Каждая компания уникальна, но почти все сталкиваются с одной и той же общей задачей: прием на работу нового персонала. Процесс не исчерпывается подписанием договора о найме сотрудника (https://www.stackoverflowbusiness.com/blog/how-to-find-and-hire-database-administrators). Это только начало, особенно когда в коллектив приходит новый администратор баз данных (https://www.bls.gov/ooh/computer-and-information-technology/database-administrators.htm). Для обозначения дальнейшего процесса используются различные термины, в том числе «ориентация», «адаптация» и «интеграция». Независимо от названия, весь процесс обычно состоит из многочисленных этапов, начиная с оформления документов о найме, и в некоторых случаях завершается только с увольнением работника из компании. Давайте поговорим о том, как правильно вводить сотрудников в новую роль.

Подготовительный период

Подготовка выполняется в период, предшествующий появлению новых сотрудников на рабочем месте. Это лучшее время для оформления документов. В современных условиях все документы можно оформить в электронном виде: налоговые формы, подтверждение гражданства, соглашения о соблюдении отраслевых нормативных актов и корпоративных политик. Выполнив заранее как можно больше канцелярской работы, вы сэкономите для новых сотрудников и инструкторов ценное время в первые дни.

Это также идеальное время для того, чтобы сообщить новым сотрудникам все необходимые сведения для первого дня: куда прийти, где получить удостоверение, расписание учебных занятий и форма одежды. В этот период главная цель — выполнить рутинные процедуры, которые могут отвлекать сотрудников, чтобы те могли без задержек включиться в работу и сосредоточиться на важных для компании задачах.

Во многих организациях существует формальный процесс «ориентации», рассчитанный на один день, неделю или даже более длительный период. В течение этого времени следует довести до новичка общую информацию о компании, не относящуюся к его конкретной роли. Это отличная возможность познакомиться с историей компании, ее основными ценностями, организационной структурой и освоить общие навыки. Также полезно провести инструктаж по предотвращению домогательств, инсайдерским сделкам, безопасности и правам корпоративных или отраслевых регуляторов.

Существует несколько моментов, которые мы часто упускаем из виду в этот период, способных негативно воздействовать на нового сотрудника. Обучение по таким темам, как правила поведения в командировках, отчетность о расходах, использование корпоративной внутренней сети и службы поддержки, обычно проводится позднее, как правило, после того, как работнику действительно потребуется соответствующая информация. Вводное обучение по этим вопросам — ключевой фактор, обеспечивающий эффективную работу новых членов коллектива после того, как они освоятся в своей профессиональной роли.

Адаптация нового администратора баз данных

Мы переходим к самому важному периоду интеграции новых сотрудников: процессу их введения в техническую роль, для которой они были наняты. После того как завершается процесс общей ориентации, новые сотрудники должны присоединиться к своим подразделениям и начать узнавать, как специалисты их профиля используются в данной компании, как функционирует их подразделение и как оно взаимодействует с другими подразделениями на предприятии. Я предпочитаю разделить этот период адаптации на этапы, чтобы постепенно подвести новых сотрудников к полноценной продуктивности.

Этап первый: недели 1 и 2

На данном этапе важно, чтобы новые администраторы баз данных познакомились со своими коллегами. В любой компании существует тенденция обособления подразделений, но поощрение сотрудничества с самого начала поможет сломать барьеры между подразделениями, а еще лучше, избежать их возникновения.

Важно понимать, что, хотя в первые недели на рабочем месте новый сотрудник может быть полезен, от него не следует ожидать полной отдачи с первой минуты после появления в коллективе. Руководитель подразделения, менеджер или директор должны принять решение о том, насколько интенсивным должен быть процесс адаптации в каждом конкретном случае. От этого решения зависит, будет ли карьера сотрудника в компании долгой или он покинет ее, прежде чем успеет проявить себя на новом рабочем месте.

Первые две недели — самое удачное время, чтобы дать новым членам коллектива возможность ближе познакомиться с инструментами и процессами, используемыми в их ролях: средствами мониторинга, программным обеспечением службы поддержки, языками программирования (в том числе корпоративными руководствами по стилю программирования), процессами внесения изменений, дежурными политиками и процедурами, методами управления версиями и многим другим.

