Михаил Эльянов, президент АРМИТ
Михаил Эльянов: «Рынок медицинских информационных систем разваливается на глазах»

Рынок медицинских информационных систем крайне зависим от происходящего наверху — в Минздраве и других регулирующих структурах, констатировал Михаил Эльянов, президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), выступая на открытии симпозиума «Медсофт-Форум 2012». Кадровые перестановки в министерстве и заминка с определением персон, курирующих информатизацию здравоохранения, снова привели к тому, что рынок «завис», а симпозиум получился малочисленным.

Назначенный всего несколько месяцев назад замминистра Андрей Гусельников, отвечавший за информатизацию здравоохранения, покинул свое кресло; кто займет его место, пока неизвестно. Департамент информатизации преобразован в Департамент информационных технологий и связи, его руководителем стал Роман Ивакин, бывший заместителем прежнего директора Вадима Дубинина.

По мнению Эльянова, в России есть все необходимое для успешной информатизации здравоохранения: мощнейший административный ресурс, значительные финансовые средства, 50-летний опыт и огромное число разработок, многие из которых вполне конкурентоспособны. Относительная стоимость автоматизированных рабочих мест планомерно снижается. В 1987 году компьютер стоил около ста средних зарплат врача, cпециалисты по медицинской информатике работали на будущее и об экономической эффективности речи не было. Cейчас оснащение рабочего места доктора стоит, по оценке АРМИТ, примерно 0,9 его средней зарплаты.

В то же время рынок медицинских информационных систем, по словам Эльянова, разваливается на глазах. Особенно безрадостна ситуация для региональных разработчиков, часть из них уже ушли с рынка, не видя для себя никаких перспектив, другие заняли выжидательную позицию.

Вновь засучить рукава

Выжидательные настроения доминируют и внутри ассоциации: активно работать продолжают лишь считанные энтузиасты. Между тем повлиять на процесс информатизации возможно, только выходя к чиновникам с конкретными предложениями и проектами документов. Поэтому АРМИТ намерена возобновить разработку типовых требований к медицинским информационным системам, электронной регистратуре и лабораторной информационной системе, а также к электронным медкартам (ЭМК), системам обработки изображений, льготного лекарственного обеспечения и административно-хозяйственным системам. В итоге предполагается сформировать требования для сертификации информационных систем и упорядочения структуры рынка в глазах заказчиков.

Кроме того, планируется организовать работу над четырьмя группами самых необходимых отрасли стандартов: тезаурусом, стандартами обеспечения интероперабельности, ЭМК и переводами таких международных стандартов, как HL7, OpenEHR, SNOMED-CT и DICOM. В России уже насчитывается 38 утвержденных национальных стандартов в сфере медицинской информатики, из них 33 — переведенные международные стандарты. Проблема в недостатке готовности заниматься их внедрением в практическую деятельность медицинских организаций, отметил заведующий отделом компьютеризации Гематологического научного центра Борис Зингерман, разрабатывающий стандарты ЭМК. По его мнению, стандартизация должна быть четко увязана с целями информатизации.

В проекте создания единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) медицинские работники — пассивные потребители, а цели и условия диктуют чиновники, заказывающие информационные системы и распоряжающиеся деньгами. Так какую пользу принесет эта информационная система больному и врачу?

Система для чиновников

Миллиарды, выделенные на информатизацию, не улучшат ситуацию в медучреждениях. И дело даже не в том, что чиновники от здравоохранения имеют весьма поверхностное представление о том, что должно быть на рабочем месте врача. Просто у них иные интересы — статистика и отчетность. Это проявляется и в концепции создания ЕГИСЗ, где электронная медкарта отнесена к управляющим системам, которые обеспечивают инфоподдержку органов государственной власти, хотя более года назад специалисты указывали, что ее следует причислить к трансакционным системам, накапливающим первичную информацию и обменивающимся ею.

«У чиновников другие задачи, их не волнует удобство работы врача. Основная тенденция в регионах — отчитаться за установку компьютерной техники», — отмечает Владимир Павлов, директор компании «Ристар». И надо признать, что в текущей ситуации это оптимальная тактика для региональных властей.

Вот только если органы управления здравоохранением не ставят задачу улучшить качество медицинских услуг, не стоит ожидать улучшений от внедрения системы. Медицина — жестко структурированная сфера: пока сверху не потребуют отчитаться, какие показатели качества улучшились, главврачи ничего делать не будут, уверен Эльянов. Cегодня все идет к тому, что информационные системы зафиксируют существующее положение дел в медучреждениях.

По мнению Владимира Лищука, и.о. завлабораторией математического моделирования и мониторинга НЦССХ им. А. Н. Бакулева, информационные системы должны помогать лучше лечить, тогда врачей не придется заставлять их внедрять, но этот вопрос практически не обсуждается. А ведь, прежде чем принести пользу, информатизация выявляет ошибки и слабые места в организации, порой доставляя неприятности главврачу.

Впрочем, свободных денег у лечебных учреждений, как правило, нет и программные решения им навязывают сверху. «Но мы-то как разработчики понимаем, что это работать не будет», — отмечает Зингерман.

Выиграет ли заказчик?

Специалисты сомневаются и в том, что ЕГИСЗ быстро решит и свою управленческую задачу — обеспечить достоверность медицинской статистики. «Когда читаешь техзадание на четвертую очередь аналитической системы, разрабатываемой компанией 'Прогноз' для Минздрава за 25 млн руб., складывается впечатление, что предыдущих очередей на 100 млн не было», — говорит Эльянов. Федеральная система должна собирать данные из региональных, к которым еще даже требования не определены, отметил он.

«Полностью структурированная информация в ближайшее время нам не светит, а достоверная управленческая информация получится только на основе данных, собранных из 100% медучреждений», — считает Зингерман. Конечно, можно учитывать погрешности, только чем это будет отличаться от нынешнего сбора данных через «набивалки»? Так как достоверность медицинской статистики будет обеспечена не скоро, следует ориентироваться на более достижимую цель — преемственность в лечебном процессе, полагает он. Для систем поддержки принятия решений и научного анализа достаточно и частично структурированной информации. Но для преемственности потребуется еще и доверие врача к написанному коллегой.

Получается, что, по мнению профессионального сообщества, предстоящее внедрение ЕГИСЗ осложнит жизнь врачам, мало что даст пациентам и даже чиновникам пригодится не скоро. Нечего сказать — вдохновляющая перспектива для начала массового внедрения...

 

Совет в столице

Единственной хорошей новостью, обнародованной на симпозиуме АРМИТ, стало создание в Москве технико-экспертного совета по информатизации здравоохранения. Помимо представителей департамента информационных технологий Москвы, в его состав войдут такие известные эксперты в области медицинских ИТ, как Борис Зингерман, зав. отделом компьютеризации Гематологического научного центра, Татьяна Зарубина, зав. кафедрой медицинской кибернетики и информатики РГМУ, Георгий Лебедев, зам. директора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения, Андрей Столбов, зам. начальника Управления информатизации и связи с СМИ РАМН, и Михаил Эльянов, президент АРМИТ. В необходимости создания такого совета ассоциация давно, но безуспешно убеждала чиновников Минздрава. Перспективы взаимодействия со столичными чиновниками, отвечающими за информатизацию здравоохранения, Эльянов оценил позитивно.