C помощью Internet и передовых поисковых технологий ведущие индустриальные компании в состоянии совершить настоящую революцию в области проектирования и разработки новых продуктов. Выйдя за рамки своих научно-исследовательских лабораторий, они пытаются сегодня ускорить переход на новейшие технологии, освобождаясь одновременно от дополнительных затрат и рисков, связанных с организацией исследований собственными силами

«Модель проведения научных исследований, которой придерживаются сегодня большинство компаний, доживает последние дни, — отметил вице-президент корпорации Procter & Gamble по НИОКР Ларри Хастон. — В соответствии с ней увеличение бюджета, выделяемого на работы по модернизации, превышает темпы роста доходов фирмы. Понятно, что такая бизнес-модель вряд ли может считаться приемлемой».

P&G, потратившая в прошлом году на научно-исследовательские работы 1,7 млрд. долл., взяла на вооружение модель поиска инноваций на открытом рынке. Новая идея была воспринята сотрудниками компании с таким энтузиазмом, что процесс модернизации выпускаемой продукции перестали причислять к разряду научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Теперь его все чаще относят к категории установления контактов и организации совместных или внешних разработок.

В P&G взаимоотношения между сотрудниками и внешними источниками налаживаются с помощью разнообразных инструментальных средств и технологий, в том числе intranet, Web-сайтов, коммерческих и собственных поисковых механизмов, а также сразу через «инновационные сети» организаций-посредников, занимающихся поиском и поставкой передовых технологий. Всего лишь за два года компания увеличила долю новых продуктов, поступающих из внешних источников с 20% до 35%. И теперь P&G планирует довести ее до 50%.

«Это классическое применение Internet, заставляющее нас вспомнить о происхождении данной сети, — отметил один из инициаторов процесса внедрения нововведений, директор компании InnoCentive Даррен Кэрролл. — Те, кто участвовал в проекте Arpanet, помнят, что все начиналось с совместного выполнения учеными и инженерами различных задач и организации общего доступа к уже имеющимся решениям».

Инновационные сети

InnovationNet. Для поиска новых контактов и налаживания взаимодействия при разработке технологий специалисты P&G используют — InnovationNet. Это Web-портал внутренней сети P&G для 18 тыс. рационализаторов компании, занимающихся научными исследованиями, инженерными разработками, проведением маркетинговых мероприятий, организацией закупок и регистрацией патентов. Старший вице-президент P&G по исследованиям и разработкам Набил Саккаб назвал этот портал «глобальным кафе» для обмена идеями.

InnoCentive. Центр InnoCentive, основанный компанией Eli Lilly, но сопровождением которого занимаются независимые организации, претендует сегодня на звание «крупнейшей виртуальной лаборатории мира». Научные вопросы, поднимаемые тридцатью «организаторами поиска», размещаются в коммерческой сети, к которой обращаются около 70 тыс. «авторов идей» из разных уголков мира. За решение каждой задачи назначается определенная денежная премия. (С четко сформулированными вопросами, на большинство из которых уже даны ответы, можно ознакомиться по адресу www.innocentive.com/servlets/project/ProjectInfo.po. Среди их авторов нередки наши соотечественники. — Прим. ред.)

«Вероятность успешного решения до сих пор составляла около 50%, — сообщил Саккаб. — Совсем неплохо для задач, решать которые самостоятельно невыгодно или не под силу».

NineSigma. Компания помогает клиентам, которых насчитывается уже около 50, готовить краткие описания своих технических проектов или задач. Затем описания — без ссылок на заказчика — рассылаются тысячам компаний по всему миру. Идея здесь заключается не в том, чтобы получить в ответ конкретное решение (как в случае с InnoCentive), а в том, чтобы выявить людей, которые согласились бы заключить договор на создание такого решения.

YourEncore. Сеть, объединившая около 400 ученых и инженеров, которые были по тем или иным причинам уволены с работы, была построена десять месяцев тому назад компаниями P&G и Lilly и сегодня поддерживается независимо от них. Участники данного проекта заключают с клиентами краткосрочные контракты на работу. При увольнении им выплачивается зарплата и выходное пособие в размере 20% оклада.

Безрисковые исследования

Компания Lilly, одной из первых занявшаяся поиском инноваций на открытом рынке, расширяет свои внутренние исследовательские ресурсы при посредничестве служб InnoCentive и YourEncore. Вице-президент Lilly Research Laboratories Альф Бингэм занимает одновременно и пост председателя совета директоров InnoCentive. По его словам, для решения сложной научной задачи такие компании, как Lilly, нацелены на поиск наиболее подходящей кандидатуры — возможно, даже лауреата Нобелевской премии. Впрочем, высока вероятность того, что за работу в течение полугода специалист подобного уровня получит 50 тыс. долл., а положительного результата при этом достичь не удастся.

«Приглашение нобелевского лауреата — наилучший выход, если я вынужден делать ставку на кого-то одного, — пояснил Бингэм. — Но какой-нибудь доцент в данный момент вполне может оказаться подготовленным к решению конкретной задачи лучше любого другого специалиста на планете. Однако найти этого человека я не могу. Как раз для таких случаев и предназначен механизм, подобный InnoCentive».

InnoCentive выплачивает денежную премию, — как правило, она составляет от 5 тыс. до 100 тыс. долл. за одну задачу, — только если кто-то присылает действительно работающее решение. «Вот и еще одна причина, для того чтобы идти именно этим путем, — отметил Бингэм. — Я никому не собираюсь платить 50 тыс. долл. до тех пор, пока не пойму, что задача решена».

И наконец, третье преимущество обращения к внешним поставщикам заключается в том, что сохраняется анонимность как покупателя, так и продавца. Между обеими сторонами находится межсетевой экран защиты интеллектуальной собственности. «Таким образом, компания получает возможность спрятать свои планы от посторонних глаз, — пояснил Бингэм. — При первом взгляде на сформулированную задачу невозможно понять, что решение необходимо для разработки новых лекарств. С той же вероятностью можно предположить, что цель заключается в создании модернизированных пестицидов».

Магия поиска

Эффективные поисковые технологии имеют исключительно важное значение для подхода, предусматривающего налаживание взаимоотношений и организацию разработок. Для каждого клиентского запроса компания NineSigma создает уникальную базу данных потенциальных респондентов.

«Базы данных генерируются с помощью совокупности поисковых технологий, некоторые из них носят уникальный характер, — отметила вице-президент NineSigma по операциям Шона Браммет. — Их возможности значительно превышают возможности механизмов Google, причем технологии постоянно развиваются».

Для каждой задачи NineSigma рассылает в среднем 6 тыс. запросов и получает от 10 до 100 ответов.

«Получение высококачественных ответов — ключевое условие успеха, — отмечает председатель совета директоров NineSigma Ричард Шварц. — Все это требует сложных алгоритмов поиска при составлении списка рассылки и тщательной подготовки формулировок запросов».

В зависимости от особенностей возникающей задачи представители центра InnoCentive осуществляют поиск в своей базе данных, объединяющей 70 тыс. исполнителей, или привлекают к этому другие источники. «Мы самостоятельно разработали ряд алгоритмов, позволяющих выявлять специалистов, которые с наибольшей вероятностью согласятся принять участие в том или ином проекте», — сообщил Кэрролл.

P&G ищет так называемых «гигантов налаживания связей». Они устанавливают контакты через патентную литературу, публикуют материалы, выступают на конференциях, иногда возглавляют контактные центры в крупных исследовательских клиниках. Средний специалист, занимающийся поиском, поддерживает взаимоотношения с 2 тыс. человек. Один из «гигантов», которого в P&G стремятся переманить на свою сторону, знаком с десятью тысячами.

Окончательное налаживание контактов

«Пока компании еще только вступают на стезю поиска инноваций на открытом рынке. Интеграция различных методов достижения этой цели оставляет желать лучшего, — отметил аналитик Forrester Research Нави Раджоу. — Необходимо, чтобы лабораторные системы управления и инструментальные средства, используемые учеными, хорошо интегрировались с механизмами InnoCentive. Думаю, что это произойдет уже в ближайшие два-три года».

