Интеграция Microsoft Lync Server 2013 и Microsoft Exchange Server 2013 значительно изменила существовавшую прежде картину. Прошли те времена, когда вы могли указать Lync на определенный сервер Unified Messaging, шлюз Public Switched Telephone Network (PSTN) или АТС и приказать ответить на все звонки, пришедшие на голосовую почту. .

Тема Unified Messaging в Exchange 2013 – одна из самых сложных. Сегодня я остановлюсь на двух ее аспектах:

  • архитектура Unified Messaging Exchange 2013;
  • поток вызовов Lync 2013 и Exchange 2013.

Архитектура Unified Messaging Exchange 2013

В Exchange 2013 изменился способ управления службами системы унифицированного обмена сообщениями, по сравнению с предыдущими версиями. Раньше использовалось пять отдельных ролей сервера: Client Access, Hub Transport, Unified Messaging, Mailbox и Edge Transport. Компания Microsoft заставила Exchange 2013 похудеть с пяти сразу до двух ролей: Client Access server и Mailbox server. Однако необходимые функции Unified Messaging Exchange 2013 по-прежнему на месте — они лишь установлены на разных серверах. Перечислим их:

  • служба Microsoft Exchange Unified Messaging Call Router;
  • служба Microsoft Exchange Unified Messaging;
  • Microsoft Exchange Unified Messaging Worker Process.

Сервер Client Access запускает службу Unified Messaging Call Router. Он отвечает за прием трафика с сервера Lync, когда голосовое сообщение предназначено для службы Unified Messaging.

Сервер почтовых ящиков запускает службу Unified Messaging и Unified Messaging Worker Process. Сервер почтовых ящиков отвечает и за прием media-трафика — а именно трафика протокола реального времени Real-Time Protocol (RTP) и безопасного протокола передачи данных в реальном времени Secure Real-Time Transport Protocol (SRTP) со шлюза VoIP, Session Border Controller (SBC) или PBX.

Поскольку сервер Client Access Exchange 2013 не принимает медиатрафик со шлюза VoIP, SBC, АТС или даже с сервера Lync (медиасервер Mediation может быть совмещен с внешним сервером), сервер клиентского доступа Client Access переадресовывает весь медиатрафик серверу почтовых ящиков конечного пользователя. Затем сервер почтовых ящиков принимает трафик непосредственно со шлюза VoIP, SBC, PBX или с сервера Lync.

Поток вызовов Lync 2013 и Exchange 2013

Поток вызовов Lync 2013 и Exchange 2013 уникален тем, что звонки для службы Unified Messaging теперь проходят через сервер клиентского доступа Exchange Client Access. Здесь предусмотрено варианта:

  1. Входящий вызов направляется через PSTN на сервер Lync Mediation, затем на внешний сервер Lync.
  2. Входящий вызов перемещается на внешний сервер Lync (Mediation сервер совмещается с внешним сервером) и маршрутизируется в соответствии с процессом маршрутизации вызова, называемым логикой входящей маршрутизации, на внешнем сервере Lync, и далее идет звонок клиенту Lync.
  3. Если конечный пользователь Lync не отвечает на звонок после определенного количества гудков, логика маршрутизации голосовой почты на внешнем сервере Lync определит, есть ли у пользователя Lync почтовый ящик Unified Messaging. Если это так, то Lync направит вызов на сервер клиентского доступа. Отмечу, что в Lync процесс маршрутизации не отвеченного вызова на голосовую почту эквивалентен маршруту Ring-No-Answer или Cover в некоторых телефонных АТС.
  4. Когда сервер клиентского доступа Client Access получает приглашение SIP от внешнего сервера Lync, служба Unified Messaging Call Router переадресовывает входящий вызов на сервер почтовых ящиков Exchange Mailbox. Трафик, который направляется к пользователю сервера Mailbox, – это медиа-трафик (RTP и SRTP). На приведенном рисунке показана схема прохождения вызовов.

 

Схема обработки вызовов
Рисунок. Схема обработки вызовов

Изменения маршрутизации сохраняют «свежесть продуктов»

Некоторых пользователей раздражают перемены, так как они хотят, чтобы в первую очередь не нарушались привычные процессы. Изменения в процессе маршрутизации голоса поначалу могут вызвать такие же чувства у администраторов, которые придают большое значение тому, чтобы процесс не был нарушен. Тем не менее, изменения не обязательно означают разрушение старого. Во многих случаях перемены оптимизируют налаженный процесс. Лично мне изменения в маршрутизации голоса кажутся интригующими. Процесс не был нарушен. Скорее, изменения были обусловлены волновым эффектом. Поскольку в Exchange 2013 сократилось количество ролей сервера, в Lync в период интеграции Lync и Exchange изменился и способ перенаправления вызовов на голосовую почту. Как подметил автор бестселлеров Пол Хаукен, «все взаимосвязано и ни одна вещь не изменяется сама по себе».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF