Как говорится, если вы полюбите свою работу, то не будете «работать» ни дня в своей жизни. Чувство удовлетворения от выполняемой работы – субъективное ощущение, но многие в числе критериев назвали бы рабочий график, размер заработной платы, темп и тип той работы, которой им приходится заниматься. Что же делает работу «работой» и что отличает ее от любимого занятия, которому мы рады предаваться весь день? Простой баланс перечисленных критериев или же существуют другие факторы, определяющие степень профессиональной удовлетворенности?

Однажды к нам на собеседование пришел один специалист. Я провел его из приемной через технический отдел в конференц-зал, и первыми его словами были: «Замечательное место! Здесь такая энергетика!». Ни один из перечисленных выше пунктов еще не обсуждался. Комментарий прозвучал всего лишь после 30-секундного наблюдения за командой. По этим словам я понял, что нам удалось создать оживленную и динамичную атмосферу, которую новый человек сразу может ощутить. Как всегда при проведении собеседования, я принялся описывать прочие аспекты нашей рабочей обстановки, создающие благоприятную среду для плодотворной работы. Корпоративная культура, помимо прочего, включает характер взаимодействия между членами команды и обращения с сотрудниками, а также особенности политики компании.

В этой статье мы рассмотрим понятие корпоративной культуры и ее значение в создании и поддержании комфортной среды, благодаря которой сотрудники испытывают желание ежедневно приходить на работу. Мы увидим, насколько подвижна корпоративная культура и обсудим ту важную роль, которую каждый может сыграть в ее формировании.

Какая обстановка является плодотворной?

Примерно пять лет назад я занимался консалтингом и бывал в разъездах с понедельника по четверг. Решив создать семью, я понял, что от такой работы мне придется отказаться в пользу более «оседлой» должности, не требующей постоянных поездок. Когда я проработал на новой работе месяц, жена спросила меня, почему меня по-прежнему нет дома допоздна.

Я признал справедливость этого наблюдения и стал размышлять, почему так происходит. Никто меня не подгонял, и жестких сроков тоже не было. Все объяснялось просто: наша рабочая атмосфера была построена на общем понимании, что мы все в одной упряжке, и наш успех в единстве. Я был готов работать допоздна и в выходные не из чувства долга, а потому, что мои задачи меня увлекали, и мне хотелось их решать.

Нам всем приходилось работать в таких местах, где мы считали минуты до 17:00, когда можно будет, наконец, покинуть офис и поехать домой. Попробуйте поразмыслить, почему вы так ждали конца рабочего дня? Потому ли, что работа была неинтересной? Не было четкой задачи? Вы ощущали себя винтиком в механизме? Положительные ответы на эти вопросы ясно указывают на несов-местимость с точки зрения корпоративной культуры. Когда вы спросите себя, какая работа была бы для вас идеальной, подумайте о том, чем вы любите заниматься в свободное время. Если вы сумеете привести личные цели и интересы в соответствие со своей профессиональной деятельностью, то сможете достичь полной са-моотдачи в работе, даже не осознавая этого.

Формирование культуры

По мере нашего профессионального развития меняются и теории, определяющие законы формирования эффективной, мотивированной команды, позволяющей каждому из нас быть успешным. Это особенно верно в сфере разработки программного обеспечения, где многие ощутили на себе специфику области ИТ. Учитывая, что компании все больше смещают акцент в сторону технологий, ИТ и бизнес-аспекты сближаются все теснее. Как же создать в компании плодотворную атмосферу, которую воспримут и разделят все сотрудники?

Руководителю новой компании необходимо продумать тип корпора-тивной культуры, которая установится в фирме, когда она «вы-растет». Модель культуры некоторые перенимают у более солидных предприятий. В других случаях учредитель знает, какой должна быть его компания, и сам влияет на ее формирование. Без должного внимания к аспекту корпоративной культуры с самого начала не будет руководящих принципов, определяющих развитие компании, а значит, безошибочных показателей, необходимых для правильного подбора сотрудников.

Точное определение корпоративной культуры может оказаться не-достижимой целью, но это крайне важно, чтобы понять, что же сделает вашу компанию уникальной. Это может быть доступность всех иерархических уровней, когда все, от младшего сотрудника до руководителя, могут свободно общаться. Или же уникальной чертой вашей компании будет политика прозрачности, то есть информирование всех о том, что идет хорошо, а что требует совместных усилий команды в поисках решения. Приятные бонусы вроде нестрогого корпоративного стиля одежды также способны привлечь потенциальных сотрудников, как и хорошая заработная плата и социальные льготы.

Есть много примеров успешных компаний, известных как своими продуктами, так и своей корпоративной культурой (например, Apple, Google и Microsoft). Благодаря узнаваемому имени, эти работодатели привлекают лучших специалистов. Однако список таких компаний не ограничивается исключительно «громкими именами». Среди них можно найти много мелких, занимающих определенную нишу на рынке компаний, сотрудники которых скажут вам, что не хотят никуда уходить. В сфере ИТ сотрудники редко задерживаются в одной компании в течение длительного времени. Поэтому средний срок пребывания в команде – хороший показатель наличия благоприятной рабочей атмосферы.

Если вам посчастливилось работать в организации со времени ее основания, помните, что структура и атмосфера, которые сложатся в начальный период, повлияют на то, как вашу компанию будут воспринимать со стороны, и составят ту основу, на которой будет развиваться корпоративная культура.

Сохранение корпоративной культуры

Некоторые скажут, что корпоративная культура управляема только в небольшой компании, а по мере роста сохранить ее становится все сложнее. Я с этим не согласен и считаю такую точку зрения оправданием для того, чтобы рассматривать корпоративную культуру лишь как «удобную вещь» вместо того, чтобы интегрировать ее в бизнес-процесс.

Однако многие организации в полной мере учитывают культурный аспект при планировании и формировании бюджета. Некоторые улучшают рабочую обстановку с помощью дизайнерских и архитек-турных решений – например, используя оригинальную мебель. Иногда для создания особой атмосферы приходится полностью пе-реоборудовать офис. Так, одна компания возвела у себя разборную стену вокруг кухонной зоны из стульев в форме блоков, которые используются во время коллективных мероприятий, а на время работы убираются, освобождая пространство. Это простой, но эффективный способ поощрения социальной стороны корпоративной жизни.

Если на сотрудников компании не возлагается ответственность за поддержание корпоративной культуры, она со временем может перерасти в нечто иное. Корпоративная культура – хрупкая вещь. Каждый человек в компании отвечает за ее сохранение, начиная с собственных действий и кончая ознакомлением новых сотрудников с существующими правилами. Значение имеют даже мелочи.

Проводя собеседование, я уделяю корпоративной культуре, как минимум, столько же внимания, сколько и прочим аспектам. Каждый сотрудник, пришедший в компанию, будет определенным образом влиять на ее культуру – прямо либо косвенно, положительно либо отрицательно. Неудачно выбранный работник способен уничтожить культуру очень быстро, точно так же, как правильно выбранный специалист может дать команде огромный импульс. В обоих случаях важно понимать, что влияние даже одного человека на корпоративную культуру может распространяться, как лесной пожар.

Удовлетворенность работой тесно связана с корпоративной культурой

Так уж сложилось, что мы проводим на работе значительную часть своей жизни. Так почему бы работе не стать тем местом, где мы хотим быть? Сегодня, когда корпоративная культура становится все более важным фактором привлечения соискателей вакансий, репутация вашей компании как хорошего рабочего места будет выгодно отличать ее от конкурентов.

Независимо от вашей должности и трудового стажа, а просто по-тому, что вы являетесь частью компании, вы можете стать во-площением ее культуры. Я обнаружил, что для привлечения та-лантливых перспективных сотрудников, которые удачно впишутся в среду компании, лучше всего просто поговорить с ними о том, чем вы занимаетесь и какова ваша рабочая атмосфера. Когда вы говорите о своей работе с людьми на ярмарках вакансий, конфе-ренциях или даже просто во время случайных бесед, они обязатель-но отметят ваш энтузиазм. Приятно слышать от собеседника: «Сразу видно, что вы очень любите свою работу! Хотелось бы тоже работать здесь».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF