Руководители информационных служб могут взять на вооружение метод, применяемый инвесторами для оценки потенциала технологических компаний, и после соответствующей адаптации использовать его в процессе стратегического планирования. Зыбкость перспектив заставляет инвесторов придерживаться правил, которые подробно описаны в книге "Игра в гориллу: как добиться успеха в сфере высоких технологий. Советы инвесторам" (The Gorilla Game: An Investors Guide to Picking Winners in High Technology. - HarperCollins Publishers, 1998). Безусловно, и инвесторам, и начальникам компьютерных служб известно, что компании, специализирующиеся на информационных технологиях, подвергаются гораздо большему риску, чем организации, деятельность которых связана с другими областями.

Бизнес высоких технологий непрерывно выбрасывает на рынок все новые и новые продукты. Пользователи проявляют интерес к новинкам, и таким образом в компаниях появляются ПК, лазерные принтеры, локальные сети, реляционные базы данных и Web-узлы. Но иногда результат бывает отрицательным. Например, портативные машины с рукописным вводом, беспроводные локальные сети и массово-параллельные компьютеры пока так и не нашли дорогу к потребителям. Директора информационных служб, предсказывавшие указанным новым технологиям большое будущее, впоследствии испытали жестокое разочарование. Из всего этого следует вывод: говорить о жизнеспособности технологии можно только после того, как она преодолеет пропасть, разделяющую производителей и пользователей. До тех пор пока вся цепочка поддержки нового продукта не заработает, говорить о его долголетии можно лишь условно.

Если вы как директор информационной службы инвестируете средства в технологию, еще не доказавшую на практике своей надежности, будьте готовы к тому, что ваши деньги (в том числе и те, что пойдут на создание необходимой инфраструктуры) пропадут зря. В бизнесе есть немало подобных примеров, поэтому решение о внедрении чего-либо нового всегда должно приниматься с учетом степени риска.

Если технология уже успела достаточно хорошо зарекомендовать себя, то наибольшая опасность исходит не от общих методов, а от частных решений конкретного производителя. Многие отрасли развиваются по принципу "победитель получает все", поэтому руководители, сделавшие ставку не на победителя, ставят себя в довольно сложное положение. Устаревшая инфраструктура, как правило, меняется в страшной спешке. В бизнесе выигрывает тот, кто успевает сделать все вовремя, поэтому все стараются завершить переход как можно быстрее. Однако не потерять темпа и обеспечить при этом требуемый уровень безопасности можно лишь в том случае, если существуют стандарты, а само определение новых технологий подразумевает их отсутствие. В конечном итоге лидер определит стандарты де-факто, но для того, чтобы отчетливо обозначился лидер, нужно время.

Если какая-либо архитектура, являющаяся интеллектуальной собственностью компании (в качестве примера можно привести технологии Intel, Microsoft, Cisco и Novell), получает широкое признание пользователей, у конкурентов не остается практически никаких шансов. Процессор Motorola 68030, операционная система IBM OS/2, маршрутизаторы Wellfleet и принадлежавший 3Com (а позже Microsoft) LAN Manager практически сошли с дистанции. Бизнес не собирается ждать и не оставляет времени на раздумья.

Гориллы - кто они?

Гориллы - это компании, сумевшие разработать технологию, которая покорила рынок. Советуем директорам информационных служб придерживаться тех же правил, которым должны следовать инвесторы. Если вам известно, кто на текущий момент исполняет роль гориллы, смело ставьте именно на этого производителя и откажитесь от поддержки его конкурентов. В этой области есть правило, которое экономисты называют законом роста отдачи инвестиций. Это означает, что в случае расширения рынка мощь и прибыли компании скорее растут, нежели уменьшаются. Однако в чистом виде такое встречается достаточно редко. Для этого компания должна занимать монопольное положение. Сравните позиции Microsoft в сегменте серверов NT и Compaq на рынке ПК. Оба производителя являются лидерами, оба постоянно предлагают клиентам новые технологии, но при этом Compaq никак нельзя назвать монополистом. Это не горилла. Корпорации Dell, HP и IBM - очень сильные соперники. Поскольку разброс цен на ПК относительно невелик, а конкуренты предлагают компьютеры по более низким ценам, имеет смысл отказаться от машин Compaq. С другой стороны, если пользователь собирается отказаться от NT, он рискует понести очень серьезные убытки и, в итоге, оказаться на платформе, несовместимой с индустриальным стандартом.

Правила игры для директора ИС предельно просты. Торгуйтесь с королями и работайте с их менее сильными конкурентами - принцами, но если однажды вы согласитесь выбрать архитектуру, разработанную гориллой, пути назад у вас уже не будет. Отдав свой голос шимпанзе, вы обрекаете себя на долгий и трудный путь. Очень скоро вы узнаете, что происходит, когда весь рынок использует средства одной компании, а вы делаете ставку на продукты другой. Чтобы избежать печального опыта, желательно отложить принятие окончательного решения до тех пор, пока не станет ясно, кто же на самом деле выступает в роли гориллы.

Однако правило "победитель получает все" работает далеко не всегда. В некоторых случаях между продуктами различных производителей имеются принципиальные различия, и однозначно отдать кому-то пальму первенства не представляется возможным. Фактически все приложения по-своему уникальны, что оставляет широкий простор для выбора. Как правило, ни одному производителю не удается реализовать все потенциальные возможности технологии, поэтому рынок легко выдерживает присутствие сразу множества горилл.

Например, в области ПО для управления предприятием класса ERP безусловным лидером является корпорация SAP, однако не следует умалять и достоинства приложений PeopleSoft, Oracle и Baan. А если спуститься уровнем ниже, то нетрудно заметить, что бизнес компаний Lawson, J.D. Edwards, QAD и Symix тоже процветает. Горилла на рынке приложений получает определенное преимущество, однако она не в силах полностью искоренить конкурирующие продукты, подобно тому как NT вытеснила ОС Novell для локальных сетей, а Windows устранила Mac OS и IBM OS/2. В данном случае директорам информационных служб есть из чего выбрать. Можно даже отдать предпочтение производителям второго эшелона, если их продукты в той или иной ситуации позволяют получить оптимальный результат.

Три правила, которые следует помнить

  • Не делайте окончательный выбор в пользу той или иной технологии, пока не убедитесь в ее жизнеспособности.
  • Не пренебрегайте известными правилами при заключении контрактов с королями и принцами общесистемных технологий, а также с компаниями любой величины, специализирующимися на разработке прикладных программ.
  • Если на рынке общесистемных технологий появляется горилла, смело запрыгивайте именно в ее фургон и ни в какой другой.

Джеффри Мур - председатель компании The Chasm Group. Электронную почту ему можно направлять по адресу gmoore@chasmgroup.com.