За два с лишним года, прошедших с момента выхода статьи, посвященной социальным сетям [1], многое изменилось, и, главное, интерес к данному способу организации людей стали проявлять ведущие ИТ-игроки. В сообщениях новостных лент известные или не очень имена ИТ-рынка сегодня соседствуют с упоминанием технологий Web 2.0 и механизмов, с которыми ассоциируются социальные сети. В череде новостей на эту тему весьма значимыми, на мой взгляд, были анонсы, относящиеся к семейству IBM Lotus, — по оценкам многих аналитиков, в области применения механизмов социальных сетей в интересах бизнеса намечается прорыв.

 

«Социализация» Lotus

Проигрывая другим продуктам данного класса по масштабам охвата пользователей электронной почты, платформа Lotus Notes/Domino всегда была лидером в том отношении, что не ограничивалась только функциями обмена почтовыми сообщениями, а предоставляла широкие возможности для организации совместной работы. Когда мгновенный обмен сообщениями (Instant Messaging, IM) еще воспринимался как развлечение для тинейджеров, разработчики Lotus уже оценили перспективы этой технологии для повышения эффективности коммуникаций между людьми и предложили реализацию для бизнеса, которая в последней версии системы Sametime 7.5 трансформировалась в полноценную корпоративную IM-платформу.

С этим продуктом связывалось и появление механизмов поддержки социальных сетей в семействе Lotus — первые сообщения на эту тему появились на конференции Lotusphere 2006, однако конкретные очертания платформа обрела лишь сегодня. Оказалось, что центральную роль в реализации возможностей так называемого «социального программного обеспечения» в Lotus будут играть не Sametime, а новые решения. Аналитики Gartner, AMR Research, IDC и Burton Group отмечают, что выпуск нового в семействе Lotus продукта Connections представляет собой первую на ИТ-рынке попытку предложить корпоративному пользователю комплексный пакет средств поддержки социальных сетей. Инструменты Lotus Connections (результат проекта IBM под кодовым названием Ventura) реализуют коммуникации между людьми в процессе повседневной работы не на базе электронной почты, а посредством механизмов организации виртуальных сообществ.

Lotus Connections включает пять программных сервисов:

  • Profiles, средство создания персональных профайлов, в которых пользователи могут размещать информацию, связанную с их профессиональным опытом и интересами. Здесь обеспечивается быстрый поиск людей, необходимых для выполнения работы, и расширение сети контактов сотрудников с учетом их профессиональных интересов. Profiles позволяет искать коллег по именам, специализации или по ключевым словам. В качестве стандартных результатов поиска предлагаются имя/фамилия, контактная информация, структура отчетности и зоны ответственности сотрудника, а кроме того даются ссылки на блоги, сообщества (сommunities), действия (activity) и закладки (bookmark), связанные с данной персоной.
  • Dogear, инструмент для создания закладок, к которым могут иметь доступ другие сотрудники компании. Закладки общего пользования (social bookmarking) широко распространены сегодня в Internet и представляют собой удобное средство хранения и обмена информацией. Dogear переносит эти возможности в корпоративную среду, поддерживая такие функции, как получение и коллективное использование информации, ранее оцененной другими сотрудниками как «значимая», выявление новых людей и сообществ с аналогичными интересами. Dogear позволяет помечать закладки тегами, обмениваться ими, предоставляя пользователям возможность поиска значимой информации по ключевым словам или подписки на закладки соответствующих специалистов.
  • Communities, решение для организации дискуссионных групп или форумов, объединяющих людей с общими интересами и сферами деятельности. Члены сообщества, сформированного с помощью Community, имеют возможность обсуждать релевантные темы, проводить опросы для сбора информации и обмениваться ресурсами. Вступить в такое сообщество и принять участие в его работе может любой сотрудник организации или ее внешнего партнера, например, клиент.
  • Activities, средство организации работ и коммуникаций, связанных с определенным действием. Activities предоставляет пользователям управляющую Web-панель для выполнения задач в рамках профессионального сотрудничества с соответствующей группой своих коллег. Команда получает инструменты для организации, обмена и коллективного использования любых файлов, сеансов мгновенного обмена информацией, сообщений электронной почты, календарей и Web-ссылок, ассоциированных с поставленной задачей. Это позволяет сотрудникам отслеживать перечень задач и сроки их исполнения, используя в ходе выполнения задачи проверенные методики и знания коллег.
  • Blogs, корпоративный инструмент создания и публикации блогов (Weblog, blog — Web-сайты для публикации информации от определенного лица, которую могут читать и комментировать другие). Это распространенное средство формирования интерактивных сообществ в данном корпоративном контексте преследует цель организации быстрого обмена знаниями и опытом между сотрудниками организации. Blogs упрощает поиск информации в блогах благодаря интегрированным инструментам поиска. Кроме того, пользователи могут отслеживать сообщения в ключевых блогах с помощью организации информационных потоков в формате Atom.

Система Connections позволит компаниям поставить на службу своим корпоративным интересам инструменты Web 2.0 и с их помощью попытаться найти новые, возможно, более эффективные способы накопления, извлечения и использования для решения бизнес-задач знаний, профессионального опыта и новаторских способностей своих сотрудников. То, что это возможно, демонстрирует опыт самой IBM, в частности, компонент Connections Profiles реализован в собственной корпоративной сети IBM — BluePages, которая зарождалась как простой каталог профайлов сотрудников корпорации, постепенно эволюционировав в среду накопления коллективного опыта и платформу управления корпоративными знаниями.

 

Закладки общего пользования

Механизм создания и обмена Web-закладками Dogear был предложен группой Collaborative User Experience (CUE) исследовательского подразделения IBM Research и введен в «опытную эксплуатацию» в самой IBM. Это новое поколение Web-приложений ведет свою историю со стартовавшего в 2003 году сервиса del.icio.us, за которым последовал ряд быстро завоевавших популярность реализаций, например, Yahoo My Web 2.0. Сервисы обмена закладками развивают идею предоставления централизованного хранилища для размещения закладок и их распределения между пользователями сервиса.

Системы обмена закладками имеют две определяющие характеристики. Во-первых, в них пользователи помечают закладки ключевыми словами, или тегами, описывающими сохраняемые ссылки на Web-ресурсы. Такие теги — это по сути средство организации и представления собрания ссылок, причем отличительной чертой закладок общего пользования является возможность пометить одну закладку несколькими тегами и тем самым отнести ее к нескольким категориям (что невозможно в иерархической структуре папок для закладок обычных браузеров). Во-вторых, система обмена закладками имеет явно выраженную социальную природу — наборы закладок создаются и поддерживаются персонально одним пользователем, но доступны многим.

Закладки общего пользования дают возможность посмотреть, что интересно другим людям, при этом, как правило, неважно, кто создал ту или иную закладку. Однако, в случае корпоративного применения информация о том, кому конкретно интересен тот или иной ресурс, приобретает большое значение, поскольку позволяет установить полезную для рабочего процесса связь между областью профессиональной деятельности специалистов и сферами их интересов. Поэтому в Dogear принципиально важным моментом является интеграция с корпоративной службой каталогов и использование реальных пользовательских имен вместо «ников». Идентификация на базе реальных имен позволяет искать дополнительную информацию о пользователях в корпоративных базах данных и упрощает коммуникации, поскольку большинство применяемых в организациях средств связи между сотрудниками (электронная почта или IM-система) базируются именно на таком принципе идентификации. Кроме того, идентификация с помощью реальных имен стимулирует более ответственное использование системы. Однако надо заметить, что, хотя создание закладок в Dogear требует точной персональной идентификации, просматривать их можно анонимно, как это делается в аналогичных системах в Internet.

Возможно, предпочтения тех или иных специалистов окажутся для вас наиболее компетентным источником информации по определенной проблеме, и вы будете искать с помощью Dogear, что изучают в Internet ваши коллеги. Или наоборот, используя поиск по тегам, вы попытаетесь понять, кто из сотрудников интересуется данной темой, например, разработкой на платформе Eclipse, чтобы получить у них дополнительные консультации. В любом случае, такая ориентация в различных областях важной для вас информации может положительно повлиять на продуктивность работы.

Dogear настроен на работу в пределах корпоративной сети и позволяет вводить определенные ограничения доступа к закладкам, чтобы можно было организовать совместное пользование ресурсами только в рамках определенных коллективов, например, в отделе по работе с персоналом или проектной команде. Допускается также создание закрытых наборов закладок пользователей определенных должностей, например, менеджеров или торгового персонала. Наконец, предусматривается возможность определения частных закладок, которые пользователь не хочет открывать для всеобщего обозрения.

В случае совместного использования закладок полезными становятся средства оповещения сотрудников о появлении новой информации. В Dogear для этого применяется RSS-механизм подписки на определенные наборы закладок в рамках общего хранилища, например, наиболее часто встречающиеся или самые последние занесенные закладки, закладки, созданные определенным сотрудником или помеченные конкретным тегом. Система Dogear интегрирована с Сonnections Profiles, что позволяет включить в персональный профайл сотрудника перечень его информационных предпочтений.

Рис. 1. Корпоративная система обмена закладками Dogear

На первой странице системы (рис. 1) выводятся закладки, недавно добавленные пользователем. В левой части экрана (A) размещены: ссылка на пользовательские теги; список людей, которые сделали закладки на те же самые URL; список персональных подписок пользователя. В области Active Tags (B) перечисляются теги, причем число показанных тегов можно варьировать в зависимости от частоты их появления. В центре экрана помещен список закладок (С). Каждая закладка содержит название, возможно, некое описание, теги, дату создания и информацию об авторе. Указав на название закладки, можно перейти на соответствующий сайт; указав на тег — перейти на список других закладок, помеченных автором тем же ключевым словом; указав на имя автора — перейти на список его закладок. Поисковый механизм Dogear (D) позволяет искать закладки по тегу, персоналии или типу набора закладок. Любую страницу в Dogear можно просматривать в формате RSS или Atom и встраивать с помощью JavaScript в другую Web-страницу (E).

 

Неформальные связи в формальных процессах

Еще один результат исследований группы CUE — Connections Activities. Концепция «действия» и организация совместной работы вокруг действий (activity-centric computing) — одно из наиболее перспективных направлений разработок, связанных с эволюцией продуктов семейства IBM Lotus [2]. В случае успеха этих работ (а выпуск решения Activities свидетельствует о том, что такой успех вполне достижим) появится возможность принципиально изменить подходы к автоматизации сотрудничества людей в рабочем процессе. Не технологии будут диктовать, как построить взаимодействие сотрудников, а реальные потребности взаимодействия при решении конкретной задачи будут определять, какие технологии связи и совместной работы должны применяться. Кроме того, проект Activities направлен на то, чтобы интегрировать в формальные потоки заданий неформальные, непредусмотренные процедурой коммуникации между людьми, поскольку в реальной жизни необходимость в таких коммуникациях возникает очень часто и они иногда способны оказывать решающее влияние на конечный результат.

С технической точки зрения задача activity-centric computing — горизонтальная интеграция различных средств взаимодействия и совместной работы в едином контексте действия. В IBM «действие» определяют как логический элемент рабочей задачи, содержащий необходимые инструменты автоматизации, сотрудников и ресурсы. Примеры действий: подготовка совещания руководства, планирование конференции, закрытие сделки, создание запроса на предложения (Request for Proposals) или ответ на него.

В системе Activities «действие» представляет собой набор взаимосвязанных, разделяемых объектов, представляющих задачу или проект. Этот набор структурируется в виде иерархических потоков — «планов действий» (activity outline), представляющих контекст задачи. Пользователи добавляют элементы в действия, либо размещая ответ на существующий объект, либо создавая новый ресурс непосредственно в действии. Поддерживается шесть типов объектов: сообщение (message), стенограмма чата (chat transcription), файл, задачи (tasks), Web-ссылки и электронная почта. Система также дает возможность вводить новые типы объектов для реализации специфических сценариев действий. Сложные задачи могут быть отображены с помощью структур с поддействиями.

По умолчанию с действиями работает множество пользователей. Для управления доступом к действиям в системе определяются три основные пользовательские роли: владелец, автор и читатель, а также могут быть введены более детальные права доступа к отдельным объектам в действии. С действиями и объектами, из которых они состоят, могут быть ассоциированы метаданные: описание действия или объекта, запланированная дата выполнения и теги — ключевые слова, с помощью которых пользователи могут искать связанные ресурсы в одном или нескольких действиях.

Пользователь управляет списком действий, в которых он принимает участие, с помощью Web-панели. Кроме того, он может подписаться на синдикацию (раcпространение) информации о своих действиях в формате RSS, а также получить доступ к действиям из традиционных систем, включая клиент мгновенного обмена сообщениями IBM Lotus Sametime IM Client, браузер Mozilla Firefox или офисные приложения Microsoft Office. Действия пользователя могут быть классифицированы по дате последней модификации, запланированной дате выполнения, участникам или тегу. Для каждого действия заведена Web-страница (рис. 2), на которой пользователи могут просмотреть последние добавления объектов в действия, пройти по плану действия, просмотреть все объекты определенного типа в действии и проанализировать историю действия. Размещение и доступ к объектам осуществляются либо с этой Web-страницы, либо из привычной пользовательской рабочей среды: электронной почты, Web-браузера, IM-клиента или бизнес-системы, например, базы данных.

Рис. 2. Web-страница действия в системе Activities

Система Activities используется в IBM c 2005 года, и сейчас около 2,5 тыс. сотрудников выполняют в ней более 2 тыс. действий с 15,5 тыс. объектами. Разработчики рассматривают это решение как первый шаг в реализации полномасштабного, открытого и расширяемого сервиса, воплощающего принцип совместной работы на базе действий. Основные направления совершенствования системы — управление персональными действиями с особым акцентом на управление прерываниями, ранжирование задач и управление сроками. Кроме того, в перспективе Activities должна поддерживать не только совместную работу в рамках корпоративной сети, но и партнерские взаимоотношения с внешними организациями.

 

Quickplace превращается в Quickr

Одновременно с Connections в семействе Lotus появилась еще одна система «социализации» бизнес-процессов — Quickr, название которой вызывает ассоциации как с существующим долгое время в портфеле Lotus решением QuickPlace, так и с известным Internet-сервисом по размещению и совместному использованию фотографий Flickr. Что, конечно, не случайно, поскольку Quickr развивает платформу создания и совместной работы с документами Quickplace, расширяя ее возможностями технологий Web 2.0.

Как и Quickplace, система Quickr предоставляет средства организации виртуальной площадки для рабочих групп, в рамках которой они смогут создавать и использовать деловой контент различных типов. Существенное отличие состоит в широте охвата возможных информационных репозитариев и поддержке механизмов коммуникаций и работы с информацией, нетрадиционных для корпоративных систем управления документами. Пакет Lotus Quickr поддерживает масштабируемые, защищенные хранилища данных и включает в себя специальные программные коннекторы, которые интегрируют в разделяемую рабочую среду популярные клиентские приложения, такие как Lotus Notes/Domino и Microsoft Office, различные репозитарии корпоративного контента, включая Lotus Domino, портальное хранилище Java Content Repositary в IBM WebSphere Portal, Microsoft Office SharePoint Server и, в перспективе, систему управления корпоративным контентом FileNet P8, недавно вошедшую в программный портфель IBM. Для организации командных рабочих пространств и управления документами в Quickr появляются такие характерные для приложений Web 2.0 возможности, как дискуссионные форумы, блоги и wiki.

По мнению аналитиков Gartner, система Quickr является воплощением тенденции объединения в одной среде средств управления контентом и коммуникациями между сотрудниками в реальном времени. В Quickr это достигается благодаря средству Lotus Sametime Connector, которое обеспечивает интеграцию клиента унифицированных коммуникаций и совместной работы Sametime с библиотеками Quickr. Данный коннектор позволяет в рамках текущей сессии мгновенного обмена сообщениями производить навигацию по информационным массивам библиотек Quickr и получать нужный контент для совместного использования. Управление документами попадает в реальный контекст совместной работы, а механизмы Sametime для определения текущего статуса присутствия сотрудников позволяют понять, к кому и когда можно обратиться по тем или иным вопросам, связанным с данным документом.

Еще один коннектор, Microsoft Windows Explorer Connector, поддерживает навигацию по ресурсам контента Lotus Quickr и управление файлами и папками в среде Windows Explorer. А Microsoft Office Connector позволяет открывать и сохранять документы непосредственно в библиотеке контента или рабочей области группы в многопользовательском режиме. При этом предоставляются возможности блокировки доступа к документу, запрета на редактирование этого документа другими пользователями и управления версиями документа в процессе его совместной обработки.

Интеграция в Quickr почтовых систем позволяет избежать переполнения почтовых ящиков — модуль Lotus Notes Connector дает возможность открывать и сохранять вложения электронной почты непосредственно в библиотеке документов или рабочей области своей группы. В процессе присоединения к почтовому сообщению вложений пользователям предлагается переместить соответствующие файлы вложений в совместно используемую библиотеку контента и послать в письме только ссылки на эти файлы вместо копий самих файлов.

Система Lotus Quickr использует технологии трансляции контента RSS и Atom для объединения и группировки контента, а также совмещения средств управления коллективным использованием информации и возможностей приложений с поддержкой RSS, таких, например, как Firefox и FeedDemon. Эти средства, а также интеграция с Lotus Connections позволяют включать в процессы обмена знаниями и коллективного творчества различные неформальные сервисы типа wiki и групповые блоги. По существу, Lotus Quickr обеспечивает гибкость совместной работы с разнообразным контентом — коннекторы в системе позволяют работать с нужными документами из любой удобной для пользователя среды и одновременно взаимодействовать с любыми сотрудниками именно в тот момент, когда это необходимо. Система также обеспечивает распространение всех этих средств за пределы организации: администраторы сред коллективной работы имеют возможность добавлять в рабочие группы не только собственных сотрудников, но и внешних пользователей.

 

Преимущества интеграции

«Корпоративные» свойства решений Lotus, включающих инструменты создания виртуальных сообществ, проявляются прежде всего в простоте их интеграции в корпоративные платформы на базе других технологий Lotus, WebSphere, офисных сред Microsoft. Интеграционные возможности составляют основу Lotus Quickr. В Lotus Connections средства интеграции также играют очень важную роль, обеспечивая, в частности, объединение инструментов «социализации» бизнес-процессов с реализованными в других продуктах средствами доставки информации в реальном времени, мгновенного обмена сообщениями и поддержки порталов. Например, благодаря интеграции с Lotus Notes 8 пользователь через боковую панель почтового ящика Lotus Notes получает доступ к действиям в компоненте Activities, в которых он принимает участие, и может переносить почтовые сообщения непосредственно в действие. Интеграция с портальными технологиями Websphere Portal дает возможность с помощью портлетов отображать новые закладки Dogear и недавние входы в блоги, а также искать нужных специалистов в Profiles. Сочетание продуктов Sametime и Connections позволяет обращаться к действиям, ассоциированным с каким-либо контактным лицом, и сохранять в соответствующем действии стенограмму переписки с ним. Для компонента Profiles важна интеграция системы Connections с продуктом Microsoft Active Directories, что позволяет быстро реализовать систему на базе существующей корпоративной службы каталогов. В основе простоты и удобства обращения к новым возможностям Connections и Quickr из традиционных клиентских сред Lotus Notes 8 и Sametime лежит платформа Eclipse и базирующийся на ней клиент Lotus Expeditor (до упразднения марки Workplace известный как Workplace Managed Client).

Как полагают в IBM Research CUE, отличительными особенностями технологий Web 2.0 являются простота пользовательских интерфейсов, открывающих доступ к большому разнообразию данных и сервисов из различных источников, а также принцип активного участия пользователей в сообществе, где путем обсуждений, комментариев, рекомендаций и совместной работы с различным контентом формируется новое знание. Эти признаки, очевидно, присутствуют в новых продуктах IBM Lotus. Их появление символизирует начало интересного эксперимента по переносу социального программного обеспечения на корпоративную почву. В ходе реализации этого эксперимента проблемы неизбежно возникнут. Так, подобные решения, основанные на свободных по своей природе подходах к организации сотрудничества, вынуждены, тем не менее, отвечать принятым в компании принципам информационной безопасности и нормативным актам. Их использование наверняка будет принято на «ура» молодыми сотрудниками, привыкшими к блогам и wiki в процессе общения за пределами офиса, но одновременно может вызвать настороженность у более опытных специалистов и особенно у руководства, поскольку применение Web 2.0 порождает определенную децентрализацию делового сотрудничества, передавая инициативу непосредственно в руки сотрудников, а значит, связано с риском выйти из-под контроля топ-менеджеров. Поэтому аналитики подчеркивают, что продвижение таких продуктов необходимо сочетать с инициативами по обучению потенциальных пользователей и обеспечением более гибких моделей приобретения программ, например Software-as-a-Sevice (SaaS). Но эксперимент неизбежно начнется в этом году, и конкурентам придется изрядно потрудиться, чтобы не отстать в гонке за корпоративное социальное программное обеспечение — слишком серьезную заявку на успех сделал один из самых значительных в ИТ-мире экспериментатор.

Литература
  1. Наталья Дубова, Социальная сеть знаний. Открытые системы, 2005, № 12.
  2. M. Moore, M. Estrada, T. Finley, M. Muller, W. Geyer, Next generation activity-centric computing. IBM Software Group, IBM T.J. Watson Research, 2006.