"Самые насущные задачи каждого руководителя - это:

  • обеспечить крепкую дееспособность, "выживаемость" своего предприятия или подразделения;
  • сформировать своим подчиненным нормальное течение трудового процесса, без неразберихи и с возможностью сохранения квалифицированных кадров;
  • иметь возможность расширения функций своего предприятия в случае экономической и производственной необходимости или при указании руководства старшего уровня".

Так писал один из нас три года назад в статье о выборе политики инвестиций в технологии. Тогда это было уместным, но сегодня надо смотреть шире.

ТРИ ГОДА СПУСТЯ

За прошедшие годы большие изменения произошли вокруг и внутри нас. Именно три года назад, 30 августа 1995 года, вышел первый номер Computerworld Россия, еженедельника, избравшего своими читателями тех корпоративных заказчиков и участников компьютерного рынка, которые за суетой анонсов, презентаций и соглашений хотели бы увидеть, в каком направлении движется компьютерный мир, и решить, на чем - в зависимости от их рода деятельности - основывать свои информационные системы или строить свой бизнес.

Важная категория наших читателей - руководители служб информационных систем предприятий, как бы их должности ни назывались: директор, вице-президент или начальник отдела. В английском соответствующий термин есть - Chief Information Officer (CIO), то есть "директор по информации". Отсутствие же подходящего названия в русском языке свидетельствует о многом. В нашей традиции, увы, человек на этом посту часто лишь начальник одной из обеспечивающих служб. И отсутствие слова - от непонимания роли, язык ведь не обманешь... Конечно, все меняется, есть и у нас обнадеживающие признаки. Лидер создания или применения ИС на предприятии все чаще играет одну из ключевых ролей в развитии предприятия в целом.

НОВЫМ ЛИДЕРАМ

Именно этой категории читателей мы адресуем новую рубрику, на страницах которой постараемся - с вашей помощью и участием - помещать полезные лидерам и самые разные по направленности материалы. Рубрику мы решили назвать немного громоздко, но в соответствии с представлением о вашей ключевой роли в управлении предприятиями: "ДИРЕКТОРУ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ". Надеемся, что удастся внести вклад в прояснение этой роли, а индустрия уточнит отвечающее этой роли название должности.

В таких журналах, как "СУБД" или "Открытые системы", оправданно помещать статьи, детально описывающие опыт и рекомендации в решении конкретных и, чаще, технических задач. Для еженедельника же главное - доносить все разнообразие ситуаций и подходов, все богатство точек зрения, что и будет, по сути дела, отражением реальных процессов и задач, стоящих перед руководителями служб ИС.

Есть и особые обстоятельства, подвигающие на создание этой рубрики. Известно, что отечественная компьютерная отрасль развивается сравнительно неплохо. Что это - особый национальный перекос вида "компьютеризация до телефонизации"? Имеет ли смысл вкладывать силы в это дело, несмотря на все проблемы? Да, имеет. Дело не только в том, чтобы не выпасть из мирового информационного пространства. Мы можем существенно способствовать развитию более открытых отношений между людьми, поддерживать востребованность профессионалов в одной из самых наукоемких областей. Мы можем делать это посредством не только новых коммуникаций, но также новых стандартов на качество работы и новых правил совместной деятельности, в том числе - с непрофессионалами в компьютерах. Одна из задач - рассматривая разные точки зрения и сохраняя высокий уровень обсуждения, отсеивать мифы от реальных тенденций, сбалансированно формировать мнение сообщества профессионалов.

СТАТЬИ ПЕРВОГО ВЫПУСКА

Представляем два стратегически проблемных материала: эксперта в области DSS Питера Кина и одного из разработчиков первых отечественных ЭВМ, профессора и действующего консультанта А. В. Шилейко. А также - интересную и практически полезную статью Джея Файнигена из журнала CIO.

Обращаем внимание на то, что каждая из наших публикаций, взятая по отдельности, не может и не будет рассматривать некий вопрос исчерпывающим образом. Важно другое: выделить наиболее значимые стороны, оценки, способы.

К примеру, Питер Кин, говоря о провалах в развитии ИС, справедливо отмечает: полезно заменить само название "информационная система" на иное, связанное с тем, что действительно нужно предприятиям и людям, на них работающим. Когда же автор предлагает отказаться от понятия "информационная технология", его можно счесть некорректным, а его предложения адресовать к системам в целом, и в этом случае они действительно полезны. Другое замечание: базы данных, хранящие описания фактов в формах, не зависящих от сегодняшних задач предприятия, появились давно и не случайно. Это был ответ на еще достаточно вялую, по сегодняшним меркам, изменчивость информационных потребностей 70-х.

Но замечания не делают статью менее интересной. Ведь Кин фактически говорит о том, что названия "новых техник" и подходов (хранилища данных, управление знаниями) часто используются как рыночные "завлекалки", а существо дела, известное 10 и 20 лет назад, остается за бортом. Поэтому самое важное в статье Кина - указание направления, в котором надо переориентировать всю деятельность в области ИС.

Материал А. В. Шилейко обращает нас к другой стороне "информационной деятельности" - к тому вреду, который могут нанести и наносят компьютеры. Мы понимаем, что учитывать еще и это их воздействие директору информационной службы сложнее и дороже, а с конъюнктурной точки зрения может оказаться вовсе неуместно. Но "управление" этим вредом, по крайней мере пока, - в наших руках. И если автор статьи говорит о вреде компьютеров, которыми занимался всю жизнь, это вовсе не значит, что он стал луддитом. Он хочет, чтобы мы делали свой выбор сознательно. Обращаем внимание читателей и на то, о чем автор упоминает кратко, но что действительно лежит в основе всей нашей деятельности, - о физической природе информации. Представьте себе, что в вашем доме сделали электропроводку со множеством розеток разных стандартов с разным и заранее неизвестным напряжением в каждой - от 12 до 370 В - и местами с оголенными проводами. Бред, кошмарный сон? Конечно бред, но наши информационные системы слишком часто именно таковы. Если вы осознали это, то уже не сможете работать с информацией кое-как.

Ну а рассказ Д. Файнигена - это описание уникального проекта и опыта решения самых животрепещущих вопросов о том, что сделать, чтобы предприятие вышло на новый уровень в управленческой деятельности, как преодолеть закостенелость привычек в изначально бюрократизированных средах, какой путь и какая технология могут быть полезны. Остальное статья скажет сама за себя. Надеемся получить от вас материалы, отражающие российские особенности этих проблем.

ЧТО МЫ ПРЕДПОЛАГАЕМ ДЕЛАТЬ

Итак, в рубрике "Директору информационной службы" будут рассматриваться самые разные темы, важные для большинства руководителей в этой области: стратегические, экономические и технические, вопросы реинжиниринга бизнес-процессов, кадровые и оргструктурные, ориентированность на клиентов предприятия и т. д. Эти темы будут связаны с проблемами масштабов предприятия, даже если они технические (как, например, новые программные инструменты). Мы также планируем периодически помещать обзоры важнейших публикаций "информационного шельфа" - электронных и традиционных книжных.

В нашем "портфеле" большой поток интересных публикаций не только оригинального Computerworld, но и других изданий корпорации IDG. Хорошим подарком к дню рождения Computerworld Россия стало полученное нами право использовать материалы и марку популярного журнала CIO (The Magazine for Information Executives), также издаваемого IDG. Но эти публикации становятся особо интересными в случае, если сопровождаются материалами отечественных авторов.

ВМЕСТЕ С ВАМИ

Мы приглашаем читателей к активному формированию направлений новой рубрики. Возможны любые предложения, приветствуется отраслевая, экономическая и другая ваша - то есть НАША - специфика, отражающая особенности отечественной экономики, нормативной базы, культуры и т. д. Каждая публикация будет отражать точку зрения автора и опираться на его опыт. Мы рассчитываем, что примеры будут вполне конкретными. Если - в редких случаях и по понятным причинам - автор не сможет назвать предприятие и имена людей, о которых он пишет, то его подпись будет гарантировать, что приведенный пример - не выдумка.

Еще одно соображение: полезно отразить точки зрения руководителей других направлений - будь то финансовый директор, генеральный директор, главный инженер или начальник отдела кадров - на проблемы ИС и их полезность для предприятия. Пора выходить за рамки тесной профессиональной "тусовки".

Ждем от вас вопросов и пожеланий. Предлагаем адреса нашей электронной почты: Евгений Захарович Зиндер - ez@osp.ru, Павел Вячеславович Христов - pkh@osp.ru. Мы планируем и другие способы общения - прямые контакты, периодические опросы, специальные семинары.