Хавьер Солтеро

Хавьер Солтеро начал работать в Microsoft в ноябре 2014 года, после приобретения корпорацией компании Acompli, которую он возглавлял. С тех пор он руководит подведением приложений Acompli для iOS и Android под бренд Outlook и отвечает за развитие всего семейства Outlook. С целью общего улучшения эффективности использования электронной почты Хавьер приступил к всестороннему анализу возможностей и функций, обеспечиваемых разными вариантами почтового клиента.

Для Хавьера Солтеро прошедший год был сложным. В ноябре 2014 года недавно созданная компания Acompli, которую он возглавлял, была приобретена корпорацией Microsoft. Сегодня он является корпоративным вице-президентом, призванным обеспечить достойное будущее всем подразделениям Outlook (и всем версиям клиента Outlook). Мне было интересно побеседовать с Хавьером, как с человеком, который пришел со стороны и взял на себя управление семейством продуктов, существующим уже почти двадцать лет.

Я пользуюсь настольной версией Outlook с момента появления приложения в 1997 году. Как и для многих, Outlook (2016) для меня — важный и ежедневно используемый в работе инструмент. В дороге я обычно имею дело с универсальным приложением Outlook на недавно приобретенном Lumia 950 XL с операционной системой Windows Mobile 10. По мере необходимости я пользуюсь и веб-клиентом Outlook (OWA), например при использовании соединений с ограниченной пропускной способностью. Одним словом, я постоянный пользователь Outlook.

Рационализированная версия настольного приложения Outlook

Мы с Хавьером начали с обсуждения настольной версии Outlook. Я высказал мнение, что с момента появления Outlook 2003 почтовый клиент не знал сколько-нибудь значительных технических усовершенствований. Были реализованы фоновая частичная (drizzle-mode) синхронизация и возможности, позволяющие потребителям иметь полную автономную копию их почтовых ящиков и продолжать работу независимо от сетевых сбоев. Эти возможности, очень ценные изначально, имеют еще большую значимость в эпоху «облачных» служб, когда соединение с Exchange Online по Интернету не всегда бывает безупречным. Последующие улучшения, такие как недавно реализованная возможность использования MAPI через HTTP в качестве протокола подключения по умолчанию, важны, но не меняют стиля работы в целом.

Хавьер в ответ заметил, что обширная база установленных экземпляров Outlook затрудняет принятие «смелых решений». По его словам, Outlook стал слишком сложным, подтверждением чему может служить пример на экране 1. Имеется множество функций, отлично служащих определенному сегменту пользователей, которые имели достаточно времени на их освоение. Кроме того, Outlook предоставляет широкие возможности пользовательской настройки, что затрудняет поддержку клиентов, а также перенос этих настроек в новые версии.

 

Создание нового сообщения в Outlook 2016
Экран 1. Создание нового сообщения в Outlook 2016

По словам Хавьера, Outlook выигрывает от изменения стиля работы с электронной почтой. Он отметил, что сейчас его команда производит анализ каждой функции почтового клиента, чтобы установить, улучшает ли та или иная функция этот стиль работы. Он указал на появление «лайков» и «упоминаний» в клиенте Outlook как на пример изменения, которое он считает полезным. Лично я вижу мало пользы в «лайках», но более позитивно воспринимаю «упоминания». Я согласен, что это делает стиль работы с Outlook более современным, но лучше бы инженерные изыскания были сконцентрированы на том, чтобы сделать почтовый клиент более управляемым.

На мой взгляд, примером того, что действительно делает электронную почту лучше, может служить функция «событий из сообщений электронной почты», анонсированная в конце прошлого года (https://blogs.office.com/2015/12/18/smarter-address-book-and-flight-confirmations-coming-to-outlook-on-the-web). Удивительно, что в Microsoft раньше никто не думал об автоматическом извлечении информации о полетах из подтверждений по электронной почте (у Gmail способность автоматического распознавания и создания событий существует с 2014 года). Обработка с целью анализа информации о полетах происходит на сервере, поэтому поддерживаются все клиенты. Распознавание информации, содержащейся в электронных сообщениях, предполагает трудозатраты, поэтому поддерживаются не все подтверждения от авиакомпаний (и не от всякой авиакомпании за пределами США). Кроме того, данная функция является компонентом Office 365, и нигде не упоминается о том, что она будет реализована на локальных серверах.

Результатом анализа компонентов Outlook должны стать упрощенные и рационализированные версии почтового клиента, как отметил Хавьер. Потребители привыкли к удобству сочетания почты, календаря, контактов и задач, и все это никуда не денется, но будет реализовано более разумно, благодаря развитой встроенной логике, что упростит работу с клиентом.

Самое важное для пользователей

Хавьер считает, что, будучи специалистом со стороны, не связанным с многолетней историей существования настольной версии Outlook, он может дать импульс развитию почтового клиента, сосредоточив внимание на том, что действительно важно в свете перемен к лучшему. И сделать это он старается таким образом, чтобы потребители воспринимали Outlook так же, как и раньше, независимо от того, какие варианты почтового клиента они используют (включая Outlook для Mac, что станет долгожданным облегчением для многострадальных пользователей этой версии).

Будет интересно посмотреть, сумеет ли Microsoft модернизировать текущий вариант Outlook 2016 так, чтобы приложение одновременно упростилось и стало более функциональным. На первый взгляд упрощение и добавление развитой логики и функциональности — это взаимоисключающие задачи. Однако, учитывая, что Outlook существует уже почти двадцать лет, давно пора поставить фундаментальные вопросы, касающиеся использования почтового клиента и соответствия пакета функций, обеспечивающих базовые возможности электронной почты, ожиданиям потребителей.

Мобильный Outlook

Переключившись на мобильных клиентов, мы побеседовали с Хавьером о прогрессе, достигнутом после подведения приложений Acompli под другой бренд и их запуска как Outlook для iOS и Android в январе 2015 года. Начальный период был сложным, так как многие обозреватели сосредоточились на недостатках (мнимых и реальных), которые необходимо устранить, прежде чем эти приложения можно будет использовать на предприятиях.

Однако приложения Outlook продолжают непрерывно развиваться, и их установочная база уже выросла примерно до 30 млн экземпляров. Как отметил Хавьер, приложения не включаются в операционную систему, поэтому каждый факт загрузки и установки демонстрирует осознанное решение пользователя задействовать Outlook в качестве почтового клиента. Это реальное свидетельство в пользу бренда Outlook и алгоритма взаимодействия с пользователем, реализованного в этом приложении. Публика проголосовала «поднятым большим пальцем», и Microsoft отреагировала быстрой схемой обновления приложений в соответствии с потребностями клиентов.

Хавьер рассказал, что развитие шло по пути компромисса, уравновешивающего реакцию на потребности в функциях, важных для крупных предприятий, с одновременным стремлением сохранить мотивацию к использованию приложений у индивидуальных пользователей. Например, поддержка многофакторной аутентификации важна с точки зрения соблюдения корпоративных политик безопасности, но ее невозможно реализовать без ущерба для удобства почтового клиента в эксплуатации. По словам Хавьера, Microsoft стремится к тому, чтобы набор функций приложений Outlook радовал пользователей. В качестве примера можно вспомнить интеграцию с календарем Sunrise, приобретенным в феврале 2015 года (http://www.theverge.com/2015/2/11/7984603/microsoft-sunrise-acquisition-official).

