«Открытые системы»

Тот факт, что количество данных, накапливаемых человечеством, ежегодно удваивается, по традиции подается со знаком плюс, а переход в области пета- и экзабайт рассматривается как достижение. Но экстенсивный рост в любой области чреват и отрицательными последствиями. Рост данных не исключение, и с некоторого времени отношение к их безудержному росту понемногу меняется. Избыточность и обременительность сведений, поступающих из разнородных и не согласованных между собой источников, превращает обещанную информационную нирвану в проблему (рискнем назвать ее «загрязнением окружающей среды данными»).

Вообще говоря, проблема эта приобретает общечеловеческое значение, но в первую очередь и больше всего она тревожит бизнес. Беда в том, что менеджеры получают сведения из большого числа источников, их надо каким-то образом интегрировать, данные имеют низкое качество, отсюда ошибки в принятии решений и соответствующий экономический ущерб. Аналитики в своих отчетах приводят убедительные цифры, свидетельствующие о проблемах, связанных с переизбытком сырых и некачественных данных. В осознании обострения этих процессов два с половиной года назад корпорация IBM выступила с инициативой Information On Demand (IOD), поставив своей целью создание технологий для продуктивной деятельности предприятий в условиях информационного бума.

Одним из инструментов популяризации инициативы IOD служат ежегодные конференции. События, которые можно было наблюдать на третьей по счету конференции, IOD 2008, оказались настолько точным логическим продолжением и следствием начинаний, представленных на IOD 2007, проходившей в том же самом отеле, в том же Лас-Вегасе и примерно в то же время, что порой возникало ощущение непрерывности этих двух мероприятий. Как будто не было годового интервала между ними. Тем, кому покажется интересным происхождение названия, то, какой смысл в данном контексте вкладывается в слово «информация» и почему она «по требованию», стоит посмотреть репортаж с IOD 2007.

А здесь достаточно ограничиться напоминанием, что Information On Demand — всего лишь маркетинговый лозунг, в конечном счете подразумевающий предложение таких продуктов и таких методов работы, которые предоставляют пользователям возможность управлять своими информационными активами, существующими в самых разных представлениях.

Информационный сервер

От IOD 2007 нынешняя конференция отличалась своей заметной практической ориентированностью. Если год назад какие-то вещи представлялись в форме не слишком детализированных пожеланий или аморфных обещаний на будущее, то теперь они же представлялись в виде программных продуктов и готовых решений.

Как и в прошлый раз, главным действующим лицом был Амбудж Гойял, генеральный менеджер подразделения по управлению информацией в составе IBM Software Group. Год назад он говорил о необходимости создания некоего информационного сервера, который должен сыграть роль, аналогичную серверу в семействе продуктов WebSphere, объединив в себе технологии управления метаданными, средства извлечения, преобразования и загрузки информации (Extraction/Transformation/Loading, ETL), создания данных, механизмы интеграции и средства очистки и поддержи профилей. И теперь, на IOD 2008, этот гипотетический информационный сервер представился в виде нового семейства продуктов InfoSphere. Его основными составляющими являются сервер управления мастер-данными IBM InfoSphere Master Data Management Server и хранилище данных IBM InfoSphere Warehouse. По аналогии с WebSphere, программным обеспечением промежуточного слоя для приложений, семейство продуктов InfoSphere выполняет подобные функции для данных.

Действительно, выше сервера InfoSphere Information Server в информационной инфраструктуре находятся сервисы, представляющие данные в форме, доступной для потребления; сюда входят такие технологии, как порталы, виджеты, презентационные серверы и «коллажи». Ниже — структуры данных; это различного рода репозитории и базы данных, а также физические инфраструктуры (в том числе не только системы хранения данных, но криптографические сервисы, сервисы, обеспечивающие поиск и др.).

Сервер InfoSphere Information Server выполняет работу с метаданными (IBM InfoSphere Metadata Workbench) и с глоссариями бизнес-терминов (IBM InfoSphere Business Glossary);также сюда включены средства для анализа данных (IBM InfoSphere Information Analyzer), средства для анализа и моделирования данных (IBM InfoSphere Data Architect) и средства для спецификации параметров метаданных (IBM InfoSphere Fast Track). Использование перечисленных средств позволяет поднять необходимый для бизнеса уровень доверия к данным.

Информация — от технологий к политике

На любой конференции есть свой «хит сезона». На IOD 2008 им стало словосочетание information agenda, интерпретировать которое не совсем просто. Для начала придется согласиться с тем, что под «информацией», не отягощая свой разум, сегодня понимают все, с чем только может иметь дело пользователь, а из множества переводов слова agenda — это и «последовательность операций», и «план решения задачи», и даже «политика» и «намерения» — в точности не подходит ни одно. Пожалуй, словосочетание information agenda следует перевести как «информационная политика предприятия». Эта политика, как показано на рисунке, складывается на пересечении четырех видов деятельности — информационной стратегии, создания корпоративной информационной инфраструктуры, управления информацией и планирования. В итоге, по мнению Гойяла, «удалось впервые в истории информационной индустрии построить пакет средств, которые позволяют оперировать информационными активами в масштабах предприятия вне зависимости от конкретных программных приложений и бизнес-процессов».

IBM объявила о нескольких новых начинаниях, призванных помочь предприятиям во внедрении информационной политики. Среди них — инструментальный набор IBM Foundation, позволяющий оценить состояние информационных активов, специально разработанные методики и руководства, ориентированные на основные отрасли промышленности, а также модели-«заготовки», упрощающие выработку политики для конкретного предприятия.

Сумма технологий

Также в 2008 году на первый план вышла сумма технологий, которую назвали «унифицированным управлением информацией» (Unified Information Management, UIM). Она сложилась как из модернизированных собственных разработок, так и из разработок, приобретенных вместе с двумя десятками компаний; наибольший вклад внесли компании Ascential, FileNet и Cognos. Использование того или иного подмножества этих технологий позволяет предприятию выстроить свою программу работы с информацией в рамках собственной информационной политики. В результате предприятие будет обеспечено высококачественной информацией — такой, которой они могут доверять, и в таких количествах, чтобы ее было достаточно для принятия бизнес-решений, не вызывая перегрузки.

В состав UIM входят, прежде всего, технологии, обеспечивающие бизнес-анализ (Business Intelligence), управление бизнес-процессами (Performance Management), управление корпоративным контентом (Enterprise Content Management) и управление данными (Data Management); последнее включает в себя все, что связано с системами управления базами данных — IMS, DB2 и Informix. Их использование позволяет осуществлять четыре группы действий: управлять данными на протяжении всего их жизненного цикла, оптимизировать процессы, связанные с управлением контентом, поставлять информацию, заслуживающую доверия, и оптимизировать бизнес с точки зрения его производительности. Программа работы с информацией объединяет их в единое целое, ее можно считать стратегией, собранной из отдельных тактических средств.

Что впереди?

По мнению старшего вице-президента по программным продуктам Стивена Миллса, возглавляемому им подразделению IBM Software Group удалось создать набор средств для полноценного управления информационными активами предприятия вне зависимости от конкретно используемых программных систем и реализованных бизнес-процессов. Работа перечисленных выше технологий поддерживается такими известными семействами программных продуктов, как WebShere, Lotus и Tivoli. Самое интересное, что в его выступлении, пожалуй, впервые на моей памяти, в устах руководителя такого подразделения прозвучало слово «оптимизация», обычно используемое в системах управления технологическими процессами. Разумеется, это не оптимизация в строгом математическом смысле, но все же было сказано «оптимизация бизнес-процессов». Можно предположить, что автоматизация бизнеса выходит на путь, который давно пройден в промышленной автоматизации, но сначала необходимо создать полноценную информационную подсистему, а уже на ее основе можно строить и систему управления.

Сдержанность в обещаниях Гойяла и Миллса понятна — должность обязывает, кроме того, они вынуждены говорить на языке, понятном бизнесу. Может быть, поэтому для футурологических высказываний слово было дано Томасу Давенпорту, одному из самых известных специалистов по управлению знаниями. Подобный выбор выглядит многообещающе: до тех пор, пока интересы вендоров были сосредоточены на чисто технических проблемах (серверы, базы данных, языки программирования), он оставался академическим ученым, к которому они не проявляли заметного внимания. Но сейчас Давенпорт оказался на пике востребованности. Его последняя книга «Аналитика как орудие конкуренции, или Новая наука побеждать» (Competing on Analytics: The New Science of Winning, 2007) пользуется колоссальной популярностью. В своем выступлении он показал, как в последние годы меняется основная парадигма ИТ — десятилетиями главным было обеспечение различного рода транзакционных процессов, а сейчас на первый план выходит поддержка принятия решений. Сейчас наиважнейшей является ось «информация — принятие решений»; ее обеспечение — новая сверхзадача ИТ. На передний план выходит задача управления предприятием, осуществляемого людьми, где главное — поддержка процессов принятия решений, и такое управление может осуществляться с использованием самых различных технологий. При этом подходы, основанные на автоматизации и структурировании, пока имеют ограниченное применение. Для подавляющего большинства приложений в общем виде можно ограничиться информационным обеспечением, то есть методами интеграции данных, технологиями бизнес-анализа, управления бизнес-процессами, управления корпоративным контентом и им подобными, не вникая в саму область принятия решений. Примерно такой набор сегодня предлагает IBM в рамках инициативы IOD.

По окончании любой конференции возникает естественный вопрос: а каков результат? Обмен мнениями, получение новой информации? А как насчет возврата инвестиций? Пожалуй, самым точным ответом на него оказалась фраза одного моего случайного собеседника: «Я не технический специалист, скорее, я бизнесмен, и потому большая часть из того, что здесь говорили, осталась для меня недоступной. Но все же одна вещь стала понятнее: теперь я гораздо лучше осознаю, зачем вкладывать деньги в ИТ».