Ритуальные коты и кролики уже рассказали нам, что делать в новом году. Но прятаться за них несерьезно. Предлагаем свою оценку деятельности рубрики "Директору информационной службы" и ее планы.

С вполне обоснованным удовлетворением должны сообщить, что в целом рубрика шла верным курсом и оказалась полезна, причем не только руководителям информационных служб и проектов, но и более широкому кругу читателей. В адрес рубрики пришло немало содержательных откликов. Хотелось бы сделать некоторые обобщения.

О стратегии

Верной оказалась стратегия рубрики, и мы ее сохраним. Мы уже писали о ней в прошлом году, поэтому восстановим здесь только ключевые моменты.

  • Основная аудитория рубрики - руководители подразделений "информатизации" предприятий, руководители проектов создания автоматизированных систем и программных комплексов. Читатели подсказали нам еще две категории: будущих руководителей и преподавателей вузов. Мы приветствуем всех читателей, но просим их читать статьи "глазами руководителя".
  • Для публикации отбираются в первую очередь материалы, показывающие, как информационная служба может решать проблемы предприятия (в отличие от чисто технических проблем), как она может приносить пользу и развиваться; именно с задачами предприятия связано и "устроение" самой службы.
  • Мы стремимся отобразить все многообразие мнений и оценок как отечественных авторов, так и авторов американских изданий Computerworld, InfoWorld, CIO, System Integrator и др.

Мы считаем (и ваши отклики укрепляют нас в этом мнении), что желательно привлекать и руководителей других направлений (финансовых директоров, исполнительных и генеральных и т. д.) к части материалов рубрики. Есть разные способы делать это. Простейший - в ваших руках. Предлагайте им прочесть конкретный материал; как минимум - расскажите о нем, обратите внимание на то, какие связанные с ИТ решения важны для предприятия и почему; обратите внимание на правильную последовательность принятия решений. Помните, что успех проекта информационной системы возможен при заинтересованном участии в нем первых лиц предприятия.

Конечно, мы понимаем, что часть читателей заинтересована не только в идеях и общих оценках, но и в прямых "руководствах к действию". К сожалению, помочь им невозможно: советов, верных для всех, не бывает, да и на страницах еженедельника нельзя изложить конкретные примеры на том уровне детальности, который полностью объяснял бы причины и результаты принятия технических решений. В случаях, когда изложение технических подробностей имеет самостоятельную ценность, они могут быть опубликованы в техническом журнале (читайте выходящий с начала этого года ежемесячный журнал "Открытые системы", объединенный с другим нашим изданием, журналом "СУБД").

В этом году мы планируем охватить широкий спектр тем: от подходов к хранилищам и витринам данных до этических аспектов в компьютерно-ориентированных коллективах, от построения оргструктуры самой информационной службы до культуры взаимоотношений технических специалистов с пользователями, от новых свойств СУБД до аспектов качества приложений в реальных рыночных условиях.

О ближних планах

Будем "искать новые формы". Рассчитываем развить работу Клуба "Работающие директора после работы".

Обратите внимание на письмо Алексея Давыдова, помещенное во врезке. Дело в том, что в конце декабря на встрече Клуба "Работающих директоров" обсуждалась одна из тем, упомянутых нашим читателем - качество систем и программных комплексов. Тема качества бесконечна. Можно много говорить о тестировании, о стандартах, о сертификации, о качестве самих процессов жизненного цикла создания систем. Но для начала надо было понять, какова сегодня роль качества прикладных программных комплексов для самого массового слоя читателей. Поэтому мы начали с обсуждения взаимосвязи рыночных факторов и качества коммерческих программ общего делового назначения.

Для участия в обсуждении мы пригласили двух известных экспертов в области надежности, качества и сертификации программ - В. В. Липаева и Г. В. Виталиева. Напряженная трехчасовая дискуссия, отчет о которой мы готовим, позволила сформулировать заключения, способные, как мы надеемся, заинтересовать не только участников беседы.

О живых примерах. Не только читатели, но и мы очень ценим такие примеры, но есть одно "НО". Во многих случаях мы просто вынуждены вычеркивать примеры или делать их анонимными, поскольку этика и реалии бизнеса того требуют.

Более того, чрезмерная тяга к "примерам из жизни" способна превратить публикуемые статьи в "охотничьи рассказы". Заниматься этим приятно, но очень непроизводительно. Так что давайте стараться вместе: мы постараемся не вычеркивать примеры, а вас просим больше внимания уделять идеям и оценкам публикуемых материалов.