Больше всего упреков в адрес мобильных приложений Outlook вызывает их зависимость от веб-служб Amazon (AWS). Данные, загружаемые из почтовых ящиков пользователей, обрабатываются в репозитории, размещенном на сервере AWS в США, и на их основе создается папка входящих сообщений «Важные» (Focused) (см. экран 2) — наиболее заметный элемент, отличающий пользовательский интерфейс приложений Outlook. Возникает естественный вопрос: почему так растянулся во времени перенос обработки данных на платформу Office 365 плюс Azure, причем с учетом пожеланий клиентов о размещении данных в местах хранения, находящихся в разных странах?

 

Outlook для IOS и папка входящих «Важные»
Экран 2. Outlook для IOS и папка входящих «Важные»

Хавьер признал, что вопрос использования сторонней (отличной от Microsoft) платформы пока открыт, но добавил, что работа в этом направлении ведется, и переход произойдет в течение 2016 года.

Не забудем и о том, что Microsoft еще предстоит обновить функции приложений Outlook, прежде чем они смогут вытеснить устаревшие приложения OWA для устройств (OWA for Devices), сегодня по-прежнему доступные для iOS и (в предварительной версии) Android. OWA для устройств запускает веб-клиент Outlook внутри контейнера браузера и таким образом открывает все возможности, доступные для OWA, в частности функцию доступа к общим почтовым ящикам. Однако клиент этот медленный и работает не так хорошо, как «родное» приложение.

Другой представитель Microsoft указал в корпоративной социальной сети, что OWA для устройств останется без изменений до тех пор, пока приложения Outlook не перейдут на платформу Office 365 плюс Azure (https://www.yammer.com/itpronetwork/#/threads/inGroup?type=in_group&feedId=3903793&view=all). Хавьер не назвал точного срока отставки OWA для устройств, что, вероятно, станет естественным исходом, учитывая объем функциональных возможностей, которым предстоит перейти в новые приложения Outlook.

Универсальный Outlook

Следующей темой нашей беседы стал универсальный Outlook, существующий сегодня в виде приложений «Почта» и «Календарь» в Windows 10 и Windows Mobile 10 (см. экран 3). Я заметил, что новый клиент многих не слишком впечатляет и не является большим достижением по сравнению с тем, что существовало до Windows Phone 8.1. В качестве подтверждения я указал на проблемы с синхронизацией почты, когда сообщения не приходят на телефон, даже настроенный на доставку новых элементов по мере их поступления. В частности, мне вспомнился случай, когда я заметил отсутствие новой почты в течение 35 минут (что для меня нетипично в середине дня), а после принудительной синхронизации пришло сразу с десяток сообщений. Хавьер подтвердил наличие проблем синхронизации в универсальном приложении. На первый взгляд это странно, так как клиент использует Exchange ActiveSync — протокол, применяемый уже более десяти лет. По словам Хавьера, универсальное приложение было написано с нуля, и вскоре выйдет большое обновление с исправлением многих неполадок синхронизации.

 

Универсальный Outlook на Windows 10 Mobile
Экран 3. Универсальный Outlook на Windows 10 Mobile

Действительно, команда Outlook выпускает еженедельные обновления в рамках динамичного плана повышения качества сборки и отделки универсального приложения. Последнее обновление включает возможность отмены операции удаления и другие исправления. На устройствах Windows 10 Mobile обновления могут устанавливаться автоматически, так что владельцы таких аппаратов уже сейчас могут обнаружить у себя эти новшества. Если это не так, откройте Магазин и выберите «Загрузки и обновления» для получения последней версии.

«Телефонный фанат»

Хавьер называет себя «телефонным фанатом», что звучит интригующе, но на самом деле лишь указывает на его непреодолимое желание узнать, используют ли потребители Outlook на своих мобильных устройствах. Так что, если вы встретите человека, проявляющего необычный интерес к тому, как вы обрабатываете свою почту на смартфоне, то этим человеком может оказаться именно он. Я поинтересовался, изучает ли Хавьер другие почтовые программы, такие как Inbox от Google или даже Slack, чтобы, возможно, перенять у них что-нибудь. По мнению Хавьера, у всех почтовых клиентов есть достоинства, но он предпочел бы сосредоточиться на совершенствовании Outlook, а не на заимствовании компонентов из других почтовых программ.

