Многие из нас хорошо помнят затевавшиеся в конце учебного года «ритуальные» уборки с расчисткой бумажных завалов в недрах письменных столов. В июне, когда заканчивалась учеба и начинались каникулы, что-то неизменно побуждало нас к наведению порядка. Лишь немногие, став взрослыми, по-прежнему каждый год в июне разбирают свой рабочий стол, но беспорядок есть у всех: файлы, некогда загруженные для однократного использования и никогда больше не пригодившиеся; сообщения, прочитанные и не удаленные; документы PDF со сведениями для налоговой отчетности и т. д. Однако хранилища стоят недорого и обеспечить их базовую безопасность очень просто. Зачем же затруднять себя наведением порядка в своем цифровом пространстве? Вот лишь несколько причин:

  1. Чем меньше у вас файлов с персональной информацией, тем меньше риск, что кто-то сможет получить к ней доступ для кражи личных данных, взлома или других неблаговидных целей.
  2. Ликвидация старых учетных записей, которые больше не нужны, также снижает вероятность того, что кто-то начнет пользоваться вашим забытым персональным хранилищем Dropbox, старым почтовым ящиком на Yahoo.com и т. д.
  3. Чем скромнее ваше «цифровое достояние», тем проще вам будет за ним следить и обеспечивать его безопасность. Здесь работает тот же принцип, что и в обычной жизни: чем больше у вас вещей, тем больше энергии они у вас забирают.

Как же проще всего навести порядок в цифровом пространстве? Опишу методы, которые представляются мне полезными.

Разбейте уборку на отдельные задачи. Это избавит вас от ощущения невыполнимости дела и поможет взять верный темп. Например, сегодня вы потратите час на просмотр загруженных файлов и папок с документами на рабочем столе под аккомпанемент любимой музыки, которая так скрашивает вам обычную уборку, а на другой день проанализируете свою электронную почту и решите, от каких рассылок можно отписаться, а что оставить и т. д. Нормальная цифровая уборка занимает примерно неделю, при условии что задачи продуманно разбиты на этапы.

Найдите и удалите ненужные учетные записи. Помимо старых почтовых ящиков, учетных записей «Яндекса» (например, личного хранилища «Яндекс.Диск», в которое вы не заглядывали уже несколько лет) и редко используемых интернет-хранилищ, удалите свои личные кабинеты на веб-сайтах, где однажды что-то покупали.

Как найти эти учетные записи? В своей почте я выполняю поиск по таким фразам, как «обновите вашу учетную запись», «управляйте своей учетной записью», «данные учетной записи», «обновите пароль», «управляйте предпочтениями», «ваш заказ» и «отписаться», а затем нахожу домены и сайты, которые давно не посещались. Особенно тщательно я анализирую диспетчер паролей на наличие непосещаемых веб-сайтов, для которых все еще сохраняются учетные данные.

Составив список учетных записей, я нахожу время, чтобы сразу удалить те из них, для которых предусмотрены ссылки для удаления, либо ввожу поисковый запрос «как удалить учетную запись» у конкретного поставщика. Существует очень полезный ресурс, который может помочь в решении проблем удаления, — http://backgroundchecks.org/justdeleteme/.

Дважды проверьте настройки браузера и диспетчер паролей. Это позволит исключить накопление вышедших из употребления или устаревших данных.

В календаре Outlook зарезервируйте несколько часов, когда вас никто не побеспокоит, и проанализируйте свою почту. Мне всегда нравился подход Inbox Zero (ни одного письма в папке «Входящие»), который заключается в том, чтобы прочитать сообщение, ответить на него, после чего переместить его в папку «Архив», если оно содержит полезные сведения, либо удалить, если оно бесполезно.

Единственная проблема такого подхода заключается в том, что со временем архивная папка разрастается до огромных размеров. Время от времени полезно просматривать ее для выявления переписки, относящейся к давним проектам, которую уже можно отправить в корзину. Впрочем, вы, возможно, предпочитаете оставлять свою почту в папке для входящих сообщений. У всех есть привычные схемы действий, которые для каждого из нас работают лучше прочих. Почту можно отсортировать по отправителю, теме или дате, чтобы увидеть, от чего пришло время избавиться.

Просматривая папку входящих сообщений, отпишитесь от всех рассылок и автоматически удалите их. Если для вас очевидно, что вы не станете открывать данное письмо, откажитесь от подписки.

Есть ли у вас флеш-накопители, старые жесткие диски или компьютеры, ожидающие очистки? Очистите и утилизируйте все лишнее. Если вы никогда не очищали диск, предназначенный для утилизации, вот последовательность действий: отмените разрешения для всех приложений, имеющих доступ к службам потоковой передачи или к вашим цифровым ресурсам; отмените разрешения для всех сторонних приложений, установленных на вашем устройстве; если речь идет о жестком диске, воспользуйтесь какой-нибудь утилитой для очистки жестких дисков. У многих поставщиков есть бесплатные демоверсии утилиты для очистки твердотельных накопителей (SSD). Чтобы очистить USB-накопитель, достаточно подключить его к компьютеру (при этом желательно получить хотя бы приблизительное представление о том, что на нем находится, либо на всякий случай запастить резервной копией текущего состояния системы), после чего удалить файлы и переформатировать накопитель.

Что касается избавления от лишнего оборудования, то не составит проблемы найти утилизатора техники, благотворительную программу или торгового посредника, который возьмет ваши вещи.

Уберите ненужные приложения с мобильных устройств и компьютеров. Если вы не пользуетесь приложением, не поленитесь его открыть, чтобы удалить устаревшие данные и закрыть свою учетную запись у разработчика, а затем удалите приложение. Помните, что закрытие учетной записи не гарантирует того, что компания удалит все ваши данные, но это помешает компании собирать о вас новые сведения. Кроме того, это уменьшит число накопившихся у вас действующих учетных записей. В результате риск тоже снизится.

Пересмотрите загруженные файлы, документы и содержимое рабочего стола. Всем нам знакома кошмарная картинка с тысячами файлов на рабочем столе. Многие не осознают, что каждый ярлык файла, отображаемый на рабочем столе, использует оперативную память и замедляет работу компьютера. Поэтому наведите порядок на рабочем столе! Просмотрите папку для загружаемых файлов и удалите все ненужное. Перейдите в общую папку с документами и подумайте, не перенести ли что-нибудь в более подходящее место, например OneNote или Evernote. Пересмотрите «облачные» службы автоматизации, такие как Microsoft Flow или If This Then That. Автоматизация удобна, но никогда не помешает взвесить, так ли уж необходимо собирать все данные о своем статусе в Facebook в электронную таблицу или сохранять каждый твит в OneNote.

Просмотрите «облачные» диски и цифровые репозитории. Чем больше существует мест, в которых вы держите свою информацию, тем большему риску вы подвергаетесь. Такими службами, как Dropbox или «Яндекс Диск», удобно пользоваться для размещения файлов, предназначенных для коллективного доступа. Просмотрите то, что вы храните в таких местах, и решите, действительно ли стоит это хранить.

На этот последний шаг часто уходит больше всего времени, особенно если вам придется просматривать содержимое OneNote или Evernote для удаления сведений, связанных с ненужными учетными записями, или гостиничных квитанций со времен давно прошедших отпусков.

Подумайте о том, как упростить следующую уборку. Это одно из дел, которые труднее всего выполнять впервые. Задача состоит в том, чтобы в следующий раз воспринимать его лишь как небольшое неудобство. Если это вам поможет, то запрограммируйте в своем календаре ежемесячные напоминания о проведении проверки различных «облачных» сервисов. Возможно, вам захочется наметить день для ежегодной отписки от рассылок по электронной почте. Просто заведите привычку совершать небольшие шаги регулярно, чтобы содержать свое «цифровое достояние» в порядке и безопасности.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF