В статье «Самостоятельная бизнес-аналитика с SharePoint 2010», опубликованной в предыдущем номере журнала, мы рассматривали функции BI в SharePoint при локальном размещении. Теперь давайте перейдем к «облаку».

Windows Azure и Office 365 являются ключевыми элементами «облачной» стратегии Microsoft. Практически любое новое программное обеспечение компании сегодня принимает во внимание «облако», и гибридный режим выглядит реалистично и многообещающе.

Microsoft лидирует на рынке бизнес-аналитики: компания не просто разворачивает свой расположенный в «облаке» инструментарий Business Intelligence (BI), но и создает новые возможности и инструменты в «облаке». Эти инструменты могут быть в конечном итоге перенесены для использования в компаниях локально, но каков будет план – пока не ясно. Тем не менее, подход, ориентированный на «облако», уже реализуется.

«Облачная» стратегия BI у Microsoft называется Power BI; она основывается на двух базовых принципах.

  1. Самообслуживание BI. Первый принцип заключается в том, что пользователю желательно не зависеть от отдела ИТ при формировании отчетов и информационных панелей: это то, что мы называем BI с самообслуживанием. Мы увидим, что Microsoft Excel 2013 с Power Query, Power View, Power Map и Q&A – это универсальный инструмент и естественная среда для аналитика. «Власть народу» – это не просто лозунг.
  2. Совместное использование данных. Второй принцип заключается в улучшении совместной работы с данными. Power BI предоставляет пользователям каталог служб BI, где источники данных, модели данных и отчеты доступны с любого устройства, включая мобильные.

Business Intelligence по-старому

Процедуры для работы с BI существовали и до Power BI. Концептуально, если вы хотите создать информационную панель или даже простой отчет для анализа, необходимо сделать следующее:

  1. Найдите данные.
  2. Подготовьте их.
  3. Объедините данные (или установите связи между ними).
  4. Визуализируйте данные.
  5. Совместно используйте результаты вашей работы в команде или по всему предприятию.

Технически традиционный процесс BI идет в следующем направлении:

  1. Настройка извлечения, преобразования и загрузки (ETL) для извлечения данных, а также их обработки и перезагрузки.
  2. Настройка хранилища данных, содержащего (или нет) один из нескольких кубов данных.
  3. Создание отчетов и информационных панелей.
  4. Совместное использование отчетов и информационных панелей на веб-сайте.

Связанные с этими шагами инструменты, используемые в традиционном BI-мире Microsoft, показаны на рисунке 1.

 

Традиционные инструменты BI
Рисунок 1. Традиционные инструменты BI

Тем не менее, в новой модели BI с самообслуживанием в «облаке» Excel 2013 является центром вселенной Power BI, благодаря бесплатным надстройкам Power Query, Power Pivot, Power View и Power map. Рисунки 2 и 3 иллюстрируют процесс Power BI, а также соответствие Power BI традиционному BI-подходу.

 

Процесс Power BI
Рисунок 2. Процесс Power BI

 

Power BI и традиционные инструменты
Рисунок 3. Power BI и традиционные инструменты

В основном Excel 2013 предоставляет ETL с Power Query, хранилище данных и куб создаются в памяти с Power Pivot, а отчеты формируются с Power View или Power Map (дополнение, больше ориентированное на «описание данных»).

Office365 привносит конструктивный элемент совместного использования с сайтами Power BI, предоставляя публикацию отчетов и галерею динамических и достоверных наборов данных; наборы данных могут использоваться совместно с Power Query. Критически важным в большинстве сценариев BI является то, что данные из локального расположения могут коллективно (и безопасно) использоваться через Data Management Gateway, а также процесс обновления данных.

Внимательные читатели заметят шаг search на рисунке 3. На самом деле пользователи должны иметь возможность осуществлять поиск среди наборов данных через сеть или по предприятию (предоставляется Power Query), а также задавать вопросы на естественном языке. Это роль нового инструмента, Q & A.

Следует отметить, что надстройки Excel требуют версии Professional Plus Office 2013; однако Power Query и Power Pivot также поддерживаются в Excel 2010.

Все эти инструменты современны и чрезвычайно действенны, но важно определить, кто из них что делает.

Игроки Power BI

Чтобы получить ясное представление о Power BI, важно понять, кто в нем заинтересован, от создателя до пользователей и отдела ИТ. Перечислим заинтересованных в Power BI лиц.

  • Создатель отчета и информационной панели – обычно это аналитик, опытный пользователь или консультант BI; используют Power Query, Power Pivot и Power View.
  • Ответственный за данные (data steward) – новая роль, обычно это сотрудник, разбирающийся во всех запросах и результатах, относящихся к данным. Такой специалист определяет данные и делится ими с соответствующими пользователями.
  • Конечный пользователь – визуализирует отчеты, анализирует данные (детально), создает запросы и деловые решения.
  • ИТ-отдел – управляет инфраструктурой («облаком» или гибридным решением). Роль ИТ-отдела по-прежнему очень важна, особенно когда традиционная бизнес-аналитика сочетается с самообслуживанием в BI. Например, локальные хранилища данных могут использоваться как источники данных для Power BI в «облаке». В реальных сценариях источники данных из локального расположения – почти всегда часть общей картины.

Power Query

Power Query – это бесплатная надстройка в Excel 2013, которая предоставляется создателям информационной панели и отчетов для поиска данных, находящихся вне или внутри предприятия (таблицы в html на веб-сайтах, рынки данных, хранилища данных, социальные сети, базы данных, веб-службы, сообщения), см. экран 1. Наборы данных могут быть созданы из большого многообразия источников данных в Power Query, см. экран 2.

 

Работа с?Power?Query
Экран 1. Работа с? Power?Query

 

Создание отчета с Power Query
Экран 2. Создание отчета с Power Query

Пользователи могут легко преобразовывать данные (объединять их, подготавливать — см. экран 3). Кроме того, пользователи могут создавать производные поля, новые наборы данных и делиться ими, см. экран 4.

 

Преобразование данных
Экран 3. Преобразование данных

 

Создание новых данных
Экран 4. Создание новых данных

PowerPivot и Data Model

Когда наборы данных (потенциально из различных источников) сформированы, они могут быть объединены в новой модели данных (процессор данных Excel) с Power Pivot, другой надстройкой Excel 2013 (см. экран 5).

 

Power Pivot
Экран 5. Power Pivot

Новые вычисляемые столбцы и сложные операции, такие как YTD, KPIS и многие другие, могут быть определены в Excel на языке под названием DAX (Data Analysis Expression). Данные в Power Pivot фактически загружаются и сжимаются в высокопроизводительную базу данных «в памяти»; манипуляции с данными (например, их фильтрация и сортировка) производятся невероятно быстро, даже если вы имеете дело с миллионами строк. Power Pivot доступен, начиная с Excel 2010.

Мы вернемся к функциям Power Pivot в одной из следующих статей, но для нетерпеливых читателей замечу, что сохраненные оперативные модели данных Power Pivot будут прозрачно загружаться в службу SQL Server Analysis Service (SSAS), предоставляемую Microsoft. Модели данных в Excel могут применяться для создания сводных таблиц, хорошо знакомых бизнес-пользователям. Что изменилось? То, что сводные таблицы могут работать со связанными таблицами: больше не нужно задействовать функцию просмотра.

Power View и Power Map: визуализация данных

Модели данных дают возможность генерировать интересно оформленные и интерактивные отчеты. И все это благодаря двум инструментам: Power View и Power Map.

С помощью Power View вы можете создавать слайды и высокоинтерактивные отчеты. Поскольку большая часть данных BI обычно содержит различные виды географической информации, Power View может показывать данные на картах. Power View уже являлся частью SharePoint 2010 Enterprise (в локальной установке). Сегодня отчеты Power View могут создаваться в Excel 2013 и отображаться как рабочие листы (см. экран 6).

 

Отчеты Power View
Экран 6. Отчеты Power View

Предыдущие версии Power View требовали наличия Microsoft Silverlight на рабочей станции, и это было досадным ограничением для пользователей, работавших с устройствами Apple iPads и Android. Теперь версия Power BI может быть представлена в Silverlight или HTML 5, что открывает путь к любой платформе, включая мобильные устройства (но не ограничиваясь ими).

Что касается мобильных устройств, то приложение Power BI для Windows 8, Windows 8.1, а также Windows RT доступно в Windows Store. Оно предоставляет усовершенствованный интерфейс пользователя по сравнению с рендерингом по умолчанию HTML 5.

С помощью компонента Power Map (см. экран 7) вы можете с легкостью создавать анимационные изображения и отчеты с временной ориентацией, используя трехмерную визуализацию. Надстройка Power Map пригодится при создании презентаций, где используются данные, которые нужно наносить на карту. Видеоролики, которые вы создадите, могут совместно использоваться командой предприятия. Анимированные изображения в Power Map могут быть представлены в веб-режиме. По-прежнему на клиентских рабочих станциях требуется Excel 2013, за исключением анимационных картинок с записью в видеофайлы, которые можно совместно использовать в библиотеках документов SharePoint.

 

Power Map
Экран 7. Power Map

Office 365 и SharePoint Online: коллективная работа, управление, ответы на вопросы

После того, как наши отчеты (включая модели данных) будут созданы, мы сможем делиться ими в обычных библиотеках SharePoint в Office 365 (см. экран 8).

 

Отчеты в библиотеках SharePoint в Office 365
Экран 8. Отчеты в библиотеках SharePoint в Office 365

Соответствующая модель данных прозрачно встраивается в файл Excel. Даже если максимальный размер файла ограничен 2 Гбайт в SharePoint, рабочие книги PowerBI, превышающие 250 Мбайт, не могут отображаться в браузере (они по-прежнему загружаются в Excel 2013).

Когда пользователи взаимодействуют с рабочими книгами Excel, содержащими модели данных, данные автоматически и прозрачно загружаются в табличную модель SQL Server Analysis Services на серверной части баз данных, и отчеты могут воспроизводиться на сервере: Power View или Excel Services.

Точно такой же механизм применяется при совместном использовании данных типов рабочих книг в SharePoint 2013 Enterprise в локальном расположении. Однако в «облаке» Microsoft также управляет экземпляром Analysis Services.

Если размер рабочей книги превышает 250 Мбайт, она загружается в расширенном клиенте Excel 2013 и не будет представлена в веб-режиме с сервера.

Приложение SharePoint Power BI App (см. рисунок 4) может быть представлено на сайтах SharePoint. Оно создает сайт Power BI, где могут быть представлены и запрошены хранящиеся в библиотеках документов отчеты. Щелкая на приложении, мы получаем представленные отчеты (см. экран 9).

 

SharePoint Power BI App
Рисунок 4. SharePoint Power BI App

 

Отчеты SharePoint Power BI App
Экран 9. Отчеты SharePoint Power BI App

Более подробно приложение SharePoint Power BI мы рассмотрим в следующей статье. Кстати, приложение запускается в Windows Azure и базируется на новой архитектуре SharePoint 2013.

Другая интересная функция, которую обеспечивает приложение Power BI – это возможность запрашивать модели данных на естественном языке. Новая функция называется Q&A. Технология Q&A основана на концепции гибкой семантической обработки. Пользователю не нужно досконально знать структуру модели данных и названия столбцов: кто-либо может напечатать запрос в очень простом текстовом окне поиска, как показано на экране 10.

 

Запрос для Q & A
Экран 10. Запрос для Q & A

Q&A возвращает данные в различных форматах на основе типа результатов. Например, если результат поиска содержит ссылку на местность (географическую информацию), пользователь, вероятно, сможет визуализировать результат на карте. Теперь об опечатках. Экран 11 иллюстрирует типы отчетов, которые может возвращать наш запрос, в результате простого запроса (с двумя опечатками): number of gold medals by country in athletic betwee 1980 and 2000 year by year.

 

Ответ на запрос с опечатками
Экран 11. Ответ на запрос с опечатками

На момент написания статьи поддерживается только английский язык; о поддержке других языков будет объявлено дополнительно. Запросы могут быть представлены и повторно использованы на всем предприятии (см. экран 12).

 

Повторное использование запроса
Экран 12. Повторное использование запроса

Office 365 поставляется с новой консолью администрирования BI под названием Power BI Admin center (см. экран 13), где мы можем с легкостью управлять соединениями с локальными источниками данных.

 

Power BI Admin center
Экран 13. Power BI Admin center

На самом деле потрясающее свойство Power BI – это возможность безопасно подключаться к локально расположенным источникам данных в Office 365. Предоставляется данная функция службой шлюза управления данными Data Management Gateway Office 365 и Azure.

Microsoft Data Management Gateway – это агент, осуществляющий безопасный доступ к «облаку» локально расположенных источников данных внутри организации, который извлекает данные из локальных источников данных OData. В первой версии поддерживаются только SQL Server и источники данных Oracle.

Агенты могут устанавливаться локально и регистрироваться Data Management Gateway Services в «облаке». Настроить эту операцию очень просто. До 200 агентов могут быть определены для одного абонента Office 365.

Когда определен шлюз управления данными на локальном компьютере, один или несколько источников данных (см. экраны 14 и 15) могут определяться и управляться через шлюз.

 

Определение источника данных
Экран 14. Определение источника данных

 

Управление источником данных
Экран 15. Управление источником данных

Когда источники данных, доступные через шлюз управления данными, определены, они могут использоваться или добавляться к модели данных, как и любой другой набор данных (см. экран 16).

 

Добавление источника данных к модели данных
Экран 16. Добавление источника данных к модели данных

Обновление данных работает исключительно хорошо. Это означает, что если в рабочей книге Excel выбираются данные из внешнего источника данных (данные берутся из списка SharePoint, с веб-служб, из «облака» или локальных баз данных, что проиллюстрировано набором данных Customers на экране 16), и если исходные данные изменены, это отразится в рабочей книге. Более подробно я опишу процесс обновления данных в следующей статье.

Мощные средства бизнес-аналитики

Инструментарий Power BI (Power Query, Power View, Power Pivot и Q&A) меня поразил. Разработчики Microsoft сделали процесс BI и инструменты очень понятными для опытных пользователей, BI-аналитиков и специалистов ИТ-отделов. Позволяя любому пользователю делать запрос к модели данных, Q&A реализует семантический поиск.

Несмотря на то, что весь инструментарий эффективен и прост в применении, BI с самообслуживанием все еще нуждается в строгой организации – ответственный за данные будет играть ключевую роль в общей картине.

Уникальное свойство Power BI – это возможность безопасно смешивать данные в «облаке» и данные из локальных источников (с обновлением данных) благодаря новой службе шлюза управления данными Data Management Gateway Service. В следующей статье я подробно расскажу о том, что Microsoft серьезно подходит к вопросу безопасности: учетные данные полностью зашифрованы и вместе с тем ими легко управлять. В плане административного управления SharePoint этот момент должен учитываться.

С появлением Power BI «облачно» ориентированный подход, развиваемый Microsoft, стал реальностью. Хотя PowerView и PowerPivot доступны локально, Office 365 по-прежнему необходим; компонент Q&A также доступен только в Office 365. На момент написания статьи Office 365 предоставляет новую особую подписку на BI (от 20 до 52 долл. за пользователя). Вы можете бесплатно протестировать Power BI для Office 365 на веб-сайте Microsoft. В одной из следующих статей мы рассмотрим эти инструменты более подробно.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF