С тех пор как Сатья Наделла стал главным управляющим Microsoft, в компании произошли важные изменения в методах ведения бизнеса. Но из всех новшеств, прокатившихся по Редмонду, самое важное — стратегия «mobile first, cloud first», в рамках которой компания просто и понятно сформулировала свои намерения. Единственный вопрос – как относятся к этому лозунгу ИТ-специалисты.

Как ни странно, проблема стара как мир, просто теперь ее развитие многократно ускорилось. Когда-то, кажется, после выпуска Windows Vista, кто-то из группы Windows Vista спросил меня, что нужно сделать компании, чтобы побудить клиентов из сферы бизнеса к немедленному переходу на новые версии Windows до неизбежного выхода пакета обновления SP1, в котором предположительно устранены все серьезные ошибки. Я ответил, что быстрого решения не существует, такой уровень доверия достигается в течение нескольких лет — может быть, на протяжении нескольких выпусков операционной системы — практически бесперебойной работы.

Теперь этот эпизод кажется архаичным по сравнению с современной ситуацией. Но только во временном аспекте. Пакет обновления SP1 всегда был отговоркой. Удобным предлогом для компаний, желавших продемонстрировать, будто они готовы перейти на новую версию Windows, но ожидают устранения всех недостатков. В действительности они ничего не обновляли. Результаты такого подхода ясно видны на примере пользовательской аудитории Windows XP, которая, по самым скромным подсчетам, превышает 400 млн. пользователей спустя 12 с половиной лет после выпуска операционной системы и через несколько месяцев после прекращения технической поддержки.

Реакция Microsoft на феномен SP1 вызывает улыбку: компания просто прекратила выпуск пакетов обновления. Да, она порой отступает от намеченной линии. Но по большей части пакеты обновления остались в прошлом. На сегодня у Windows 7 есть всего один пакет обновления, выпущенный более трех лет назад. У Windows 8 нет пакетов обновления, хотя для выяснения, что же представляют собой Windows 8.1 и Windows 8.1 с обновлением, потребуется многочасовая дискуссия.

Конечно, мир сильно изменился со времен выпуска Windows Vista. Эти перемены превосходно отражает новый корпоративный лозунг Microsoft, mobile first, cloud first (в первую очередь — мобильность и «облака»). Видимо, автором этой фразы был главный управляющий Сатья Наделла. В сущности, она означает, что Microsoft движется в русле крупнейших тенденций в отрасли и сосредотачивается на мобильных устройствах и «облачных» службах.

Наделла объявил директиву mobile first, cloud first в своем первом послании по электронной почте к сотрудникам Microsoft. На состоявшемся в марте представлении Office для iPad Наделла рассказал забавную историю об откликах некоторых клиентов на его инициативу.

«Как и следовало ожидать в компании, где работают в основном компьютерщики, я получил сообщение с вопросом: как две вещи могут одновременно быть первыми? У вас какая-то путаница с порядковыми числительными?», — прокомментировал он под смех аудитории.

В самом деле, «облако» и мобильность, в сущности, одно и то же. Мобильные устройства, с воодушевлением приобретаемые пользователями, бесполезны без «облака». А «облако», в свою очередь, лишь теория до тех пор, пока у вас нет устройства, достаточно мощного для запуска приложений, работающих с «облаком», и достаточно мобильного, чтобы эти приложения всегда работали для вас.

Однако подход mobile first, cloud first также отражается на способах обновления используемых нами программ. Как уже отмечалось раньше, новая модель «быстрого выпуска», применяемая Microsoft на всех основных платформах, привела к значительным сдвигам. Поэтому неудивительно, что мы видим некоторое сопротивление со стороны ИТ-сообщества.

Кроме того, по инициативе mobile first, cloud first можно судить о намерениях Microsoft относительно расширения функциональности ее продуктов. В первую очередь это коснется мобильных решений: автономные мобильные приложения на платформах Windows, Windows Phone и других могут без труда обновляться даже ежедневно, однако это не относится к компонентам операционной системы. Начало будет положено в «облаке», где «облачные» службы Microsoft (Office 365, Azure, Intune и другие) будут обновляться прежде любых локальных решений.

Возможно, и даже весьма вероятно, что локальные версии некоторых продуктов Microsoft никогда не будут обновлены наравне с «облачными», и тому есть несколько причин. Одна из них — время выхода на рынок. Создавать, а затем обновлять «облачные» службы просто, тогда как обеспечить развертывание и обновление локальных решений труднее. Другая причина заключается в удобстве применения в сфере бизнеса: спроектированное для «облака» решение не всегда пригодно для локального размещения.

Мы рассмотрели, как эти изменения повлияют на Windows, с учетом того, что Windows 8 переходит от трехлетнего жизненного цикла к годичному, с выпуском Windows 8.1, а затем к четырехмесячному, с выпуском Update 1. Но дело не только в Windows. Office обновляется регулярно, как в «облаке» (с различными подписками Office 365, Office Web Apps и т.д.), так и на компьютерах и устройствах. Windows Intune весной получила второе важное обновление в этом году. Azure обновляется, похоже, ежечасно. Это никогда не прекращающийся цикл обновлений.

Однако многие читатели не хотят, чтобы Microsoft обновляла их программы с такой частотой. Нечто безобидное, например отделение приложений от операционной системы в Windows Phone 8.1, может отразиться на базовой надежности и производительности платформы. Я не совсем уверен, что это действительно так, ведь пользователи получают обновления приложений на каждом смартфоне, независимо от платформы, каждый день, и похоже, при этом не возникает никаких проблем. Но чтобы ИТ-администраторы привыкли к замене монолитной (мощной, но сложной) инфраструктуры управления на нечто более похожее на чистую технологию управления мобильными устройствами (MDM), потребуется много времени и убедительные аргументы.

А теперь я возвращаюсь к замечаниям о Windows Vista и пакетах обновления. Несмотря на все изменения, произошедшие в отрасли с того времени, одна истина остается непреложной: достаточно единственного неудачного обновления на важной платформе, чтобы компания Microsoft полностью утратила доверие своих клиентов, особенно в корпорациях и в сфере крупного бизнеса. А поскольку в последнее время обновления появляются очень часто, риски выше, чем при ежегодном выпуске пакетов обновления.

Не поймите меня превратно, благодаря многолетнему опыту выпуска обновлений для системы безопасности (а в последнее время обновлений микропрограмм для Surface) качество обновлений Microsoft несомненно повысилось. Но цена единственного промаха может оказаться очень высокой. А когда неизбежное произойдет, мы вновь окажемся на старте и будем спорить о достоинствах стратегии mobile first, cloud first.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF