Но есть одна каста сумрачных особей под названием «эксперты и аналитики», которые с декабря по февраль сидят взаперти, подводя итоги и строя прогнозы. Откройте любую газету или журнал! Не бойтесь, вы их не спугнете, но сможете хорошенько разглядеть.

Почему в этот сезон их прикармливают СМИ? И нельзя ли это природное явление использовать для нашей с вами пользы?

Селедка в пустыне

К середине холодной зимы люди жаждут тепла и праздника. Эту жажду подсаливают маркетологи. Они создают атмосферу «великой даты». Для того чтобы все понимали, что в особых условиях тратить деньги нужно широко. И наступает всеобщий психоз, настигающий повсюду.

В декабре было особенно шумно. На всех обрушились пропаганда и маркетинг со всякими Y2K, сменой эпох и власти. Лично у нас эта шумиха отбила всяческий интерес как к подведению итогов, так и к чтению чужих прогнозов и рейтингов. Даже ежегодный конкурс «Бизнес-Софт» мы отодвинули во времени, дабы не пополнять строй любителей наградить программу тысячелетия, программиста столетия и т. п.

Правда, несколько статей с итогами и прогнозами написать пришлось: очень просили. К тому же это совсем не сложно — набрать кучку банальностей: электронная коммерция, Internet, бизнес-консалтинг, управление, укрупнение, интеграция, ситуационные центры, мобильные телефоно-компьютеры... Согласитесь, что темы всех прогнозов легко предугадать.

Но, освободившись от писанины, мы задумались. Может, стоит отделить Новый год с подарками и селедкой под шубой от древней как мир тяги людей заглянуть в завтра?

«Устроены так люди...»

Предсказателей и прорицателей мы помним поименно еще из мифов Древней Греции. Тогда это считалось нормальным бизнесом, полезным для всего общества.

Сегодня, увы, все отдано на откуп астрологам и политологам. А желание компьютерной общественности узнать будущее оказывается приурочено к празднику; прогноз превращен в развлекательный жанр.

Но ведь может быть и иной подход. Помните, был такой замечательный роман «Альтист Данилов» — там мы впервые встретили слово «футурологи», обозначавшее тех, кто моделирует будущее.

Если моделировать будущее на регулярной основе, то получится интересно, неконъюнктурно и даже полезно. Разумеется, я веду речь прежде всего об ИТ и связанных с ними бизнес-технологиях.

Разработчики программ, поставщики железа, реселлеры кровно заинтересованы стимулировать клиентов к покупкам. А для этого нужна мотивация. Если директор молокозавода не догадывается о том, что может ему дать в материальном плане комплексная автоматизация и современные технологии управления, то он не будет покупать ни новых компьютеров, ни новых программ.

Но убеждать лиц, принимающих решения, невероятно трудно. А вот поймать их на естественной человеческой тяге к заглядыванию в будущее, наверное, было бы можно.

Почему мечта бывает только «американской»?

Говорят, американцам сначала показали с помощью Голливуда их мечту — дом, две машины и т. д. Люди поверили в то, что это и есть их мечта. И воплотили мечту в жизнь.

Если убедительно и доступно рисовать будущее, люди начнут к нему целенаправленно стремиться. Это лучший способ стимуляции спроса.

А о разработчиках и говорить нечего. Каждый желает знать, на какую платформу, на какой инструмент нужно поставить завтра. Как угадать перспективу?

Специалисты АСУ также кровно заинтересованы в культивировании такой «мечты». Ведь им постоянно приходится убеждать директора раскошелиться на ту или иную новинку.

Итак, получается, что идея моделирования будущего вроде бы выгодна всем. Но как ее перевести в практическую плоскость?

Все, что требуется, — желание заняться чем-то еще, кроме зарабатывания сегодняшних денег. Это может быть регулярная конференция, клуб, круглые столы, сайт и т. п. Тема проста — прописывание будущего и его популяризация.

Футурологи всех стран, соединяйтесь!

Почему для того, чтобы было куда сбывать процессоры, которые еще только разрабатываются, Intel стремится поддержать и развить смежные отрасли, которые могут способствовать потреблению, а иногда и создать такие направления? Только потому, что она имеет достаточно средств? Вряд ли. Скорее всего, потому, что она — взрослая компания и уже способна думать в масштабах рынка и заглядывать в достаточно отдаленное будущее.

Может, и нам попробовать так думать?

Всем, кому идея показалась интересной, предлагаем откликнуться автору finsoft@finsoft.ru или в адрес редакции нашего еженедельника - cwr@osp.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями