Начался 2017 год, и самое время сделать обзор технологий, с которыми нам предстоит работать. Прошедший год был успешным для передовых технологий, постепенно внедряемых во все области нашей жизни. Социальные технологии — самый важный фактор развития как в персональной сфере, так и в бизнесе. В 2016 году многие поставщики предприняли решительные шаги, чтобы закрепиться на этом рынке. Об этом можно судить по многочисленным приложениям, наделенным специ­фическими функциями, которые должны привлечь пользователей. Это очень хорошо, но пришла пора планировать бюджет и внедрение инфраструктуры и служб. На мой взгляд, в 2017 году следует обратить внимание на следующие области:

  1. Машинное обучение.
  2. Искусственный интеллект.
  3. Приложения личного помощника.
  4. Встроенные средства совместной работы пользователей.
  5. Системы с заданными функциями.

Эти, вероятно, уже знакомые вам термины для меня обозначают важные области, требующие внимания, и предположительно внедрения в 2017 году.

Машинное обучение

Данная технология существует в течение многих лет, но начала на самом деле претворяться в жизнь лишь к концу 2016 года. В пространстве Office 365 и Azure мы наблюдаем превосходную адаптацию этого типа технологий в таких продуктах, как Office Graph, и, конечно, в презентациях Delve. Эти компоненты обеспечивают создание подключений между объектами, которые помогают нам более эффективно выполнять свою работу. Три крупные области, представляющие особый интерес, — глубокое обучение (deep learning), нейронные сети и обработка естественного языка. Эти возможности становятся типовыми в стандартных продуктах, что позволяет более успешно интегрировать данный набор функций (см. рисунок 1).

 

Службы машинного обучения в Azure
Рисунок 1. Службы машинного обучения в Azure

Превосходный пример — SQL Server с возможностью извлекать данные из бизнес-приложений с помощью запросов на естественном языке. Однако учтите, что эти технологии требуют более глубоких знаний для внедрения, а часто и для использования. Кроме того, их помощь может показаться слишком навязчивой и оттолкнет некоторых пользователей, а в ходе применения могут обнаружиться изъяны в бизнес-процессе.

Уделите время, чтобы выяснить, будет ли такая технология полезна вашей компании. Как в случае с любой технологией, не внедряйте ее только потому, что она новая.

Искусственный интеллект

Со времен нашего детства мы знакомы с понятием «искусственный интеллект» по художественным фильмам и привыкли воспринимать его как враждебную силу.

Это не так, по крайней мере в настоящее время. Речь идет о системах, способных принимать решения в результате обучения. Это превосходная технология, которая все еще пребывает в младенчестве, но быстро развивается. Вспомним для примера Microsoft Bot Framework (https://dev.botframework.com/). С помощью подобных технологий компании могут строить системы, наделенные интеллектом и способные независимо принимать решения на основе обучения, зачастую быстрее и гораздо точнее, чем люди.

Многие могут рассуждать так: может быть, лучше не внедрять искусственный интеллект, чтобы нас всех не заменили роботами? В действительности все наоборот. Применение этой технологии позволит организациям улучшить стратегическое планирование, а сотрудникам работать эффективнее, перенеся внимание на основные бизнес-задачи и избавившись от рабочих нагрузок, не требующих постоянного внимания.

Приложения личного помощника

Это моя любимая категория, так как в ней оптимально сочетаются машинное обучение и искусственный интеллект. Не существует лучшего способа расширить возможности сотрудников компании, чем предложить им службу, которая поможет организовать рабочее время и упростит контроль за важными объектами. В частности, элементами этой технологии располагают Office 365 и Outlook. Например, просмотр сообщений электронной почты в поисках деловых встреч, поставок и мероприятий, с автоматическим добавлением их в календарь, безусловно, дает нам большие преимущества. Другие приложения, такие как Boomerang для Outlook, использующие интеллект для подготовки встреч с учетом данных календарей всех сотрудников, тоже чрезвычайно полезны и позволят нам лучше выполнять свою работу.

Встроенные средства совместной работы пользователей

Эта категория может показаться немного странной, но она означает просто встроенные социальные функции и является основной причиной взаимодействия. Превосходный пример — продукт Microsoft Teams, в котором социальный элемент становится основным. Логика заключается в том, что большинство из нас проводит значительную часть времени в программах электронной почты и социального общения, таких как Skype для бизнеса. Это означает, что именно они являются отправной точкой для большинства наших разговоров, совместных действий и обсуждений, а не документ как таковой.

Использование социальных решений в качестве отправной точки — самый естественный процесс. Ежедневно кто-нибудь задает мне вопрос по Skype, что часто приводит к обмену экранами с последующим привлечением других собеседников и обменом контентом, таким как презентация PowerPoint или документ для просмотра, наряду с комментариями и обсуждениями. Благодаря таким решениям, как Microsoft Teams, этот подход для меня очень эффективен. Возможно, в вашей компании используются не только продукты Microsoft. Другие поставщики тоже предоставляют подобные решения, объединяя все необходимые элементы. Отличный вариант — Basecamp, в котором объединяется работа над проектами, коллективные методы, документы, электронная почта, групповые обсуждения и частные переговоры, что позволяет создать очень простую и прозрачную рабочую среду.

Несомненно, эта технология заслуживает первоочередного внимания и скорейшего внедрения, чтобы расширить возможности ваших рабочих групп.

Системы с заданными функциями

За последние несколько лет появилось несколько платформ, обеспечивающих подключение других устройств или программных продуктов на основе подхода с автоматическим выполнением некоторых функций. Такие платформы, как IFTTT, а также новые службы, в частности Azure Functions, предоставляют оптимальный уровень взаимодействия с многочисленными устройствами или службами (см. рисунок 2). Компания Microsoft сделала крупные вложения в Azure Stack и Azure Functions, а также в Office 365 и Microsoft Flow. В обеих технологиях используется общий подход, при котором сообщения отправляются некоторому компоненту, который может взаимодействовать с другими компонентами и службами, частично вне базового решения, позволяющими обеспечивать работу необходимых служб без учета особенностей платформы.

 

Решение с заданными функциями Azure Functions
Рисунок 2. Решение с заданными функциями Azure Functions

Перечисленные пять основных технологий послужат основой для многих других решений и технологий, которые появятся в 2017 году. Можно ожидать появления целого ряда мобильных приложений, в которых будут сочетаться перечисленные выше компоненты, а также усовершенствования в виртуальной реальности, очевидные повсюду, от аппаратных средств, до программного обеспечения и игр.

2017 год несомненно будет превосходным годом для передовых технологий, внедряемых в компаниях с единственной целью — облегчить работу и помочь сосредоточиться на главном.