Компания Amazon объявила о долгожданном и явно запоздавшем Fire Phone. В первом смартфоне Amazon сочетается несколько новаторских функций, таких как отслеживание положения головы Dynamic Perspective с глубокой (пожалуй, даже слишком) привязкой к цифровой «экосистеме» и розничной торговле Amazon.

Предстоит серьезная схватка, поэтому советую всем прочитать этот обзор.

Такие события, как выпуск первого смартфона Amazon, несомненно, волнуют всех, кто интересуется современными технологиями. Я достаточно хорошо знаю этот рынок и понимаю необходимость реальной дифференциации устройств, чтобы Amazon могла хотя бы закрепиться на нем, не говоря уже о настоящем соперничестве с лидерами. Даже новаторской платформе Windows Phone, несмотря на многие преимущества по сравнению с Android и iOS, едва удалось завоевать место на рынке.

Я ознакомился с высказываниями представителей Amazon на этот счет. Среди них есть интересные, но все же не вижу ничего действительно захватывающего. У меня нет ощущения, что Amazon создала четвертую мобильную платформу, хотя бы заслуживающую внимания. У Fire Phone нет каких-то уникальных особенностей, которые обеспечили бы значительные преимущества реальным пользователям.

Признаюсь, мой взгляд не свободен от предубеждений. Как я уже отмечал, компания Amazon утратила свое наиболее ценное преимущество в цифровом мире: она больше не рассматривает как равноправные физические конечные точки (то есть устройства) своей цифровой мультимедиа-экосистемы. Не существует такого понятия, как «восприятие Kindle». Amazon не относится к своим приложениям на разных платформах как к равным. А к Windows/Windows Phone отношение вообще пренебрежительное: те программы, которые существуют (Kindle, Audible) не столь многофункциональны, как такие же программы на других платформах, и обновляются они редко или никогда. Многие другие приложения (в частности, Instant Video, Amazon Music) вовсе отсутствуют на Windows/Windows Phone. Под «Windows» я понимаю современную Windows, а не настольную версию этой операционной системы. На дворе 2014 год.

Несколько лет назад Джефф Безос говорил, что Amazon не зарабатывает, продавая устройства. Компания получает прибыль, когда люди пользуются устройствами. Теоретически Amazon единственная среди крупных изготовителей цифровых платформ может выиграть, когда потребитель покупает устройство другой компании. Однако из-за разницы в качестве и доступности приложений и служб Amazon на соперничающих платформах эта теория в реальности не работает. Получается, что Amazon декларирует одно, а делает другое. И, конечно, хочет, чтобы вы покупали ее устройства, а не устройства конкурентов.

Но с этим можно было бы смириться, если бы устройства Amazon отличались уникальными качествами. Например, как давний пользователь и сторонник платформы Kindle, я положительно отзывался о каждом устройстве, продаваемом компанией... до появления прошлогоднего Kindle Fire HDX. Но на этот раз негативное впечатление произвел замкнутый, ориентированный исключительно на Amazon.com пользовательский интерфейс. Отсутствие открытости, что составляет основную суть Android, используется, чтобы привязать пользователей к «экосистеме» Amazon. Ко времени выхода модели HDX устройства Amazon не были удачным выбором не только по сравнению с более дорогостоящими устройствами Apple, но проигрывали даже таким планшетам с похожей ценой, как Google Nexus 7, достоинства которого гораздо выше. К тому же он пригоден для запуска приложений Amazon, если пользователю потребуется. Устройства Amazon перестали быть выгодным приобретением и превратились просто в туннель в магазин компании.

Именно таков Fire Phone. Это не телефон, а портативная дверь в Amazon.com. Очень жаль, но это неудачный подход.

Он неприемлем, потому что ни один человек не считает своим главным занятием постоянные покупки или созерцание рекламы при просмотре чего угодно в операционной системе Fire OS. Технологию можно использовать во благо или во зло, и хотя возможность сэкономить сама по себе недурна, но непрерывная бомбардировка коммерческими предложениями, пусть и выгодными, никому не понравится. Да, с помощью Fire Phone можно запечатлеть прекрасные моменты жизни благодаря неплохой камере. Но ведь можно просто воспользоваться любым другим устройством, которое не пытается что-то продать вам, пока вы фотографируете.

Присмотревшись к устройству, мы видим набор аппаратных средств среднего и высокого уровня, а также новаторских и подражательных функций. К сожалению, нет ничего примечательного в цене, и должен признаться, это самое большое разочарование. Перечислим основные характеристики.

Аппаратные средства. Fire Phone оснащается 2,2-ГГц четырехъядерным процессором Snapdragon 800 среднего уровня, графическим процессором Adreno 330, 2-Гбайт оперативной памяти и запоминающим устройством на 32 или 64 Гбайт, в зависимости от модели. Расширить память с помощью карты microSD нельзя.

Экран. 4,7-дюймовый дисплей с разрешением 720 x 1280 (720p) также среднего уровня. Применяется ЖК-технология, а не более современная IPS/OLED.

