В каждой шутке есть доля штуки Вот, кажется, и прошла безумная канитель зимних праздников (знатоки утверждают, что начинается она ранее католического Рождества, а заканчивается позже старого Нового Года), и наступил момент истины.

Как надо/не надо (нужное подчеркнуть) заполнять анкеты, или Как я заполнял анкету Oracle

В каждой шутке есть доля штуки

Вот, кажется, и прошла безумная канитель зимних праздников (знатоки утверждают, что начинается она ранее католического Рождества, а заканчивается позже старого Нового Года), и наступил момент истины. Можно спокойно порассуждать о том, что было, сделать выводы.

...Память возвращает меня месяца на полтора назад, в предпраздничную суету, в пылу которой я попался на удочку и вызывающе (как понимаю теперь) повел себя по отношению к уважаемой софтверной компании. Трезво осознавая свою наглость и справедливо преподанный мне урок, спешу поделиться последним с другими.

Виною происшедшему стала патологическая честность, которая уже не раз подставляла ногу моей карьере, но это так, между прочим. Если хотите выглядеть так же славно и бодро, как... ну, сами знаете, кто — забудьте про слово «честность».

Для ясности привожу входные данные (цитирую по памяти из трудовой книжки): научный сотрудник, академический институт. Остальное ваше воображение вполне способно достроить само. Получаю в декабрьской прошлогодней лихорадке письмо: мол, дорогой друг, потрать всего-то пять минут своей жизни на заполнение анкеты фирмы Oracle, и, может быть, выиграешь 1000 долларов. Не скрою: екнуло что-то в области сердца, эхом икнулось на бедре в районе кошелька, бес попутал. Что там пять минут жизни, когда здесь 1000 долларов.! Была не была.

Захожу на Web-страницу. Действительно, анкета. Клик-клик — пошли вопросы. Пятерками почему-то. Вот первая пятерка. «Укажите, где работаете», — спрашивают. Менюшка бряк на экран! Выбираю: не производство... не финансы... не банк... нет там Академии наук. Честно выбираю other.

Следующая графа — должность. Не директор... не начальник финансов... не президент... Честно выбираю other.

Далее — вид деятельности. Бизнесов по менюшке выпало — видимо-невидимо! Тут тебе и такой бизнес, и сякой, и е-такой, и е-того-самого бизнеса... А моего нет! (Сострил еще, умник, про себя: «выберите, мол, из списка только один, наиболее подходящий»). Честно выбираю other.

Потом спрашивают: сколько денег вы в своей other matter в своем other бизнесе в грядущем году на Oracle потратить собираетесь. Честно сказал, что ни цента не собираюсь.

Так, потихоньку первую пятерку обстряпал. «Весь исполненный волненья свой Submit я нажимал» (недостача 1000 долларов не прибавляет вальяжности)... И вдруг словно картина «Не ждали» встала перед глазами в своей жизненной простоте. Машина разве что не покраснела от натуги. Я ясно ощущал исходящие из нее шипение и скрежет. Думала по компьютерным меркам вечность — минуты две. И решилась... выдать на экран последнюю пятерку, с 41-го по 45-й вопрос: какое там у вас первое имя, какое второе, какое среднее, и куда поздравления слать.

Так и поговорили. Потом только сообразил: кому она, правда моя, нужна, а вот фирму уважаемую крепко обидел. Неужели в самом деле надеялся, что объявит она результат: «А победил в розыгрыше гражданин из России со смешной фамилией с other бизнесом из other организации, которая СУБД Oracle в этом году приобретать не будет». Какой же Oracle на это пойдет! А ведь они старались, анкету составляли. Может быть, я канал связи своей глупой затеей перехватил у какого-нибудь уважаемого Главного Офицера, подумывавшего заложить жен и детей своих сотрудников, чтобы купить ПО Oracle на несколько миллионов...

Так что когда мне на следующий день предложили ответить на тех же условиях на анкету Microsoft (по поводу другой СУБД), я, уже смутно ощутив душевный дискомфорт, заполнять ее отказался.

Смешно и говорить, что никаких долларов из-за своей патологической честности я не получил. Ведь как у нас, в компьютерном деле? Приходится выбирать: или доллары, или честность. А сказки про то и другое в одной фляжке — это для company profile. Ведь как надо: они к тебе по-людски, и ты к ним по-людски. Большой бизнес, однако. Наука — почище академической! (Это действительно так. Почему, вы думаете, из академиков в бизнесмены — пруд пруди, а из бизнесменов в академики нет никого? Лимиты творчества не те! Но, кажется, это уже для другой рубрики.)

Владимир Викторович Пржиялковский — независимый консультант, координатор ЕАГПО. Ему можно написать по электронной почте: prz@ccas.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями