Internet снижает непроизводительные потери и сокращает затраты времени, что позволяет нашим адвокатам уделять тем делам, которые они ведут, больше внимания".

Мы попросили действующих профессионалов в области информационных систем назвать технологии, которые имеют наибольшую ценность для бизнеса. Они сказали, что это брандмауэры! Отлично, брандмауэры так брандмауэры, пусть даже после нашего определения ценности для бизнеса как "вклада в общую финансовую эффективность компании, ее позицию на рынке или конкурентные преимущества".

Мы согласны, что это - слишком много слов для понятия "делать деньги". Но именно "делать деньги" - самое точное выражение. В то же время кажется непривычным, что брандмауэры (как, впрочем, шифрование, Кобола и особенно средства обработки текста, также фигурировавшие в ответах) оказываются тем волшебным средством, которое направит потоки прибылей в "сундуки" компании. Так что же, держать двери открытыми? Да. Защищать свои ресурсы? Без сомнения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА
В ходе исследования профессионалам в области информационных технологий предложили оценить следующие технологии и сервисные компании по шкале от 1 (отсутствие деловой ценности) до 10 (наибольшая деловая ценность).
Оценки компаний, предоставляющих услуги в области ИТ
Тип услугПоказатель
Поддержка ПО6,15
Обучение ИТ5,97
Системная интеграция5,15
Управление оборудованием3,64
Оценки технологий и приложений
Технологии или приложенияПоказатель
Электронная почта 7,98
Средства защиты класса "брандмауэры" 7,39
Средства разработки приложений7,05
Коммуникационные приложения для Internet/intranet6,75
Приложения поддержки групповой работы6,62
Средства разработки Web-приложений6,34
Приложения справочной службы6,04
Приложения для хранилищ данных5,92
Средства защиты шифрованием 5,88
Приложения для автоматизации работы отделов продаж5,70
Приложения управления проектами5,63
Приложения электронной коммерции5,49
Коммуникационные приложения для Internet-маркетинга5,32

Итак, наша идея состояла в том, чтобы получить отклики профи, находящихся на самом переднем крае ИС. Мы хотели узнать их личное мнение: в каких направлениях надо усиливать затраты на информационные технологии в бюджете их компании? И представьте себе, мы обнаружили, какие технологии и услуги они рассматривают как более и менее ценные для бизнеса.

Само собой, выявились и проигравшие и победители. Некоторые респонденты оказывали довольно умеренную поддержку системной интеграции и очень низкую - управлению внешним оборудованием. Каковы самые популярные технологии? Ими оказались приложения электронной почты, средства защиты с помощью брандмауэров и инструменты разработки приложений. Высокую оценку получили также приложения для справочных служб. Это вовсе не говорит о том, что все участники данного исследования недостаточно разбираются в предмете. На самом деле все большее число людей (хотя пока и недостаточно большое) как раз демонстрируют реальное понимание того широкого контекста, в котором должна работать информационная технология, - контекста бизнеса.

Возьмем, к примеру, следующее заявление одного из системных аналитиков, попросивших не называть его: "Я бы поставил на первое место средства автоматизации для отдела продаж. Наша компания занимается управлением гостиницами, каждая из которых имеет собственный отдел продаж, подчиняющийся корпоративному офису. Эти средства автоматизации дают возможность знать, чем занимается данный отдел продаж, и ориентировать его в направлении корпоративных идей и планов маркетинга, что означает увеличение числа постояльцев". (Заметка для всех сетей отелей: отыщите в службе ИС тех, кто думает так же, и дайте им зеленую улицу.)

Вот что интересно: познакомившись со всеми ответами на вопросы нашего исследования, начинаешь замечать любопытное разделение отвечавших на тех, кто уже нашел свой ключ, и тех, кто еще этого не сделал. Для последних, в частности, характерна некая изолированность - как на острове. Люди считают хорошими те технологии, которые они уже используют или по крайней мере хорошо освоили.

