С этого выпуска мы начинаем публиковать обзоры электронных публикаций, ориентированные на руководителей: директоров информационных служб и других направлений, руководителей проектов, ведущих аналитиков и проектировщиков.

Эти обзоры преследуют две основные цели:

  • выделить постоянно актуальные направления (не обязательно «классические», но и не однодневки), представить их освещение в Internet и тем самым отразить текущее состояние этих направлений;
  • сэкономить бесконечно перегруженному руководителю время, предложив ему не только адреса источников, но и исходную оценку их содержания, другие характеристики, например объем публикаций, а также рекомендации — что, зачем и в каком порядке лучше, по мнению автора обзора, в полном объеме читать самому.

Помочь ориентироваться в бездонном океане Сети — такую благородную миссию взяла на себя Ольга Мордкович. Первый из серии ее обзоров вы можете прочитать в сегодняшнем выпуске нашей рубрики. Надеемся, что вам станет легче не тонуть в Сети, не игнорировать ее, а выплывать к интересным именно для вас берегам.

Сеть настолько велика и динамична, что в этих обзорах каждому из источников чаще всего можно будет посвятить всего два-четыре абзаца. С другой стороны, жесткие правила устанавливать нельзя, ваши отклики и живой опыт покажут, что нужнее и как лучше. В связи с этим принимаются запросы на темы обзоров, пожелания по их форме, по большей или меньшей подробности освещения, приветствуются предложения самих читателей сделать некоторый обзор для всех (и тем самым войти в число авторов рубрики «Директору», участвовать в «попечительском» совете рубрики, который естественным образом уже складывается) и т. д. и т. п.

Несколько слов о первом выпуске Internet-обзора

Реинжиниринг бизнес-процессов, или РБП (в оригинале — BPR, business-process reengineering), остается темой, вызывающей повышенный интерес у директоров разных направлений — финансовых, по развитию, генеральных и, конечно, директоров информационных служб. Кроме того, данная тема прямо относится к аналитикам, входящим в проект разработки или модернизации системы управления предприятия. А при внедрении системы, опирающейся на измененные управленческие и производственные процессы, РБП становится жизненно важным для всех работников этого предприятия.

Интерес к теме сохраняется, несмотря на критику подхода и периодически звучащие громкие заявления о том, что РБП/BPR уже мертв. В ответ на критику, тем более на подобные заявления, возникает вопрос: что же ЭТО такое на самом деле? было ли оно вообще, если так быстро умерло? или оно и не умерло вовсе?! В чем тут суть дела? Тем более, что объем рынка BPR-проектов продолжает расти.

Ответ можно искать в статьях наших и зарубежных авторов, в учебных курсах на эту тему, но хорошо и самим знакомиться с тем, что говорят по этому поводу непосредственные участники глобального движения BPR. Очень хороший способ для этого — обращение к ресурсам Сети. Можно самому сравнить определения BPR и бизнес-процесса, которые давали различные люди — классики и адепты движения, проанализировать критику, сопоставить подходы. Причем сделать это не в переводах, а в оригинальных формулировках. При желании вы можете пойти дальше и самостоятельно расширить зону анализа, выйти на другие публикации, посетить тематически смежные серверы, вступить в прямой диалог с интересующими вас людьми.

О терминах

Наталкиваясь на разнобой в обозначениях и противоречия в определениях, мы решили не пытаться самостоятельно ликвидировать эти проблемы полностью — это невозможно. Порядок в этом деле будет возникать как результат естественного процесса, которому мы можем и будем способствовать. По этой причине неминуемо наличие некоторой терминологической эклектики. Но если она с неизбежностью будет возникать в именах терминов, то в их содержательной трактовке мы постараемся прояснять ситуации. Мы будем указывать источник термина (когда это возможно), а при толковании терминов — опираться на первоисточники и достаточно авторитетные толковые словари.

Так, в первом же обзоре нам пришлось решать, каким названием основного рассматриваемого предмета пользоваться. Компромиссное решение таково: невозможно не использовать оригинальное «BPR», но, преимущественно, это будет делаться для BPR по М. Хаммеру, а также для достаточно близких к нему вариантов реинжиниринга. В большинстве других случаев может использоваться «РБП». Кстати, не избежать и использования разных уточнений, таких как «BPR М. Хаммера», «жесткий», «широкий» или др. Как будет видно из обзора, разные подходы и выполненные проекты, использовавшие одно название, относились и относятся к разным — по некоторым существенным признакам — явлениям. Мы постараемся чаще использовать «РБП» еще и потому, что тенденции явно показывают рост применения более «гибких» вариантов реинжиниринга, вариантов, не ставящих главной целью экономию за счет массового сокращения работников, и т. д. Таким образом, сокращение «РБП» чаще всего будет относиться к тому, что в ряде публикаций два и три года назад мне приходилось называть BPR+, то есть реинжиниринг, включающий методы других подходов (например, TQM — Total Quality Management) и более гибкий по способу проведения.

Другой пример — термин stakeholder. Это одно из ключевых понятий РБП, трудно воспроизводимое на русском. Мне пришлось работать в терминологическом комитете крупной компании над толковым словарем основных понятий, применяемых в методиках этой фирмы. После длительных раздумий и коллективных обсуждений было принято что-то вроде «заинтересованное лицо» (точное воспроизведение выбранного тогда словосочетания сейчас не имеет значения). В обзор мы включили выдержку из определения этого термина в материалах электронного колледжа инновации процессов DoD (см. обзор).

О сути явления и текущем моменте

Обсуждение содержания терминов естественно возвращает к сути явления, к популярным некогда вопросам о том, почему у нас так мало проектов BPR, нужен ли он нам вообще, и т. п.

Разговоры о том, почему у нас было мало проектов с таким названием, можно вести а) длинными зимними вечерами, когда уже нечего больше делать, б) при условии, что участники разговора вполне представляют себе, что ЭТО такое.

А вот обсуждение вопросов типа, нужен ли нам РБП, что сейчас в мире понимается под BPR и каковы тенденции — не только полезно, но и актуально. Есть сигналы о том, что и в сегодняшних условиях наши предприятия надеются сохранить в своих планах и бюджетах выполнение реинжиниринга (с опорой на возможности информационных технологий). Само по себе это — обнадеживающий признак. НО НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ ПРО ИЗВЕСТНЫЕ ПОДВОХИ. Может быть, кто-то будет так называть downsizing, то есть резкое сокращение и людей, и производства. Может быть, кто-то будет скрывать под маркой РБП просто желание провести резкое сокращение штатов с пропорциональной перегрузкой оставшихся. Так что я рекомендую сейчас читать материалы по РБП/BPR еще внимательнее, чем мог бы посоветовать три месяца назад, когда мы с Ольгой Мордкович задумали эти обзоры.

Конечно, будет полезным и обсуждение современных тенденций РБП , выходящее за рамки обзора Internet-ресурсов. Я надеюсь, что это нам удастся сделать в ближайшем будущем при (или после) запланированной публикации второй части обзора по РБП. Читайте о наших планах в печатаемых обзорах.


Координатор рубрики Евгений Захарович Зиндер ожидает откликов по адресу ez@osp.ru.