Камеры. Формально характеристики задней камеры хороши: разрешение 13 Мп, функции многокадрового масштабирования сверхвысокого разрешения (HDR), автофокусировка, оптическая стабилизация изображения, 5-элементный широкоугольный объектив с максимальным значением диафрагмы f/2.0 и светодиодная вспышка. Разрешение передней камеры — 2,1 Мп. Каждая фотография бесплатно копируется в хранилище Amazon Cloud Drive. После этого вы ничего о них не услышите, потому что никто не пользуется службой Cloud Drive. Но, по крайней мере, у вас будут резервные копии.

Fire OS 3.5. Amazon предоставляет операционную систему на основе AOSP, именуемую Fire OS, со своими достоинствами и недостатками. Среди недостатков — непрерывные коммерческие предложения, поступающие, пока пользователь просматривает свой контент.

Amazon AppStore для Android. Магазин устройства, содержащий примерно 200 000 приложений, заметно уступает по ассортименту Google Play — почти 1 млн. программ, несовместимых с этим устройством. Даже у Windows Phone приложений больше. А если вам нужны программы Microsoft, то вам не повезло: они есть для настоящего Android, но лишь немногие слабые программы доступны на устройствах Amazon. К достоинствам следует отнести 1000 монет Amazon (равноценны 10 долл.), предоставляемых пользователям Fire Phone для приобретения программ, игр и покупок из приложений.

Dynamic Perspective. Эта функция выглядит привлекательно и она подлинно новаторская. Благодаря ей можно наклонить телефон или повернуть голову, чтобы показать изменения перспективы в похожем на 3D-виде на экране телефона. Неизвестно, насколько позитивным будет эффект — у некоторых людей начинается приступ морской болезни — но Amazon применяет его на экране блокировки, в программах и играх с погружением и во многих элементах пользовательского интерфейса операционной системы.

Firefly. Эта спорная функция превращает телефон во внешний интерфейс для интернет-магазина Amazon. Когда вы находитесь «в миру» — например, в магазине Best Buy или другом старомодном предприятии розничной торговли, которые теперь служат лишь витриной для Amazon — телефон можно использовать для определения реальных товаров, чтобы потом приобрести их в Amazon. Насколько важна эта функция для Fire Phone? Для нее выделена особая аппаратная кнопка. В конце концов, эта компания изобрела One Click.

Mayday. Данная функция позволяет связаться с техником, который поможет устранить любые неисправности телефона. На устройстве есть особая аппаратная кнопка для Mayday. Похоже, пользователям устройств Amazon часто требуется помощь.

Prime. Полагаю, вы знакомы со службой Prime компании Amazon (цена подписки 99 долл./год), которая предоставляет «бесплатную» доставку в течение двух дней многих товаров из магазина Amazon.com, а также некоторые цифровые услуги, в том числе доступ к видеороликам Instant Prime (заимствовано у Netflix) и Prime Music (имитация Pandora/Spotify/iTunes Radio). Покупатели Fire Phone получают услуги Prime бесплатно в течение года. Текущие подписчики могут бесплатно же продлить срок на 1 год.

«Экосистемы» Amazon. Конечно, Fire Phone обеспечивает интегрированный доступ к цифровым мультимедиа-экосистемам Amazon, в том числе электронным книгам Kindle, Amazon Music, Instant Video и аудиокнигам Audible. В каждом случае обеспечивается полная функциональность, в отличие от тех же служб на многих устройствах: X-Ray в Instant Video, Whispersync между Kindle и Audible, второй экран и периодическая поддержка Kindle. Сегодня полная функциональность доступна только на устройствах Amazon.

Комплект поставки. Вместе с устройством поставляются зарядное устройство с интерфейсом USB 2.0, подключаемое к настенной розетке (больше не поставляется вместе с планшетами и устройствами чтения электронных книг Amazon) и пара «незапутывающихся» наушников.

Аксессуары. Выбор аксессуаров скуден, но в конце концов Amazon будет продавать, по крайней мере, цветные футляры. Правда, их нельзя заказать заранее.

Брендинг. Следует отметить, что это первое мобильное устройство Amazon без имени Kindle. Вместо него используется бренд Fire, впервые появившийся в планшетах Kindle Fire.

Цена. Самое горькое разочарование. Цена Fire Phone – 199 долл. за модель на 32 Гбайт с двухлетним контрактом AT&T, или 299 долл. за модель на 64 Гбайт. Если вы предпочитаете несубсидируемое (но все равно привязанное к AT&T) устройство, то придется выложить изрядную сумму в 650/750 долл.

Оператор беспроводной связи. Если вы еще не догадались, то получить Fire Phone можно только для сетей AT&T Wireless. И только в США.

Не уверен, что буду рецензировать это устройство. Я попросил у компании экземпляр для тестирования, но в прошлом она игнорировала мои запросы, и, учитывая мое недавнее разочарование в выбранном ею направлении, вопрос остается открытым. Посмотрим, как будут развиваться события.