Так что же имеет для них важное значение? "Средства разработки для Web, инструменты создания приложений и служба технического сопровождения, - считает один из системных аналитиков. - Эти инструменты просто неоценимы". "Электронная почта и брандмауэры, - говорит системный администратор, - поскольку все ежедневно их используют". "WordPerfect, - полагает администратор сети. - Мы являемся юридической фирмой, поэтому для нас первостепенное значение имеет обработка текста". "Средства разработки для Web, - отвечает системный аналитик. - Они имеют важное значения для Web и всего, что стоит за данной технологией".

К счастью для руководителей, в сообществе специалистов по информационной технологии есть слой людей, которые хорошо понимают связь между ИТ и ее ценностью для бизнеса. Ими являются те настоящие профи, которые проявляют здоровый интерес к корпоративной жизни за стенами своих отделов. Они заботятся о процветании компании, ее месте на рынке и способах освоения нового бизнеса. Обычно эти люди с готовностью принимают ту технологию, которая, в сочетании с их проницательностью, может улучшить базовые показатели компании.

Ключ есть!

Если вы поговорите с Нейлом Джабри, то быстро придете к выводу: он понимает, что технология в конечном счете должна служить двум целям - повышению продуктивности и прибыли.

В его компании Tatex Thermographers, похоже, тоже сознают это. Джабри недавно повысили с должности сетевого администратора до координатора по технологии бизнеса.

Нейл Джабри, один из всего лишь двух профессионалов по информационном системам, работающих в офисе компании в Вако (шт. Техас), помогал издательским и типографским службам привлекать дополнительных заказчиков и сокращать время производства визитных карточек, почтовых бланков, информационных писем и пригласительных билетов. (Tatex заявляет, что ей принадлежит более 50% рынка информационных писем и пригласительных билетов всей страны.) Для этого применяется такая технология, как маркетинговые коммуникационные приложения в Internet. "Вместо того чтобы вручную заполнять бланк и передавать его по факсу, наши корпоративные клиенты размещают заказы электронным путем", - сообщил Джабри.

В результате заказы стали более полными и точными.

Более того, по словам Джабри, именно благодаря этому интерактивному приложению компания привлекла новых дилеров в сеть распространения своих информационных писем и пригласительных билетов.

Каким будет следующий проект Джабри? Сбор информации электронным способом для автоматической генерации печатных форм, что позволит обойтись без компьютерного набора текста.

"Это не только даст возможность еще больше повысить точность, но и сократит производственный цикл, - отметил он. - Нам было необходимо время, чтобы тщательно продумать свой Web-узел, разработать его диаграмму на бумаге и с самого начала решить, для чего он будет использоваться: для маркетинга, для расширения продаж или для рекламы. После большого числа обсуждений со служащими компании мы приняли необходимые решения".

Взгляд в будущее

Корпорация Sigma-Aldrich (Сент-Луис) производит в своих исследовательских и клинических лабораториях более 40 тыс. видов химической продукции и средств для химического анализа. Часть из них покупатели могут заказать через World Wide Web. Много ли заказчиков было привлечено таким способом? "Мы считаем, их число удалось несколько увеличить, но оценить это не всегда легко, - говорит Брайан Лоуренс, руководитель разработки приложений из этой корпорации. - Тем не менее система создает дополнительные удобства для компаний-заказчиков, которые сами стараются повысить свою конкурентоспособность. К тому же мы сами стремимся оставаться впереди конкурентов и именно поэтому хотим использовать те технологии, к которым готово все большее число заказчиков".

Исходя из этих соображений Лоуренс дает более высокую оценку средствам разработки для Web и приложениям электронной коммерции.

Теперь давайте обдумаем эту ситуацию. Хотя усилия Sigma по разработке в Web пока не привлекли большого числа заказчиков, потенциально они способны привести к такому результату, и это хорошо известно Лоуренсу. Именно это отличает его от тех системных аналитиков, которые дали данной технологии самые низкие оценки, рассуждая: "У нас есть свой Web-узел, но кто захочет искать в Web наши продукты, кроме конкурентов?" Он считает такую точку зрения ошибочной.

Лоуренс ставит верные цели. Вот почему он усердно работает над привлечением поставщиков и поддержкой заказчиков с помощью электронной системы корпорации Sigma. "Мы рассматриваем Internet не только как информационный ресурс, - говорит он. - Поэтому мы хотим добавить такие средства, как техническая поддержка, чтобы заказчики могли зарегистрироваться и сразу получить ответы на свои вопросы. В число наших заказчиков входит большое число больниц, которые на три или четыре года отстают в отношении информационных технологий. Но даже если они не смогут применять их сейчас, возможность заказа через Internet создаст у них благоприятное впечатление о нашей компании и выделит ее среди конкурентов".

Не гонитесь за модой

Конечно, технологии не обязаны быть самыми последними или же престижными, чтобы приносить настоящую пользу для дела. Все зависит от того, как их применять. "Наша юридическая фирма предлагает свои услуги точно так же, как это делают многие другие компании. Вся разница в том, что в нашем случае товар имеет вид бумажных документов", - рассказывает Грегори Ротвик, системный администратор из фирмы Sussman Shank LLP (Портленд, шт. Орегон). Нет, он отнюдь не ставит на первое место средства обработки текста. Ротвик полагает, что реальную ценность для бизнеса представляет способность фирмы доставлять документацию клиентам и получать ее от них в максимально сжатые сроки. Чем меньше стоит этот процесс по сравнению с курьером или факсом, тем лучше.

"Мы обнаружили, что обмен электронной почтой через Internet снижает непроизводительные потери и сокращает затраты времени, что позволяет нашим адвокатам уделять тем делам, которые они ведут, больше внимания, - говорит Ротвик. - Это дает преимущества как нам, так и нашим клиентам". Кроме того, подобные методы работы выделяют компанию среди конкурентов. "В законодательной сфере бывает важно не столько то, правы вы или нет, сколько то, как вы ведете дела. Если вы сможете выделиться среди других с помощью технологии, то окажетесь в выигрыше".

Шона Макмиллиана из компании Leviton Telcom (Ботелл, шт. Вашингтон) не привлекают "новомодные штучки" в технологии. Он считает наиболее ценными старые добрые инструментальные средства разработки приложений, электронную почту и средства автоматизации продаж. "Я не гонюсь за новейшими устройствами, но пытаюсь идти в ногу с тем, что происходит в реальном мире, и думать о том, как мы можем помочь пользователям лучше выполнять свою работу", - говорит этот программист-аналитик из подразделения компании Leviton Manufacturing, занимающегося производством разъемов, гнезд и шнуров для настольных компьютеров.

Для Макмиллиана делать работу лучше - значит делать ее более толково. Вот почему он и другие два сотрудника его отдела информационных систем создали приложения, позволяющие пользователям отделов продаж, маркетинга и закупок получать и посылать любые порции данных реального времени, причем любым необходимым им способом, устраняя незаметные на первый взгляд разрывы в действии механизма продаж. Для этого система электронной почты, которая соединяет ПК, установленные на производственных складах компании Leviton, передает внутренним потребителям данные реального времени о погрузке. "Все, что мы делаем с привлечением технологии, подразумевает ответ на вопрос: что можно сделать, чтобы еще более продвинуть наш бизнес?" - говорит Макмиллиан.

Вряд ли можно сказать точнее. Именно этот вопрос должны задать себе все профессионалы ИС, независимо о того, за что они отвечают. Ответы на него могут пойти на пользу компании.

Возможно, наше исследование поможет руководителям служб ИТ наглядно показать своим сотрудникам, что именно дает реальные преимущества их компании, а что - нет.

Рошель Гарнер - независимый автор из г. Сан-Карлос (шт. Калифорния).