Основные понятия РБП

Этот раздел включает материалы для тех, кто хочет получить общее представление о РБП. Наибольший интерес они представляют для читателей, которые впервые знакомятся с концепцией реинжиниринга. В раздел включены два компилятивных обзора, слайдовая презентация К. Саймона и глоссарий терминов, полезный при чтении материалов по РБП.

           
  
Ольга Мордкович
 
1. Обзор РБП (Overview of Business Process Reengineering) в библиотеке электронного колледжа инновации процессов, 1995 год

http://www.dtic.mil/c3i/bprcd/5536.htm#SectionI

Размер файла 129 Кбайт, рекомендованная для прочтения часть документа — около девяти экранов текста с иллюстрациями.

Библиотека электронного колледжа инновации процессов принадлежит американскому Министерству обороны (Department of Defence, или DoD). В соответствии с политикой DoD о раскрытии информации все документы находятся в открытом доступе. Последние публикации по теме РБП относятся к 1996 году. Во всех материалах DoD реинжиниринг бизнес-процессов рассматривается в рамках единой программы «совершенствования процессов» (Process Improvement), включающей, кроме классического BPR, и элементы всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM).

Обзор РБП изложен в разделе «Введение» руководства по оценке реинжиниринговых проектов. Если вы хотите получить представление о РБП за десять минут, прочтите этот обзор до раздела «Реинжиниринг и управление информацией» включительно. Очень ясно и доступно изложены определение и отличительные признаки РБП, содержание понятия бизнес-процесса, роль информационных технологий в РБП. Раздел не содержит ни одной (!) ссылки или цитаты на классиков РБП. Приводится, в том числе, и собственное определение реинжиниринга бизнес-процессов как «систематического, организованного подхода к достижению кардинальных измеримых изменений в эффективности путем фундаментального пересмотра, переосмысления и перепроектирования процессов, используемых организацией для выполнения своей миссии». Определены и другие существенные понятия РБП, такие как потребитель (customer) процесса и «заинтересованное» лицо» (stakeholder). Вот выдержка из определения последнего термина: «Заинтересованные лица» — это те отдельные личности или группы людей, которые определяют ресурсы для, зависят от или каким-либо способом оказывают существенное влияние на программы действий, продукцию и услуги».

Рассматриваются три класса бизнес-процессов, обсуждаются риски при выполнении проектов РБП.

2. Редизайн бизнес-процессов: обзор (Business Process Redesign: An Overview), Йогеш Малхотра, 1996 год

http://www.brint.com/papers/bpr.htm

Размер файла 27 Кбайт (ок.13 экранов текста), библиография содержит 12 названий.

Йогеш Малхотра (Yogesh Malhotra) — консультант в области менеджмента и управления знаниями, основатель электронного центра знаний BRINT (Online Resource for Contemporary Business & Technology Executives, http://www.brint.com), автор многочисленных статей и обзоров по вопросам управления знаниями и другим актуальным проблемам технологии и менеджмента.

Статья Й. Малхотра удачно дополняет предыдущий обзор. Автор приводит определения РБП по Давенпорту и Тенгу. (Давенпорт пользуется термином «редизайн», то есть перепроектирование бизнес-процессов, что не должно смущать читателя. Название «реинжиниринг бизнес-процессов» вошло в широкое употребление только после выхода в 1993 году в свет книги Хаммера и Чампи «Реинжиниринг корпораций»).

РБП, по Давенпорту, есть «анализ и проектирование потока работы и процессов внутри организаций и между ними». Тенг определяет РБП как «критический анализ и коренное перепроектирование существующих бизнес-процессов для достижения прорыва в производительности».

Малхотра также останавливается на отличии РБП от методов TQM, приводит определение бизнес-процесса по Давенпорту-Шорту (бизнес-процесс определяется как «набор логически взаимосвязанных действий, выполняемых для достижения определенного выхода бизнес-деятельности»), приводит пять мифов о РБП, бытующих в популярной литературе, описывает связь РБП и информационных технологий, обсуждает причины неудачи РБП-проектов и перспективные (в 1996 году) направления развития теории. Малхотра использует в обзоре материалы классических работ Давенпорта, Шорта, Хаммера и др. В отличие от обзора в библиотеке электронного колледжа инновации процессов этот материал читается с трудом, так как на 90% состоит из ссылок и цитат. Любопытно, что классическая работа Хаммера-Чампи «Реинжиниринг корпорации» в библиографию не включена.

