В настоящее время я частично занят в сфере образования, и меня часто спрашивают, какие знания и навыки необходимы для получения работы в ИТ-индустрии. Требуются ли отраслевые сертификаты (Microsoft, Cisco, VMware, ComTIA), профессиональный сертификат ИТ-специалиста, диплом о высшем образовании или некая комбинация перечисленого? Преподаватель должен точно знать, чего хотят работодатели от своих новых сотрудников. В системе государственного образования число учебных часов невелико, и от уровня подготовки выпускников средней школы можно прийти в ужас. Трудно рассказывать о подсетях и двоичной математике студентам, вынужденным использовать калькулятор для решения простых арифметических задач.

В начале своей карьеры ИТ-специалиста я учился на практике. Единственным предметом из этой сферы, преподаваемым в колледжах, было программирование. Курс по вычислительным сетям читался только в ведущих университетах в рамках программ по электротехнике. Времена изменились, и сегодня интернет переполнен видеороликами по администрированию серверов и сетей.

В этом семестре я готовлю студентов к экзамену для получения сертификата А+ по программе CompTIA. Прошло уже 10 лет с тех пор, как я имел дело с соответствующим оборудованием. Однако, к своему удивлению, изучая содержимое курса, я обнаружил, что мне знакомо все: ISA, EISA, Micro Channel, IDE, параллельные порты, Thicknet, Thinnet. Все это я использовал 10-20 лет назад, и мне было непонятно, зачем данный материал включен в курс. Некоторым из перечисленных технологий уже по 30 лет. Это заставляет задуматься: чему же следует учить студентов сегодня? Есть ли смысл рассказывать о PCI, PCI-X и AGP – технологиях, быстро уходящих в прошлое? Книга в тысячу страниц выглядит скорее как история компьютерной техники, а не как руководство по аппаратному обеспечению для молодых ИТ-специалистов.

Возникает также вопрос, какой объем знаний об оборудовании необходим сегодня ИТ-специалисту. Когда-то я наращивал оперативную память, заменял процессоры и ставил более емкие жесткие диски, но сегодня этим уже никто не занимается. Прошло 15 лет с тех пор, когда мне приходилось устанавливать более быстрые процессоры. Новые компьютеры, такие как Microsoft Surface, Apple iPad и ультратонкие ноутбуки – это «запечатанные» устройства. С трудом верится, что в наши дни кто-нибудь наращивает оперативную память или устанавливает более быстрый процессор.

Думаю, «оперативную память» в мозгах наших студентов следует заполнять актуальной информацией. Большинство организаций обновляют свое вычислительное оборудование каждые три-пять лет. Мне кажется, оборудование старше пяти лет просто не стоит обновлять.

Ценность сертификатов

Представляют ли ценность для работодателей сертификаты Microsoft MCSA, MCSE; A +, Net + и Security+ по программе ComTIA; Cisco CCNA и VMware VCP? Изучая отраслевые сертификаты, я узнал, что существует совершенно новая серия экзаменов, гораздо более простых, чем те, которые я называю «настоящими». ИТ-индустрия породила такое множество сертификатов, что целесообразность их получения вызывает сомнение. Я знаю многих студентов, потративших 500-800 долларов на сдачу экзаменов для получения свидетельств, ничего не значащих для работодателей. Наличие таких «юниорских» сертификатов не помогает в сдаче экзаменов на звание MCSA или MCSE.

Чему же мы должны учить студентов, то есть следующее поколение ИТ-специалистов и наших будущих сотрудников? На протяжении последних десяти лет я преподаю основы построения сетей, администрирования Windows Server/AD, виртуализации серверов и создания «облака». Я делаю все, чтобы мои студенты получили практические знания и навыки в сфере диагностики неисправностей, коммуникаций, создания документации и управления билетами службы поддержки. Многие из этих знаний сложно проверить тестированием.

Кроме того, я провожу занятия по информационной безопасности. Просматривая учебники, я поражаюсь, насколько они устаревшие. В курсе подготовки к сертификации А+ рассказывается о недостатках системы безопасности и атаках на Windows NT и Windows 95. Кому это сегодня интересно? Курс должен давать актуальные знания и навыки, а не историю вредоносного программного обеспечения. Мне неловко рассказывать студентам о вирусе I Love You или о черве «красный код» из учебника стоимостью 175 долларов, где ничего не говорится об атаках, имевших место за последние пять лет.

Практическое обучение

Не желая оказывать плохую услугу учащимся и их будущим работодателям, я организовал для своих студентов киберсоревнования в оперативном режиме. Так студенты могут получить практический опыт, знания о последних кибератаках и о том, как их обнаруживать, вместо того чтобы изучать угрозы 10-летней давности. Студентам очень нравится такой метод обучения. Они не только узнают о современных методах, используемых злоумышленниками, но и учатся решать проблемы безопасности так же, как будут это делать на практике.