В процессе обучения эти темы должны быть освещены на уровне, предполагающем знание роли, которую предстоит выполнять сотруднику, или чуть ниже этого уровня, с учетом будущего профессионального роста. Главное — не перегрузить новых сотрудников, при этом предоставив достаточную информацию и практику, чтобы люди эффективно и безопасно учились самостоятельно. Также желательно разговаривать на понятном для них языке, соответствующем их профессиональной компетенции.

Логично предположить, что в течение этого периода администраторы баз данных не получат производственного доступа ко всем критически важным системам. Для работы и ознакомления с этими системами следует предоставить им права на уровне администратора баз данных в тестовой или демонстрационной среде. В первые недели особенно важно освоить инструменты мониторинга, с которыми администраторам баз данных придется работать согласно их роли. Обычно эти инструменты уже знакомы новым специалистам по предыдущей работе. Однако, даже если новички использовали такие же инструменты мониторинга на предыдущем месте работы, в вашей компании их применение может быть иным. Кроме того, управляемый доступ к этим инструментам (и время, затраченное на просмотр панелей мониторинга) даст ясное представление о различных средах компании (производственной, промежуточной, разработки и других), экземплярах и базах данных, не подвергая соответствующую среду риску случайного повреждения из-за ошибки нового сотрудника.

Этап второй: недели 3-12

К концу данного этапа новые сотрудники должны овладеть своей ролью на «умеренном» уровне. Даже если новые специалисты уже имеют высокую квалификацию, это не означает, что они сразу же освоят методы, применяемые в новой компании. По этой причине я поставил скромную цель познакомить новых администраторов баз данных с необходимыми задачами и концепциями к концу третьего месяца. К ним относятся:

  • знание экземпляров баз данных и связанных базами данных;
  • где и как ведется документация;
  • процессы обслуживания, такие как тестирование резервного копирования и восстановления;
  • управление паролями;
  • процесс отправки запросов;
  • процесс управления изменениями;
  • процессы и политики безопасности;
  • понимание болевых точек, регулярно возникающих проблем производительности и технических задач с соответствующими обходными решениями;
  • интерфейсы, процессы извлечения, преобразования и загрузки данных и понимание того, как вводятся, хранятся и обрабатываются данные;
  • знание прочих дополнительных сторонних инструментов, используемых в подразделении.

В конце третьего месяца я проверяю, готовы ли новые администраторы баз данных в первый раз приступить к дежурству. Независимо от того, насколько высок, по моему мнению, уровень их готовности, первое дежурство — всегда коллективное мероприятие (другой член группы страхует новичка или просто готов прийти на помощь в любое время). Главное на каждом этапе, чтобы новые члены группы почувствовали себя комфортно в своей роли и ощутили, что они не одиноки.

Говорят, что 90% сотрудников принимают решение, остаться ли в новой компании, в первые шесть месяцев после поступления на работу. И все же большинство компаний предоставляет только базовый уровень общей ориентации, прежде чем передать инициативу по адаптации новых работников различным подразделениям. Понятно, что формализовать и документировать процесс адаптации внутри технической группы трудно. Этот процесс на первый взгляд не влияет напрямую на результаты деятельности предприятия, но на самом деле это не так. Выигрыш проявляется со временем, после того как будет создана крепкая группа технических специалистов, которые довольны не только своей работой, но и коллективом.

Процесс адаптации новых сотрудников необходимо регулярно пересматривать и обновлять, не только по мере изменения методов и политик на корпоративном уровне, но и по мере развития и обучения персонала, а также совершенствования существующих процессов. Первые три месяца на новом месте целиком посвящаются ознакомлению администраторов баз данных с новыми ролями в новой компании. По окончании этого периода специалисты могут эффективно соединять идеи и навыки, приобретенные на предыдущем рабочем месте, со своей новой средой. Это обеспечивает рост и развитие как отдельного сотрудника, так и подразделения, да и всей компании в целом.