Исследователи из Саарского университета в Германии используют тонкую силиконовую пленку для придания поверхностям новых свойств. Технология, которая способна создавать ощущение тактильной кнопки или бегунка на плоских стеклянных дисплеях, привносит новое измерение во взаимодействие с сенсорным экраном. Благодаря этому интерфейсы смартфонов, информационных экранов и бытовых устройств становятся более удобными для пользователя. А для слепых и слабовидящих такого рода физическая обратная связь особенно важна.

Высокотехнологичная пленка может выступать в качестве тактильного интерфейса между человеком и машиной. В качестве примера здесь можно привести перчатку, внутренняя сторона которой полностью покрыта гибкой эластичной полимерной пленкой. Пленка используется в качестве датчика, сообщающего компьютерной системе о том, как оператор двигает рукой и пальцами.

На выставке в Ганновере в этом году был представлен прототип сенсорной перчатки с тактильным дисплеем. Новая технология может найтидо применение в компьютерных играх и сделать игровой процесс более интенсивным.

На каждую из сторон ультратонкой силиконовой пленки наносится гибкий электропроводящий слой, формирующий так называемый «диэлектрический эластомер». При подаче напряжения два электрода притягивают друг друга, воздействуя на полимер и заставляя его расширяться.

Когда оператор сгибает палец, пленка растягивается, что приводит к изменению ее емкости. Каждому из положений пленки соответствует свое значение емкости. Конкретное значение емкости можно сопоставить с конкретным положением пальца оператора.

Команда исследователей разработала блок управления, позволяющий прогнозировать и программировать последовательность движений, точно контролируя деформацию пленки. Если разместить поверх полимерной пленки тонкий стеклянный экран, пользователь будет чувствовать движения пленки, имитирующие поведение кнопки или клавиши.

В настоящее время группа работает над рядом исследовательских проектов, направленных на объединение приводных систем на основе пленки с целью организации их взаимодействия. Поверхностям и интерфейсам нужно придать новые свойства, а это в свою очередь требует дальнейшей миниатюризации технологии.