Как и было обещано, на конференции Microsoft Ignite, проходившей в Чикаго, представители Microsoft поделились информацией о планах по выпуску и об архитектуре сервера Exchange 2016. Значительное число технологий было перенесено в Exchange 2016 из Office 365, и это очень неплохо, поскольку наглядно демонстрирует целенаправленные усилия Microsoft по упрощению Exchange, насколько возможно, а также ясно дает понять, какую именно архитектуру компания считает предпочтительной при развертывании Exchange 2016.

Представители компании рассказали, на что могут рассчитывать в отношении сроков выпуска и архитектуры заказчики, планирующие локальную установку Exchange 2016. По-прежнему ожидается, что продукт будет выпущен в рамках этого календарного года, и если все пойдет, как запланировано, то я надеюсь увидеть финальный выпуск в октябре.

В целом все новости были хорошими для клиентов, которые наметили для себя локальную установку: Microsoft, ныне всецело сосредоточенная на своей новой стратегии «Мобильность и ‘облако’ прежде всего», не забыла об их существовании. Несомненно, компания задействовала колоссальные технологические ресурсы в ходе новых разработок, которые прежде всего были опробованы и тщательно протестированы в Exchange Online, после чего готовая технология была упакована в форму, пригодную в том числе и для локального развертывания. Не представляю, каким образом можно было бы проделать подобную работу, если бы разработчики исходили из безусловной необходимости обновления прежде всего локальных систем у клиентов, пусть даже это обязательство и не было бы жестко задекларировано и озвучено публично.

Когда работаешь в масштабах Exchange Online, необходимо уделять особое внимание деталям. Именно это позволяет компании Microsoft управлять 1,2 млн копий баз данных, расположенных более чем на 50 000 серверах почтовых ящиков, и обеспечивать при этом выполнение показателя надежности обслуживания SLA в 99,99%. Кроме того, в масштабах Exchange Online всегда есть возможность реализовывать небольшие обновления, которые вносят большой вклад в производительность системы в целом.

Учитывая актуальное количество баз данных в работе, большинство технологических заимствований, пришедших в сервер Exchange 2016 из Exchange Online, находятся в области обеспечения высокой доступности. Это вполне в духе более ранних заимствований; вспомним, например, упрощенные группы обеспечения доступности баз данных DAG (в сервере Exchange 2013 SP1) и поддержку следящего сервера групп обеспечения доступности баз данных DAG witness server (файловый ресурс-свидетель, FSW) в центре обработки данных Azure.

Обработка отказов базы данных у сервера Exchange 2016 происходит примерно на 33% быстрее, чем у сервера Exchange 2013 (что критично, если в месяц происходит порядка 3,5 млн отказов и переключений базы данных), число дисковых операций ввода-вывода сведено к минимуму (сервер Exchange теперь не «обнюхивает» диски по поводу и без). Кроме того, появились новые полезные функции, такие, например, как автоматическое восстановление базы данных, которая обеспечивает обнаружение и исправление несогласованных копий баз данных. В целом все новинки, которые помогают клиентам автоматизировать их действия (на «облачный» манер) являются весьма ценными. В качестве примера можно привести новую команду Get-MailboxServerRedundancy, предназначенную для сканирования серверов — участников группы обеспечения доступности баз данных DAG на предмет их исправности. Кроме того, данную команду можно задействовать для определения серверов, которые готовы к обновлению. Также, помимо прочего, для защиты хранимых данных сервер Exchange 2016 будет поддерживать шифрование BitLocker.

Группы обеспечения доступности баз данных DAG по-прежнему ограничены 16 серверами-участниками, каждый из которых может поддерживать до 100 копий базы данных. Группы обеспечения доступности баз данных DAG не поддерживают смешанные версии программного обеспечения, поэтому для их использования потребуется развернуть новые группы обеспечения доступности баз данных DAG на серверах Exchange 2016 и переместить почтовые ящики на эти новые серверы. Чтобы сократить затраты ресурсов на индексацию содержимого в пределах группы обеспечения доступности баз данных DAG, теперь индексируются только пассивные копии базы, а не активные, как раньше. Данное изменение позволяет примерно на 40% сократить количество внутренних транзакций между копиями баз в переделах группы обеспечения доступности баз данных DAG.

В рамках сессии по архитектуре сервера Exchange 2016 Росс Смит объявил, что, вопреки слухам, переход на SQL Server не планируется, и в Exchange 2016 все так же будет использоваться расширяемый процессор хранилища Extensible Storage Engine (ESE), поскольку «от SQL Server здесь будет больше шуму, чем толку, а наша подсистема хранилища на движке ESE работает как реактивный двигатель». Полагаю, здесь все понятно и без комментариев.

Приведу интересную статистику, которая была процитирована Каримом Баттишем. Уже давно известно, что поиск в Outlook весьма ненадежен, и прежде всего потому, что панель поиска Windows Desktop Search никогда не была предназначена для работы с такими большими объемами данных в почтовых ящиках, которые есть сейчас. Специалисты Microsoft выполнили анализ эффективности пользовательских поисковых запросов в Exchange Online и обнаружили, что среди более чем 600 млн из них многие состояли только из одного слова и один из восьми запросов не дал никакого результата.

Конечно, было бы неплохо, если бы все пользователи повысили свое мастерство составления поисковых запросов, но рассчитывать на это явно не приходится. Поэтому в Exchange 2016 предусмотрено несколько способов решить данную проблему. Прежде всего, при использовании Outlook 2016 в оперативном режиме поиск будет производиться на сервере, а не на клиентской части. Это весьма разумно, поскольку позволяет избежать возможного пропуска элементов, которые еще не были проиндексированы в клиентской программе. Это также означает, что Outlook и Outlook Web App (OWA) выдадут схожие результаты поиска. К слову об OWA: благодаря поддержке нечеткого поиска пользователи теперь смогут найти желаемое, применив один из предложенных вариантов поискового запроса, даже при отсутствии точных критериев поиска, что является дополнительным удобством.

OWA 2016 выглядит превосходно. Его дизайн ясный и четкий, к тому же он включает новые функции, такие как расширенные вложения (теперь можно послать ссылку на файл в «облачном» хранилище OneDrive или в библиотеке SharePoint, и это работает даже в гибридных конфигурациях, когда сервер Exchange развернут локально, а документы хранятся в Office 365). Из Outlook.com была позаимствована функция очистки sweep, призванная помочь пользователям чистить их почтовые ящики, а кроме того, для графических вложений теперь отображаются эскизы, чтобы было легче понять, что именно содержит прилагаемый файл. В целом OWA 2016 является неплохим инструментом для работы и вполне может сравниться с универсальным приложением Outlook из Windows 10, которое использует ActiveSync для подключения к Exchange.

Говоря языком разработчиков, компания Microsoft при разработке Office сделала акцент на интерфейсе API REST, соответственно Exchange 2016 будет использовать новый интерфейс API REST для почты, контактов и календаря. Данный интерфейс в конечном счете заменит веб-службы Exchange (EWS) и уже активно используется в Office 365, так что теперь разработки «с его участием» пойдут полным ходом. Что же касается загадочного интерфейса API MAPI/CDO, то его применение не поддерживается в Exchange 2016, что, впрочем, неудивительно.

Outlook 2016 станет самым полнофункциональным клиентом для Exchange 2016, но будут поддерживаться и последние версии Outlook 2010 и Outlook 2013 (подробности пока не озвучены). Протокол «MAPI через HTTP» (MAPI over HTTP) станет для Outlook протоколом обмена по умолчанию, причем будет доступна его индивидуальная настройка для каждого пользователя.

На презентации по планам выпуска обсуждались, помимо прочего, отдельные сценарии подключения к «облаку», в которых клиенты с локальной установкой смогут воспользоваться преимуществами «облачных» служб в тандеме с сервером Exchange 2016. Некоторые из них, например архивирование на базе Exchange, Exchange Online Archiving, защита Exchange Online Protection и обновленная служба Advanced Threat Protection, нам уже хорошо знакомы. Другие, например расширенная служба обнаружения информации eDiscovery, основанная на технологиях, полученных вследствие поглощения компании Equivio в январе этого года, совсем новые.

Что касается разработки, то компания Microsoft делает явный акцент на стандартизацию. Все серверы Exchange 2016 теперь будут многоролевыми (CAS больше не будет) и указанная архитектура теперь считается наиболее правильным способом развертывания сервера Exchange, что было особенно подчеркнуто Россом Смитом. Сосуществование серверов тоже упрощено. Теперь можно будет внедрить сервер Exchange 2016 в существующую организацию, и он сможет обрабатывать клиентские запросы без необходимости перенастройки пространства имен.

Возможно, архитекторам серверов обмена сообщениями не очень понравится, что компания Microsoft указывает им, как именно следует производить развертывание серверов в их епархиях, однако в том, чтобы планировать развертывание на крепком базисе одобренной и поддерживаемой архитектуры, есть изрядная доля здравого смысла. Отклонение от такого подхода будет разумным только при достаточном на то основании. Также очевидно, что сокращение количества ролей сервера до одной-единственной (не считая роли пограничного транспортного сервера Edge) и поддержка только операционных систем Windows 2012 R2 и Windows 10 устраняют некоторые знакомые архитекторам затруднения. В смешанных организациях сервер Exchange 2016 будет сосуществовать только с серверами, на которых запущены Exchange 2010 SP3 RU11 или Exchange 2013 CU10 (или более новые версии). Конечно, мы еще не видели Exchange 2013 CU9, но он уже на подходе, а там не за горами и CU10.

Те же, кто не приемлет стандартизации, могут поразмыслить над тем уроком, который дает нам «облако», — точные, надежные и предсказуемые действия возможны, только когда аппаратные средства, программное обеспечение, процессы и процедуры являются стандартизированными. Это еще одна веская причина для того, чтобы использовать описанную выше архитектуру.

В целом то, что я узнал о сервере Exchange 2016, мне понравилось. Но я был несколько разочарован тем, что компания Microsoft не использовала очевидную возможность твердо заявить о своем намерении поддерживать локальные серверы в будущем. А услышать это я был бы весьма рад.