.

В рамках данного подхода формируется среда, в которой можно создавать, предоставлять общий доступ и совместно работать над специфическими наборами бизнес-отчетов, запросов и аналитики с минимальным вмешательством со стороны ИТ-специалиста. В самостоятельной бизнес-аналитике сочетаются три компонента BI-стека:

  • Microsoft SQL Server 2008 R2 с ядром реляционной базы данных, службами SQL Server Analysis Services (SSAS) с кубами, Reporting Services (SSRS) и службами Integration Services (SSIS);
  • Microsoft Office 2010 (в том числе Microsoft Excel и Visio);
  • SharePoint 2010.

Опытные пользователи SharePoint 2010 могут не только создавать панели мониторинга и делиться ими. Они еще могут совместно работать с BI-документами (обычно панелями мониторинга) благодаря новым функциям сообщества (например, тегам) и совместного редактирования. Более того, с помощью нового Microsoft FAST Search Server 2010 пользователи SharePoint могут находить документы на основе BI-критериев.

SharePoint 2010 предоставляет индикаторы состояния, веб-части диаграмм, службы PerformancePoint, Visio и Excel. Обратите внимание, что на большинство BI-компонентов SharePoint 2010 требуется лицензия SharePoint 2010 Enterprise. Также важна интеграция SQL Server PowerPivot для SharePoint и SharePoint со службами SSRS.

Индикаторы состояния

Индикаторы состояния (известные как ключевые показатели эффективности — KPI) показывают, как реальная производительность соотносится с целевыми показателями. С помощью хорошего индикатора состояния можно выяснить, не прибегая к вычислениям, насколько результаты соответствуют цели. В SharePoint 2010 можно применить индикаторы состояния, подготовив список состояний SharePoint, как показано на экране 1.

 

Список состояний
Экран 1. Список состояний

Каждый элемент списка состояний определяет один KPI, который может основываться на данных из разнообразных источников: рабочей книги Excel, службы SSAS, данных списка SharePoint или информации, вводимой вручную. Например, на экране 2 показано, каким образом KPI продаж в Бельгии основывается на листе Excel (экран 3). Этот лист содержит данные о продажах в разных странах, он хранится в библиотеке документов SharePoint. Как показано на экране 2, каждая строка листа (например, Belgium) используется в качестве KPI (например, продаж в Бельгии). Значение KPI основывается на столбце Sales («Продажи»), а целевой показатель основывается на столбце Goal.

 

Определение KPI на основе электронной таблицы Excel
Экран 2. Определение KPI на основе электронной таблицы Excel

 

Электронная таблица Excel, которая определяет показатели KPI
Экран 3. Электронная таблица Excel, которая определяет показатели KPI

Любые изменения исходных данных в электронной таблице отражаются в списке состояний. При необходимости каждый KPI можно показать отдельно на странице SharePoint как часть панели мониторинга.

Веб-части диаграммы

Веб-части диаграммы — готовые веб-части SharePoint 2010, с помощью которых можно наглядно показать данные на диаграммах (рисунок 1). Веб-части диаграммы могут извлекать данные из другой веб-части, из списков SharePoint, из других программ, отличных от SharePoint (через службы Business Connectivity Services), или из службы Excel. Веб-части обеспечивают большое разнообразие типов диаграмм, как показано на рисунке 2.

 

Использование веб-части диаграммы
Рисунок 1. Использование веб-части диаграммы

 

Веб-части диаграммы
Рисунок 2. Веб-части диаграммы

Веб-части легко настраиваются на конкретное применение благодаря многочисленным свойствам. Как и другие компоненты SharePoint, веб-часть диаграммы может использоваться как элемент панели мониторинга.

PerformancePoint Services

SharePoint 2010 PerformancePoint Services — мощный инструмент для создания панелей мониторинга для контроля и анализа работы, как показано на экране 4. В Microsoft Office SharePoint Server 2007 (MOSS) PerformancePoint был отдельным инструментом. Теперь он полностью интегрирован в SharePoint 2010 Server. Действительно, как многие службы SharePoint 2010, PerformancePoint — приложение-служба и потому ее масштабируемая и надежная архитектура обеспечивает возможность балансировки нагрузки и удобство управления. Кроме того, для внутренних операций PerformancePoint используются артефакты SharePoint (типы списков и контента SharePoint).