Однако в компании Lilly не намерены ждать, пока разработчики программного обеспечения сделают очередной шаг в этом направлении. Недавно здесь приступили к реализации проекта автоматизации внутренних процессов, связанных с использованием механизмов InnoCentive, и к разработке интерфейсов с системой управления потоками работ InnoCentive.

«Мы решили создать внутренний портал, который объединит системы независимых компаний и станет составной частью естественного документооборота между учеными», — пояснил Бингэм. Сейчас специалист Lilly, желающий обратиться за помощью для решения конкретной задачи, в первую очередь должен узнать о существовании системы InnoCentive, затем найти у себя в компании человека, который объяснит ему, как заполнить формы запроса и предоставления необходимых сведений, связаться с контактным лицом в Innocentive и т. д.

В случае же автоматизации документооборота и построения интерфейсов с системой InnoCentive тому же специалисту для выполнения соответствующих действий достаточно несколько раз щелкнуть мышью. А как только запрос с формулировкой задачи окажется в Innocentive, сотрудник Lilly в режиме реального времени сможет следить за его прохождением.

По мнению Кэрролла, поиск инноваций на открытом рынке в ближайшие пять лет станет гораздо масштабнее.

«Вы увидите, что здесь появятся средства статистического анализа задач делового характера, графического проектирования, рекламы и выполнения других служебных функций, которые еще более укрепят данную модель», — отметил он.

На вопрос о перспективах, которые открывает поиск инноваций на открытом рынке перед компанией P&G, Хастон сказал: «Традиционная модель ведения бизнеса не выдерживает критики, поэтому все больше организаций задумываются о том, чтобы выбрать для себя другой путь. Вопрос этот становится еще более актуальным, если учесть, что сегодня в США ощущается нехватка талантливых ученых. Именно с данным подходом связано наше будущее. Многие просто еще не понимают этого».


Языком цифр

Вице-президент компании Procter & Gamble по исследованиям и разработкам Ларри Хастон считает, что лучшее доказательство эффективности поиска инноваций на открытом рынке — это конкретные цифры

В P&G сейчас работает 7500 исследователей, представляющих 150 научных направлений. В то же время за пределами P&G имеется 1,5 млн. ученых, обладающих не менее высокой квалификацией. «Таким образом, на каждого нашего сотрудника в мире приходится около 200 подобных специалистов», — отметил Хастон.

Расходы американских компаний на персонал, занимающийся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, составляют в среднем 100 тыс. долл. в год. В то же время в Индии зарплата специалиста, имеющего ученую степень, составляет примерно 3 тыс. долл. в год.

Оборот P&G оценивается сейчас в 51 млрд. долл. Ежегодно он увеличивается на 6-7%. Сегодня перед ней стоит задача довести долю разработок, приходящихся на внешние источники, до половины. «Арифметика здесь очень простая, — говорит Хастон. — Если половину всего необходимого мы будем получать извне, то объем продаж, достигаемый за счет использования модели налаживания контактов и организации разработок, превысит миллиард долларов».


Автора!

Вот лишь несколько последних инноваций Procter & Gamble, разработанных за пределами лабораторий корпорации

В 2001 году P&G купила у предпринимателя из Флориды уже готовую зубную щетку Crest SpinBrush. Теперь эта щетка ежегодно приносит Procter & Gamble более 200 млн. долл.

Достижения исследователей, работающих в университетах США и Дании, позволили P&G создать новые ферменты для ликвидации стойких пятен. А инженеры поставщиков P&G помогли наладить производство этих ферментов.

Технология, которая впервые нашла применение при защите бамперов автомобилей от грязи, теперь используется при продаже жидкого моющего средства P&G Tide для «удаления из бутылки последних капель».

Технология электростатического разбрызгивания, разработанная для окраски автомобилей, используется теперь в P&G для нанесения косметики на кожу.