Как сообщается на портале ITSM Review, адаптивная сервисная модель, представленная в рамках инициативы Taking Service Forward, стала первым шагом на пути к созданию открытой архитектуры управления сервисами.  Первая версия представляет собой «метамодель», определяющую типы элементов фактической архитектуры. Такими элементами являются, например, «процесс» и «роль», но не какие-то конкретные процессы и роли. Речь здесь идет не о модели ИТ-сервисов, а об общей сервисной модели, которая устанавливает симметричные отношения между поставщиками и потребителями сервисов и описывает совместную работу поставщиков и клиентов по созданию ценностей, основанных на сервисах. Метамодель представлена в виде трех основных объектов: 

— документ, отражающий концепцию, язык моделирования и основные принципы;

— непосредственно модель, созданная на языке моделирования архитектуры предприятия ArchiMate. Она выполнена в виде диаграммы и характеризует отношения между сущностями;

— таблица с описаниями и атрибутами каждой сущности и отношений между ними.

  Использование метамодели 

Метамодель служит прежде всего основой для создания архитектуры, объединяющей множество различных сущностей. Она может оказаться полезной при решении различных задач даже при нынешнем весьма общем уровне детализации:

— обсуждение различных вопросов между поставщиками и потребителями сервисов, упрощение формулировки требований и ожиданий;

— помощь организациям, поставляющим и потребляющим сервисы, в обучении персонала выстраиванию взаимоотношений, управлению, руководству и другим высокоуровневым концепциям;

— поиск общих черт у поставщиков разных типов и изучение опыта предприятий других отраслей, открывающее новые возможности;

— сопоставление обычной практики и передовых решений, создание общего согласованного языка высокоуровневых описаний.

Следующие этапы

На следующем этапе необходимо провести оценку метамодели, скорректировать все аспекты, нуждающиеся в улучшении, и восполнить недостающий контент. Все это должно делаться при участии сообщества управления сервисами, что обеспечит максимальную широту используемых знаний. После дополнения метамодели работа разбивается на два основных этапа:

1) Построение на основе метамодели детализированной сервисной архитектуры, используемой для:

— улучшения взаимодействия обладателей передового опыта и владельцев стандартов;

— создания формальной структуры для управления сервисами;

— разработки различных отраслевых решений (например, архитектуры управления ИТ-сервисами);

— формирования структуры для обобщения передового опыта (по примеру ITIL) и улучшения внутренней согласованности при выработке естественного стиля общения.

2) Проектирование на базе архитектуры формальной онтологии и протоколов для обеспечения интероперабельности (например, в формате сообщений для «обмена инцидентами»). Онтология может иметь множество формальных областей потенциального применения, в том числе:

— предоставление поставщикам возможности создания интероперабельных инструментов на базе открытых определений;

— помощь организациям в разработке сложных решений с участием нескольких поставщиков и определение требований к обмену инцидентами, изменениями, задачами и другой информацией.