Говоря о семействе Outlook в целом, Хавьер призывает разработчиков различных вариантов почтового клиента действовать совместно, а не как отдельные команды. В продолжение мысли о важности тех компонентов, которые сделают Outlook лучше, он высказал пожелание, чтобы эти компоненты были реализованы во всех вариантах почтового клиента. «Ликвидация разрыва между разными вариантами — одна из наших первостепенных задач», — заметил Хавьер.

?Папка входящих сообщений

Примером компонента, который будет реализован во всех клиентах Outlook, может служить папка «Важные» (см. экран 2). Ожидается, что следующим, кто получит этот компонент, будет веб-клиент Outlook (я не буду использовать изобретенное маркетологами название «Outlook в Интернете»), а за ним последуют настольный вариант Outlook (включая версию Mac) и универсальное приложение.

Примечательно, что Microsoft планирует заменить функцию формирования папки «Ненужные», включаемую по умолчанию для каждого почтового ящика Office 365. Во всяком случае, существующая конфигурация, предполагающая сортировку входящих сообщений на важные (остающиеся в папке «Входящие») и прочие (помещаемые в папку «Ненужные»), будет заменена папками «Важные» и «Прочие». По мнению многих пользователей, сейчас слишком легко пропустить важные сообщения, которые были неправильно классифицированы и помещены в папку «Ненужные». Проще, чтобы все оставалось в папке «Входящие». Кроме того, Хавьеру не нравится само название «Ненужные», имеющее негативный оттенок. Сообщения, помещаемые в эту папку, вовсе не являются ненужными, а просто менее важны, чем те, с которыми следует ознакомиться в первую очередь.

Однако речь не идет об упразднении технологии, стоящей за папкой «Ненужные». Напротив, решение о том, какие входящие сообщения попадут в папку «Важные», будет определяться алгоритмами формирования папки «Ненужные» и информацией, собираемой для построения диаграммы Microsoft Graph и характеризующей взаимодействие пользователя с электронной почтой. Этот факт следует рассматривать как слияние развитой логики, стоящей за алгоритмом формирования папки «Ненужные», и того стиля работы, который принес популярность приложениям Outlook.

Папки «Ненужные» не существует за пределами Office 365, но папка входящих «Важные» доступна для пользователей всех вариантов приложения Outlook, даже если почтовым сервером является Gmail (наличие папки «Важные» — одна из причин, почему некоторые обозреватели рассматривают Outlook как лучший клиент для Gmail). Сообщения фильтруются с помощью набора правил, включая таблицу ранжирования отправителей и алгоритм определения, исходит ли сообщение от человека или генерируется компьютером. Эту концепцию Хавьер планирует перенести и на локальный вариант Exchange, чтобы обеспечить поддержку папки входящих «Важные» для клиентов Outlook, подключенных к локальным серверам.

Предположительно эта идея может быть реализована в форме помощника по обслуживанию почтовых ящиков, предоставляемого в качестве обновления для Exchange 2016 и, возможно, даже для Exchange 2013. Появление папки входящих «Важные» наверняка обрадует локальных клиентов, иногда чувствующих себя обделенными из-за явной сосредоточенности Microsoft на «облачных» сервисах.

Перспективы

Новый лидер обычно создает в организации здоровый настрой на энергичную деятельность. Хавьер Солтеро стремится усовершенствовать электронную почту, упростив ее и одновременно наделив более широкими функциональными возможностями. При этом ставится задача, чтобы все варианты почтового клиента, составляющие бренд Outlook, имели общую базу функциональности. Достижение этой цели потребует большого объема работы. Время покажет, насколько успешной будет реализация этого плана, но я надеюсь на благополучный исход, так как лично заинтересован в улучшении Outlook…