3. Введение в РБП (Introduction to BPR), Кай Саймон, 1994 год

http://www.informatik.gu.se/~kai/oh/bpreng1.pdf

http://www.informatik.gu.se/~kai/oh/bpreng2.pdf

Размер файла 400 Кбайт — первая часть (25 слайдов), 732 Кбайт — вторая часть (32 слайда).

Кай Саймон (Kai A. Simon) — известный специалист в области информационных технологий, автор многочисленных публикаций, докладов и учебных курсов по менеджменту и информационным технологиям, директор исследовательского института Виктория (Швеция).

Введение в РБП — презентация в двух частях в формате PDF (для просмотра требуется Adobe Acrobat Reader). Очень выразительные и информативные слайды делают презентацию понятной даже в отсутствие сопровождающего текста. Рассмотрены исторические корни РБП, приведены определения РБП по Давенпорту, Хаммеру-Чампи и Стадлеру, стратегия РБП, роль новых технологий в РБП, связь РБП с другими подходами к управлению, методы РБП, причины неудачи РБП-проектов. Прекрасно подходит для первоначального знакомства с РБП. Если вы собираетесь просмотреть только одну работу по РБП, выберите эту. Профессионалы в области РБП, возможно, позаимствуют идеи для собственных презентаций.

4. Глоссарий терминов (Glossary of Terms) в библиотеке электронного колледжа инновации процессов, 1994 год

http://www.dtic.mil/c3i/bprcd/mglossry.htm

Размер файла 44 Кбайт, содержит толкования 157 терминов.

Глоссарий терминов, встречающихся в статьях о РБП. Как и все рабочие материалы DoD, изложено очень ясно. Расшифровывает распространенные акронимы. Если ваш интерес к реинжинирингу не выходит за рамки обычной любознательности, используйте глоссарий в справочных целях. Все остальные, включая экспертов в области РБП, с удовольствием прочтут его целиком.

Критика подходов

Сюда отнесены статьи авторов, скептически взирающих на настоящее и будущее реинжиниринга. В раздел включены два критических материала Пола Страссмана (убежденного консерватора и весьма авторитетного аналитика) и статья одного из отцов РБП Томаса Давенпорта.

5. Фокус-покус реинжиниринга (The Hocus-Pocus of Reengineering), Пол Страссман, 1994 год

http://www.strassmann.com/pubs/hocus-pocus.html

Размер файла 17 Кбайт (10 экранов текста).

Пол Страссман (Paul A. Strassmann) — признанный авторитет в области информационных систем, автор более 150 статей и пяти книг по управлению информацией, бывший руководитель проекта CIM (Corporate Information Management — корпоративное управление информацией) DoD, в рамках которого был создан электронный колледж инновации процессов. Пол Страссман ведет ежемесячную колонку в Computerworld.

Статья Страссмана, вероятно, была безумно смелой в 1994 году — в разгар победного шествия реинжиниринга. Сейчас она кажется резонерской, и, более или менее, сводится к набору прописных истин: ничто не ново под луной, тише едешь — дальше будешь, семь раз отмерь — один отрежь. Неофитам реинжиниринга чтение этой (и других) работ Страссмана поможет сбалансировать свои оценки. Всем остальным стоит прочитать работу ради старательно подобранных Страссманом цитат из Хаммера — автор считает, что они доказывают идейное родство основателя РБП с Робеспьером, Лениным, Мао, Че Геварой и Аль Капоне. Цитаты подобраны действительно колоритные. Приводим одну из них: «Реинжиниринг подходит к существующей организации, вооружившись топором и автоматом».

6. Истоки реинжиниринга бизнес-процессов (The Roots Of Business Process Reengineering), Пол Страссман, 1995 год

http://www.strassmann.com/pubs/reeng/roots.html

Размер файла 13 Кбайт (ок. 11 экранов текста с иллюстрациями).

Менее эмоциональная и более основательная статья Страссмана, анализирующая причину огромной популярности реинжиниринга бизнес-процессов. Анализируя показатели деятельности 1000 американских корпораций, Страссман приходит к выводу, что более половины из них имеют серьезные проблемы управления и, следовательно, заинтересованы в радикальных улучшениях. Интересная методика анализа эффективности управления, предложенная Страссманом, заключается в анализе EVA (Economic Value-Added) как основного показателя эффективности управления. EVA при этом рассчитывается как чистая прибыль за вычетом стоимости капитала. Страссман указывает, что в большинстве американских компаний управление не добавляет стоимости — более того, EVA, рассчитанная суммарно для 1000 американских компаний, составляет отрицательную величину (-76805 млн. долл. США в 1993 году.). В такой ситуации, согласно заключению Страссмана, менеджмент, естественно, склонен принимать на веру любую, даже самую шарлатанскую, методику, если она обещает быстрые и коренные улучшения. Статья содержит взвешенную критику сложившейся практики применения РБП как панацеи при решении всех проблем управления.

7. Течение, которое забыло о людях (The Fad That Forgot People), Томас Давенпорт, 1996 год

http://www.fastcompany.com/online/01/reengin.html

Размер документа 20 Кбайт (ок. 7 экранов текста)

.

Томас Давенпорт (Thomas H. Davenport) — один из основоположников теории реинжиниринга, автор новаторских работ «Информационные технологии и редизайн бизнес-процессов», 1990 год (совместно с Дж. Шортом), и «Инновация процессов», 1992 год, а также многочисленных статей о реинжиниринге процессов.

Давенпорт возвращается к истокам реинжиниринга — в 1990 год, когда два университетских профессора написали статью об интересной концепции «редизайна бизнес-процессов». С тех пор реинжиниринг проделал путь от академической концепции до многомиллиардной индустрии, и его триумфальный путь был усеян множеством жертв — компании тратили миллионы на РБП-проекты, выбрасывали на улицу тысячи сотрудников... и разорялись.

Может быть, самая интересная часть статьи повествует о дальнейшей судьбе компаний, вошедших в раздел success stories книги Хаммера «Реинжиниринг корпораций», этой библии реинжиниринга, и в другие публикации раннего BPR. Читателям будет интересно узнать, например, что компания Mutual Benefit Life (описание которой перекочевало из статьи М. Хаммера 1990 года во множество других публикаций по РБП) потеряла место на рынке. Давенпорт рассказывает и о том, как, повинуясь моде, компании переписывают свою историю, выдавая задним числом свои успешные проекты за реинжиниринг. Так, изменения в бизнесе, произведенные компаниями Ford Motor и Taco Bell, принесли хорошие результаты и стали хрестоматийными образцами BPR-проектов, однако в реинжиниринг они были превращены постфактум. Лейтмотивом статьи могли бы послужить ее первые строки: «Когда мы придумали слово реинжиниринг, оно не было синонимом бездумного кровопролития».

Методология и практические рекомендации

В раздел включены материалы, которые могут заинтересовать в первую очередь тех, кто на практике занят осуществлением РБП-проектов. Сюда отнесены два документа, которые знакомят с методами и техниками DoD, и два обзора методик консалтинговых компаний, в том числе Andersen Consulting и Boston Consulting Group (BCG).

8. Схема управления совершенствованием процессов. Приложение H: Методология организации работ (Framework for Managing Process Improvement. Appendix H: Methodology Work Breakdown Structure) в библиотеке электронного колледжа инновации процессов, 1994 год

http://www.dtic.mil/c3i/bprcd/3003ah.htm

Размер документа 17 Кбайт (23 экрана текста).

Подробная схема организации работы, включающая четыре стадии, 25 этапов, 193 (!) шагов, описывает не только внутреннюю структуру реинжинирингового проекта, но и его место в общей схеме управления совершенствования процессом. Выполнение работ по усовершествованию процесса разделено на следующие стадии: стратегическое планирование и бизнес-планирование; собственно реинжиниринг бизнес-процесса (в котором выделены следующие этапы — анализ существующего состояния, анализ целевого состояния, реинжиниринг/редизайн процесса, проведение экономического анализа); планирование управления изменениями организации; планирование управления изменениями технологии; инжиниринг предприятия; выполнение проекта (включает в себя элементы постоянной деятельности по обеспечению эффективной работы процессов методами TQM). Схема не столько интересна для чтения, сколько полезна для практического применения.

9. Схема управления совершенствованием процессов. Раздел 10: Техника совершенствования процессов (Framework for Managing Process Improvement. Section 10: Techniques for Process Improvement) в библиотеке электронного колледжа инновации процессов, 1994 год

http://www.dtic.mil/c3i/bprcd/3003sa.htm

Размер документа 65 Кбайт (ок. 45 экранов текста с иллюстрациями).

Очень добросовестный, но плохо организованный обзор техник, применяемых в РБП. К сожалению, кроме невразумительного разделения в начале обзора на категории — графические, статистические, текстовые (сюда отнесены, например, такие техники, как мозговой штурм и бенчмаркинг) — и техники моделирования, в дальнейшем изложении техники сгруппированы только по стадиям выполнения проекта. Обзор трудно читается из-за недостаточной стуктурированности объемного материала, но, если вас не останавливает необходимость прибегать к текстовому поиску, его можно использовать для справок. Описания техник достаточно подробны и содержат рекомендации по применению.

10. Обзор методологии реинжиниринга (Reviewing Reengineering Methodology), BPR Online Learning Center

http://www.prosci.com/methodology.htm

Размер документа 14 Кбайт (ок. 10 экранов текста).

BPR Online Learning Center создан компанией ProSci, специализирующейся на исследовательской и издательской деятельности в области инновации бизнес-процессов. BPR Online Business Center содержит более 150 статей, посвященных РБП. ProSci поддерживает также HR Online Business Center (http://www.iplabs.com/hr/), куда помещает, в частности, материалы, посвященные бенчмаркингу и управлению изменениями.

Рассматривается сравнение четырех методологических подходов к РБП, используемых не названными «известными консалтинговыми компаниями». Статья анализирует преимущества и слабые стороны каждой из методик и дает представление о разнообразии подходов к РБП.

Упомянут интересный метод, не предусматривающий в качестве этапа изучения состояния процесса «как есть» (as-is) — метод предлагает создание «видения» нового бизнес-процесса исключительно на основе идеальных представлений о работе процесса. Авторы обзора критически рассматривают возможность разработки «видения» без детального изучения потребностей клиентов процесса и технологических возможностей; но, с другой стороны, предостерегают РБП-команды и от слишком детального изучения существующего процесса.

11. Различные подходы консалтинговых компаний к реинжинирингу бизнес-процессов (Different Consulting Approaches to Business Process Reengineering), Harvard Business School, 1996 год

http://www.hbs.edu/mis/reengineer/projects/team1/reeng.htm

Размер документа 48 Кбайт (ок. 70 экранов текста с большим количеством иллюстраций).

Очень интересный обзор, выполненный группой студентов факультета управления информационными системами Harvard Business School в качестве курсовой работы по реинжинирингу в 1996 году. Во вводной части обзора приведены данные о динамике рынка консалтинговых услуг в области РБП и его разделе. В основной части проводится подробное сравнение методологий РБП таких крупнейших консалтинговых компаний, как Andersen Consulting, контролирующей 16% американского рынка консалтинговых услуг в области РБП, McKinsey&Co (8%), Bain&Co (2%) и BCG (3%). Для сравнения методологий выбраны такие параметры, как ключевые факторы успеха РБП, этапы выполнения типичного РБП-проекта, роль информационных технологий, области компетенции, крупные РБП-проекты и достигнутые при их реализации результаты. Раздел, посвященный собственно сравнению методологий, написан несколько слабее остальных, но собранный объем фактического материала, недоступного из других источников (вряд ли, скажем, читателям удастся самостоятельно ознакомиться с внутренними материалами компании BCG или проинтервьюировать Хаммера), вызывает уважение. Чтение обзора доставит удовольствие всем серьезно интересующимся РБП.

О следующей теме

В следующем обзоре мы обратимся к ресурсам Internet, посвященным группе стандартов ИСО 9000, сертификации на соответствие этим стандартам и связанными с ними проблемами управления качеством. В выпуск будут включены следующие разделы: основные понятия, обзор Web-узлов официальных организаций, тексты стандартов и комментарии к ним, а также примеры внедрения стандартов. В дальнейшем мы планируем вернуться к теме РБП и посвятить еще один обзор таким оставшимся за пределами настоящего выпуска темам, как теоретическая основа РБП, анализ конкретных проектов (case studies) и др. В будущем мы намечаем обратиться и к другим темам, например, к публикациям в Internet, посвященным виртуальным корпорациям, малому бизнесу и «Y2K» — проблеме 2000 года.

Электронная версия данного обзора находится на сервере «Россия-Он-Лайн» (http://www.online.ru/people/olik/).

Ольга Анатольевна Мордкович — аналитик компании «Совам Телепорт», Москва. Ей можно написать по адресу: olik@online.ru.

(продолжение)