В конце декабря - начале января мы провели очередной опрос экспертов, оценивающих перспективы отрасли ИС в 1999 году, и планируем опубликовать соответствующий аналитический отчет.

К новым и старым читателям

Мы обращаемся к будущим руководителям информационных служб (отныне, как вы помните, мы их относим к читателям нашей рубрики). Вы станете начальником отдела или директором департамента информатизации через год, три или пять - срок не столь важен. Важно иное: проблемы организации коллектива, вхождение в дела предприятия, все то, о чем мы планируем говорить в рубрике, - ваша профильная информация.

Другая очень важная категория читателей - представители технических вузов. Из разных городов преподаватели пишут, что самые серьезные (и, наверное, самые "занудные" для других) материалы представляют для них огромную ценность. Сознавая общественную значимость качественного базового образования, мы с удовольствием продолжим размещать актуальные материалы, обзоры книг и ресурсов Internet, приглашать вузы к подписке на журналы издательства "Открытые системы" и к постоянному общению.

О материалах первого выпуска

К началу нового года для информационных департаментов будет как нельзя более кстати статья А. Рассказова "Организация информационной службы: год начинается", ориентирующая директоров ИС крупных предприятий на планирование своих служб в связи с циклическим процессом планирования деятельности организации в целом.

Перевод статьи Г. Антеса "Слияние становится проще" давно лежал в нашем "портфеле". Мы помещаем его сейчас, откликаясь на пожелания читателей, напоминавших нам, что слияния предприятий - банков, в частности, - у нас тоже стали обычным делом. Судьба информационных служб в этих случаях и успех слияния связаны. Это одна из статей, которые следует показывать генеральным и финансовым директорам.

Обзор "Руководителю - о технологиях баз данных" В. Пржиялковского содержит анализ книги А. Саймона, выходящей в издательстве "Финансы и статистика". Тема распределенных баз данных, разбираемая в обзоре, прямо связана с процессами слияния предприятий, когда такая база данных может возникнуть помимо предпочтений разработчиков.

Ну и, наконец, в небольшой статье Дж. Чампи "Директора ИС наконец-то получают место под солнцем", известнейшего консультанта, одного из классиков BPR, приводятся те самые примеры (правда, из "их" жизни), которые объясняют подзаголовок нашей рубрики: "новым лидерам". Обратите внимание на одно число в этой статье: половину времени и усилий директора информационных служб должны уделять основному бизнесу своего предприятия.

Ждем ваших писем.


Евгений Захарович Зиндер - координатор рубрики "Директору ИС", директор фирмы "Группа 24" (ezinder@osp.ru), Павел Вячеславович Христов - главный редактор Computerworld Россия (pkh@osp.ru).

Уважаемые коллеги!

Заинтересовало ваше начинание "Клуб работающих директоров". Позволю себе высказать несколько замечаний и предложений.

Для начала хотелось бы предложить к обсуждению в этом клубе вопрос об особенностях автоматизации различных государственных организаций и структур. То, что такие особенности (по сравнению с негосударственными организациями) существуют, на мой взгляд, ни у кого не вызывает сомнений.

В дальнейшем (при наличии достаточного интереса к подобным разделениям) можно было бы периодически поднимать вопросы специфики автоматизации предприятий и организаций той или иной отрасли, того или иного ведомства и т. п.

Также, на мой взгляд, было бы интересно обсудить вопросы контроля качества при организации процесса производства программного обеспечения (имеется в виду весь цикл - от его проектирования и разработки до внедрения и сопровождения у заказчика).

И одно общее замечание - хотелось бы услышать от участников Клуба побольше конкретики, реальных примеров, а не только красивых слов и теоретических выкладок. Согласен, что важно и то и другое, но ведь и клуб-то "работающих" директоров, то есть практиков. Иначе, на мой взгляд, вся эта идея скатится до уровня обычных зарубежных статей (независимых аналитиков, экспертов и т. п.), и так в огромном количестве представленных на страницах наших компьютерных изданий, которые (статьи, а не издания) можно охарактеризовать как "Громкое название - общие слова - пустота в голове после прочтения - электронный адрес автора".

С уважением и надеждой на сотрудничество, Давыдов Алексей Михайлович, ведущий специалист отдела разработки и сопровождения программного обеспечения Научно-производственной компании "Катарсис" (Санкт-Петербург), e-mail: dav@katharsis.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями