Management Professionals (PMP). Ассоциация приняла два моральных кодекса: один для членов PMI и другой — для специалистов с сертификатами PMP. Кандидаты на получение сертификата должны согласиться выполнять требования морального кодекса PMI, даже если они не являются членами PMI. Согласно преамбуле кодекса PMI, «специалисты с сертификатом Project Management Professionals, стремящиеся к тому, чтобы стать профессионалами, влияют на качество жизни всех членов нашего общества. Таким образом, крайне важно, чтобы специалист, получивший сертификат Project Management Professionals, работал, соблюдая этические принципы, с тем чтобы заслужить и сохранить уважение членов группы, коллег, сотрудников, работодателей, клиентов и всех членов общества».

Проверка морального кодекса на практике

Насколько полезными могут оказаться подобные кодексы? И могут ли работодатели внедрять их так же, как профессиональные организации? Потенциальные юридические проблемы, нарушение доверия между работодателем и служащим, а также трудности, возникающие при внедрении этих кодексов могут перевесить их общую пользу.

Даже обязательные к выполнению моральные кодексы могут вызвать юридические проблемы. Адвокат Майкл Грин, старший юридический советник компании Pencom Systems, отметил, что любой документ, подписанный под давлением, обычно не имеет юридической силы.

Тем не менее, учитывая, что сотрудники компании несут определенную ответственность за подписанные ими документы, этот факт поможет в реализации данного соглашения. Однако, как отметил Грин, если правила этического поведения непомерны, слишком общи или неопределенны, это может свести на нет все благие намерения. В том случае если пункт соглашения или все соглашение в целом, по мнению сотрудников, неприменимы, некоторые суды будут добиваться устранения этих оскорбительных утверждений и переименования этих условий, другие — аннулировать все соглашение в целом.

«Я убежден, что моральные кодексы являются основой корпоративной ответственности, — считает Дейв Фонтанези, директор информационных служб центра Citicorp Development Center. — Если вы принимаете кого-то на работу, то прежде всего убедите этого сотрудника подписать или по крайней мере ознакомьте его ??этических стандартов и ситуаций??, который закрепляет чувство доверия к корпорации. Разве не должен менеджер по персоналу или специалист отдела кадров во время собеседования выяснить, насколько этичное поведение можно ожидать от претендента на работу?»

Моральный кодекс представляет собой обоюдоострый меч для работодателей, особенно в тех компаниях, которые имеют множество географически удаленных друг от друга офисов. Пока этот меч может защитить интересы компании, входящие в кодекс правила должны применяться единообразно.

«Что касается принуждения, я не могу представить действительно ненасильственный способ применить эти правила, — заметил Фонтанези. — В конечном счете это дело вашей чести: если вас поймают, то придется отвечать за последствия. Я бы не смог работать в обстановке, где каждый мой шаг, решение, телефонный звонок — буквально все тщательно проверялось бы на соответствие этическим стандартам».

В силу природы этических правил их крайне сложно заставить выполнять. «Этические правила — это очень широкая концепция, которая может существенно варьироваться в зависимости от региона, культуры и, что более важно, от отрасли, — поясняет Грин. — Если корпорация внедряет моральный кодекс, она должна быть готова к тому, чтобы применять его единообразно, иначе он потеряет свою правовую силу и, как следствие, свои преимущества. Разумеется, корпорация должна всегда сопоставлять ожидаемые преимущества и потенциальные риски».

Кто должен их внедрять и каким образом?

Как внедрять правила этичного поведения в отрасли, которая отдает предпочтение механизму саморегуляции? Насколько большим влиянием и авторитетом обладают ассоциации? И в каких отраслях сообщество производителей следует этим правилам? Харрис Миллер, президент ассоциации Information Technology Association of America, который активно занимается вопросами этики в киберпространстве, считает, что сообщество производителей не должно определять этические правила поведения.

Майкл Кассадини, председатель NPA и директор Enterprise Connections (компании, занимающейся системной интеграцией), также вспомнил о саморегуляции отрасли в соответствии со стандартами, аналогичными тем, которые приняты в American Medical Association. «Как председатель ассоциации, я не считаю, что должна быть принудительная, но единая практика, — отметил Кассадини. — Если отрасль делает что-то не так, ассоциация должна вмешаться».

Усложняет проблему тот факт, что членство в ассоциации ИТ — добровольное и не является обязательным для работы. Как вы реально сможете применять карательные меры в отрасли, где столь высок спрос на опытных специалистов по информационным технологиям?

Ответом на этот вопрос может стать ситуация с ICCA. Члены ассоциации в обязательном порядке подписывают моральный кодекс ассоциации. Несмотря на то что конкретная процедура наказания за нарушение описана в уставе ассоциации, соблюдение этого кодекса во многом зависит от порядочности члена ассоциации. «Не должно быть насильственного ??внедрения?? этических правил поведения, которые мы считаем обязательными. Проблема сводится к тому, кто именно их будет внедрять и каким образом», — считает Дебби Хендлер, председатель ICCA и активная сторонница моральных кодексов.

Кевин Джеттон, президент GeniSys Consulting Services и директор AITP, также высказался в пользу моральных кодексов в ИТ, определяемых и контролируемых профессиональными ассоциациями, которые, по его мнению, более объективны, чем компании-производители. Однако Джеттон подтвердил, что принуждение — это очень сложный вопрос.

Одна из проблем состоит в том, что руководящие комитеты ассоциаций не имеют достаточного авторитета, чтобы внедрить эти кодексы. Это приводит к крайне незначительной отдаче и крайне редким наказаниям. Этические нормы поведения очень трудно связать даже с сертификацией, поскольку требования в организациях, выдающих сертификаты (у производителей ПО, в торговых ассоциациях, работающих в области ИТ, и в государственных лицензионных организациях), значительно варьируются.

Эмит Харделбринк, менеджер по информационным технологиям проекта Aspen Project для города и округа Денвер, член совета директоров Networking and Systems Professionals Association (NASPA), считает, что одним из решений может стать профессиональное лицензирование. Он отметил, что ассоциации профессионалов требуют, чтобы обновление лицензий осуществлялось только в том случае, если члены ассоциации соответствуют определенным моральным критериям, в то время как ассоциации по ИТ «добровольны» и люди платят за членство в них.

«Если мне не нравится делать то, что мне говорят, тогда я просто прекращу оплачивать свое членство, — отметил Харделбринк. — Если специалисты по ИТ будут получать лицензию, тогда, я уверен, то, о чем мы говорим, может быть внедрено».

Но пока все это остается на совести конкретного человека. «Возможно, вопрос в целом должен в большей степени сосредоточиваться на личной и профессиональной этике человека, — считает Джеттон. — Задача состоит в том, чтобы этичное поведение стало нормой для сотрудника, чтобы он чувствовал, что, руководствуясь этими правилами, он поступает верно». «Я пытаюсь поддерживать работу в своем подразделении так, как если бы это была моя личная компания, — отмечает Фонтанези. — Я стараюсь не иметь дела с теми людьми или компаниями, которые работают небрежно или нечестно. Это весьма субъективное правило, и в каждом конкретном случае я принимаю решения с учетом обстоятельств. Но в любом случае я не закрываю глаза на правду — не могу и как человек, и как профессионал. Зато спокойно сплю по ночам».

Паула Якобспостоянный автор раздела Enterprise Careers еженедельника InfoWorld. Она директор компании, занимающейся бизнес-связями, написать ей можно по адресу: pjacobs@world.std.com


С просьбой прокомментировать затронутые в статье проблемы мы обратились к Дмитрию Лозинскому, известному автору антивирусных программ, председателю совета директоров компании «ДиалогНаука».

Я не являюсь сторонником длинных «моральных кодексов». Вся их суть была выражена почти две тысячи лет назад в одной фразе: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»

(Лк 6:31). Но многие ли ей следуют... Безусловно, здоровый нравственный климат в любом коллективе, а тем более творческом, имеет решающее значение, но готовые рецепты здесь вряд ли возможны.

Однажды участникам конференции Virus Bulletin был задан вопрос, готовы ли они принять на работу бывшего автора компьютерных вирусов. Все сотрудники антивирусных фирм ответили единодушным «нет», но остальные были не столь категоричны. Между тем в качестве специалистов их скорее можно было бы использовать именно в антивирусных фирмах, по крайней мере для анализа новых вирусов. Такое негативное отношение, на мой взгляд, объясняется в первую очередь именно хорошим, хотя и заочным, знакомством с моральным обликом подобных личностей.

А вообще, чем лучше дела в экономике и чем больше возможностей для нормального человека заняться делом, тем меньше у него времени и желания устроить пакость ближнему. Здесь уместно вспомнить, что в последнем из большой серии вирусов одного автора был текст: «В связи с получением работы выпуск новых ХРЕНов временно приостанавливается».


Пример правил этики

Сделать этичный выбор намного проще, если руководствоваться кодексом. Но внедрить такой кодекс оказывается делом крайне сложным.

Моральный кодекс - это, по сути, правила поведения, которые касаются самого широкого круга ситуаций. Они не описывают конкретные действия, которые следует предпринимать в каждой из ситуаций, но определяют единую основу, позволяющую принимать индивидуальные нравственные решения. Далее приводятся выдержки из моральных кодексов различных организаций. Полные тексты этих кодексов можно найти, связавшись с конкретной организацией.

Association for Computing Machinery www.acm.org

Как член ACM я обязуюсь:
  • Содействовать процветанию общества и человека.
  • Избегать нанесения вреда другим.
  • Быть честным и достойным доверия.
  • Быть справедливым и не допускать дискриминации.
  • Чтить право на частную собственность, в том числе авторское право и условия патентов.
  • Признавать интеллектуальную собственность.
  • Уважать право других на частную жизнь.
  • Чтить конфиденциальность.
  • Стараться добиваться самого высокого качества, эффективности и уважения как в процессе, так и в результатах профессиональной работы.
  • Знать и уважать существующие законы, относящиеся к профессиональной работе.
  • Исполнять контракты, соглашения и назначенные обязанности.
  • Пользоваться вычислительными и коммуникационными ресурсами только при наличии такого права.
  • Разъяснять социальные обязанности членов организационного подразделения и способствовать исполнению этих обязанностей.
  • Признавать и поддерживать корректное и санкционированное использование вычислительных и коммуникационных ресурсов организации.
  • Разъяснять и поддерживать правила, которые защищают чувство собственного достоинства пользователей и других людей, работающих с вычислительной системой.
  • Обеспечивать членам организации возможность изучать принципы и ограничения компьютерных систем.
  • Считать нарушения этого кодекса несовместимыми с членством в ACM. Строгое соблюдение профессионалами морального кодекса абсолютно добровольно. Однако если член ACM не соблюдает этот кодекс, совершая серьезные нарушения, членство в ACM может быть прекращено.

Association of Information Technology Professionals www.aitp.org

Я признаю, что:
  • Имею обязательства по отношению к руководству и, следовательно, буду содействовать пониманию методов обработки информации и процедур управления использованием всех ресурсов, находящихся под моей ответственностью.
  • Имею обязательства перед своими коллегами и, следовательно, буду поддерживать высокие идеалы AITP, как описано в документе Association Bylaws. Более того, я буду сотрудничать со своими коллегами и всегда относиться к ним искренне и с уважением.
  • Имею обязательства перед обществом и буду всеми силами содействовать распространению знаний, касающихся общего развития и понимания обработки информации. Более того, я не буду использовать знания, имеющие конфиденциальную природу, в своих собственных интересах, а также нарушать частный характер и конфиденциальность доверенной мне информации.
  • Я имею обязательства перед моим работодателем, чьим доверием пользуюсь, и в силу этого я буду стараться выполнять эти обязательства по мере моих сил, блюсти интересы моего работодателя, а также информировать его честно и мудро.

Independent Computer Consultants Association www.ica.org

Консультанты обязуются:
  • Быть честными и сознательно не искажать факты.
  • Устанавливать и использовать на своих системах, а также на системах клиентов только правильным образом лицензированное программное обеспечение ПО.
  • Сообщать о потенциальных конфликтах интересов до подписания контракта или сразу, как только такой конфликт обнаружен.
  • Представлять свои мнения как независимые только в том случае, если они свободны от зависимых суждений и не разглашают интересов клиента.
  • Сохранять любую конфиденциальную информацию или документы, которые им были доверены.
  • Не использовать преимуществ конфиденциальной информации, полученной от клиента.
  • Не заниматься контрактами, которые нарушают закон или могут осознанно использоваться клиентами для нарушения закона.

Project Management Institute www.pmi.org

Специалисты, имеющие сертификат Project Management Professionals, обещают:

  • Нести ответственность за свои действия.
  • Брать на себя ответственность за проекты и принимать обязательства, только если они соответствуют их личному образованию или опыту либо после полного информирования своих работодателей или клиентов о соответствующей квалификации.
  • Увеличивать честь и престиж профессии, работая так, чтобы пользоваться уважением.
  • Поддерживать этот кодекс и убеждать своих коллег действовать в соответствии с этим кодексом.
  • Поддерживать профессиональное общество за счет активного участия и привлечения к участию своих коллег.
  • Подчиняться законам страны, в которой выполняется работа.
  • Справедливо относиться ко всем членам группы, коллегам и сотрудникам вне зависимости от их расы, вероисповедания, пола, возраста и национальности.
  • Защищать членов группы от физического и морального вреда.
  • Предоставлять удобные условия работы и благоприятные возможности членам группы, участвующим в проекте.
  • Принимать и предлагать честную критику работы, должным образом ценить вклад других сотрудников.
  • Помогать членам группы, коллегам и сотрудникам в их профессиональной работе.
  • Действовать как преданные агенты и доверенные лица своих работодателей и клиентов на профессиональном и деловом рынках.
  • Хранить в тайне информацию о бизнес-операциях и технических процессах, предоставленную работодателями и клиентами как во время работы в компании, так и позже, до тех пор пока эта информация не будет разглашена теми, кто имеет на это право.
  • Информировать своих работодателей, клиентов, профессиональные общества или общественные агентства, членами которых они являются, о любых обстоятельствах, способных привести к конфликту интересов.
  • Не давать и не принимать прямо или косвенно каких-либо подарков, оплату или услуги, которые имеют цену выше номинальной, кому-либо или от кого-либо, имеющего деловые отношения с работодателями или клиентами.
  • Быть честным и реалистичным в оценках качества, затрат и времени исполнения проекта.
  • Защищать безопасность, здоровье и благосостояние общества и открыто заявлять о злоупотреблениях в этих областях.