 

Панель мониторинга, созданная с?использованием PerformancePoint
Экран 4. Панель мониторинга, созданная с?использованием PerformancePoint

Создание панели мониторинга PerformancePoint упрощается, когда применяется клиентский инструмент Dashboard Designer с расширенными возможностями, приложение ClickOnce, безопасно устанавливаемое с сайта SharePoint. Каждый объект, создаваемый в Dashboard Designer, хранится в списках SharePoint. Широко распространенный (но не обязательный) подход — создание сайта SharePoint на основе шаблона SharePoint Business Intelligence Center. При этом автоматически формируются необходимые списки PerformancePoint.

Первый тип объекта PerformancePoint, именуемый объектом Data Connections, как показано на экране 5, — подключение к источнику данных, из которого нужно получить данные. Объект этого типа хранится в библиотеке документов. Данные можно извлечь из многомерного источника данных (например, SSAS) или из источника табличных данных (например, книги Excel, таблицы SQL Server, списка SharePoint). Использование многомерного источника данных — единственный способ получить какую-нибудь функциональность для детализации, но при этом требуются специальные навыки, поскольку необходимо создать куб SSAS и управлять им.

 

Объекты PerformancePoint Data Connection
Экран 5. Объекты PerformancePoint Data Connection

Второй тип объектов — объекты PerformancePoint Content, они представлены шестью разновидностями, как показано на экране 6:

  • KPI;
  • Фильтр;
  • Отчет;
  • Панель мониторинга;
  • Индикатор;
  • Система показателей.

 

Объекты PerformancePoint Content
Экран 6. Объекты PerformancePoint Content

Помните, что система показателей — набор KPI, а панель мониторинга может состоять из отчетов, систем показателей, фильтров и страниц SharePoint. Предположим, нам нужно создать систему показателей, как на экране 7. Она показывает, достигнуты ли целевые значения продаж определенными продавцами. Чтобы создать эту систему показателей, обычно необходимо сначала определить объект KPI, см. экран 8.

 

Создание системы показателей
Экран 7. Создание системы показателей

 

Определение объекта KPI
Экран 8. Определение объекта KPI

После того, как объект KPI определен, необходимо создать объект Scorecard (система показателей) на основе этого KPI, как показано на экране 9. Для публикации системы показателей нужно создать объект Dashboard (панель мониторинга), как показано на экране 10. Затем можно разместить панель мониторинга в SharePoint, и продажи отображаются в виде, представленном на экране 7.

 

Определение объекта Scorecard
Экран 9. Определение объекта Scorecard

 

Определение объекта Dashboard
Экран 10. Определение объекта Dashboard

Можно добавить на панель мониторинга другие объекты, такие как объект Filter («Фильтр»), содержащий список финансовых лет, по которым следует фильтровать нашу систему показателей. На экране 11 показан этот тип объектов (см. красные стрелки).

 

Создание объекта Filter
Экран 11. Создание объекта Filter

Еще один распространенный объект — Report («Отчет»), как показано на экране 12. С помощью этого объекта можно разместить отчет (SalesReport) на панели мониторинга и соединить его с фильтром, как показано на экране 13. При развертывании SharePoint панель мониторинга выглядит примерно так, как показано на экране 14. Обратите внимание, что щелкнув отчет на панели мониторинга правой кнопкой мыши, можно получить доступ к разнообразным функциям обработки (экран 15).

 

Создание объекта Report
Экран 12. Создание объекта Report

 

Добавление объекта отчета к панели мониторинга
Экран 13. Добавление объекта отчета к панели мониторинга

 

Вид панели мониторинга при развертывании SharePoint
Экран 14. Вид панели мониторинга при развертывании SharePoint

 

Функции обработки
Экран 15. Функции обработки

Например, выбирая Report Type («Тип отчета»), Bar Chart («Линейчатая диаграмма»), вы получите диаграмму, показанную на экране 16.

 

Система показателей слева, объект отчета справа (режим линейчатой диаграммы)
Экран 16. Система показателей слева, объект отчета справа (режим линейчатой диаграммы)

Благодаря таким диаграммам становится возможным более глубокий анализ. Например, если щелкнуть правой кнопкой мыши одну из линеек, соответствующих поставщику, можно увидеть дерево декомпозиции (экран 17), которое позволяет анализировать данные по нескольким осям (то есть измерениям) куба. Дерево декомпозиции доступно, только если источник данных основан на кубе SSAS.

 

Дерево декомпозиции
Экран 17. Дерево декомпозиции

SSRS 2008

SSRS 2008 — не технология SharePoint, но отлично взаимодействует с этим инструментом. Разработчики могут создавать отчеты в среде Microsoft Visual Studio, а опытные пользователи — в Report Builder 3.0; эти отчеты можно публиковать в библиотеке отчетов SharePoint (экран 18).

 

Объекты SSRS, опубликованные в библиотеке документов SharePoint
Экран 18. Объекты SSRS, опубликованные в библиотеке документов SharePoint

В библиотеке отчетов пользователи могут щелкнуть и показать отчет в отдельном окне (см. экран 19), распечатать или экспортировать отчет в другой формат (например, PDF, Excel, Microsoft Word) или даже подписаться на отчеты. Отчеты также можно отображать в веб-части SharePoint.

 

Отчет SSRS, отображаемый в SharePoint 2010
Экран 19. Отчет SSRS, отображаемый в SharePoint 2010

Службы Visio

Visio — приложение-служба SharePoint, с помощью которой пользователи могут обмениваться диаграммами Visio в веб-формате. Службы Visio могут исполнять BI-роль, наполняя «сырые» данные некоторым смыслом. Действительно, формы в диаграмме Visio можно привязать к данным из различных источников. Например, на диаграмме рисунка 3 показаны слоты аэропорта. Эту диаграмму можно привязать к ODBC, списку SharePoint Microsoft Access, данным Excel или SQL Server.

 

Диаграмма Visio 2010
Рисунок 3. Диаграмма Visio 2010

Если формы привязаны к данным, то получается диаграмма, показанная на рисунке 4, которую можно опубликовать и предоставить для совместного доступа в SharePoint. Если диаграмма открыта для совместного доступа в SharePoint, пользователи по-прежнему могут взаимодействовать с различными формами и визуализировать связанные данные, как показано на рисунке 5.

 

Диаграмма Visio 2010 с формами, привязанными к данным
Рисунок 4. Диаграмма Visio 2010 с формами, привязанными к данным

 

Диаграмма Visio 2010, опубликованная в? SharePoint
Рисунок 5. Диаграмма Visio 2010, опубликованная в? SharePoint

Службы Excel

Службы Excel — еще одно приложение-служба SharePoint, чрезвычайно важное для бизнес-аналитики SharePoint. Вы можете использовать Excel 2010 и службы Excel наряду с веб-частью Excel Web Access для создания панелей мониторинга на основе браузера. Службы PerformancePoint также могут использовать книги служб Excel в качестве источника данных.

Важно учитывать, что Excel 2010 (клиент с расширенными возможностями) — мощный инструмент бизнес-аналитики, который можно применять в SharePoint 2010 для реализации принципа «одного варианта истины». На экране 20 показан пример чистой электронной таблицы Excel 2010 (на основе сводной таблицы), которую можно использовать как панель мониторинга и с ее помощью организовать совместный доступ в SharePoint.

 

Книга Excel, опубликованная в SharePoint и?используемая как панель мониторинга
Экран 20. Книга Excel, опубликованная в SharePoint и?используемая как панель мониторинга

Срезы — новая технология фильтрации Excel 2010, которую можно привязать к сводным таблицам и использовать в SharePoint 2010 при публикации книги. Пример — срезы Ship Province («Регион отгрузки»).

На экране 21 показаны другие интересные инструменты BI, такие как спарклайны, показывающие значения трендов (см. столбец Cost Trend — тенденция изменения стоимости) и KPI (см. столбец Stock Level — уровень складских запасов). Вы можете создавать показатели KPI в Excel 2010, добавляя правила форматирования.

 

Спарклайны и показатели KPI в Excel 2010
Экран 21. Спарклайны и показатели KPI в Excel 2010

PowerPivot

PowerPivot — технология SQL Server, обеспечивающая обработку огромного количества данных в Excel 2010 и SharePoint 2010. Начиная с Excel 2007, размер сетки увеличился с 65 000 строк до более миллиона строк. Однако в бизнес-аналитике часто приходится работать с большим количеством данных из различных источников, и Excel традиционно не располагает функциями для таких целей. В подобных случаях нужна технология PowerPivot. PowerPivot выпускается как надстройка для Excel 2010 и SharePoint 2010.

Надстройка Excel позволяет проектировать и создавать базу данных в оперативной памяти, в которой таблицы, созданные из многих источников данных, связаны реляционным способом. PowerPivot, с помощью размещенного в памяти ядра и эффективных алгоритмов сжатия, очень быстро обрабатывает даже огромные массивы данных: на миллионы строк затрачивается примерно столько же времени, сколько потребовалось бы на несколько сотен строк.

Используя PowerPivot, вы можете применить навыки работы с Excel для создания более мощных сводных таблиц. Когда книга Excel (с использованием источника PowerPivot) готова, ее можно развернуть в SharePoint 2010, как обычную книгу.

После установки на сервере можно управлять PowerPivot для SharePoint 2010 как приложением-службой. Книги можно развертывать в любой библиотеке документов SharePoint. Однако библиотека нового вида, именуемая коллекцией PowerPivot, спроектирована так, чтобы выделить вашу книгу и позволить пользователям препарировать данные в браузере, не загружая и не открывая книгу в Excel. Коллекция PowerPivot показана на экране 22.

 

Книга, опубликованная в коллекции PowerPivot
Экран 22. Книга, опубликованная в коллекции PowerPivot

Новый напоминающий Excel язык, именуемый Data Analysis Expressions (DAX — по аналогии с Multidimensional Expressions, MDX), позволяет манипулировать данными PowerPivot. Формулы DAX отличаются от формул Excel тем, что функции DAX работают с таблицами и столбцами, а не диапазонами.

PowerPivot также усовершенствован за счет поддержки:

  • иерархий;
  • диаграмм;
  • разделов;
  • области вычислений;
  • моделей, которые можно определить в PowerPivot (в книге Excel) и повторно использовать в службе SSAS;
  • детализации;
  • мер, которые можно использовать, чтобы определить KPI.

Новые возможности бизнес-аналитики SharePoint с SQL Server 2012

Усовершенствована интеграция SSRS 2012 с SharePoint 2010. Теперь SSRS предоставляется как приложение-служба SharePoint, что приводит к повышению производительности, масштабируемости (через балансировку нагрузки) и проверке подлинности на основе утверждений.

Новая функция уведомления, Self-Service Alerting, позволяет пользователям назначать правила отправки уведомлений, чтобы узнавать об изменениях данных отчета. Служба уведомления доступна только в версии SharePoint 2010 Enterprise.

Новый инструмент Power View (ранее известный под условным названием Crescent) позволяет без труда проектировать сложные и интерактивные отчеты. Power View — приложение Microsoft Silverlight, которое выполняется в браузере и работает с новой унифицированной моделью, именуемой BI Semantic Model (BISM). Однако в первом выпуске Power View отсутствует возможность читать многомерные источники данных (это очень хорошо получается в PerformancePoint).

SharePoint — мощная платформа бизнес-аналитики

Очевидно, что SharePoint 2010 — ключевая платформа, в которой реализована философия самостоятельной бизнес-аналитики Microsoft. Конечные пользователи могут применять привычные инструменты для веб-разработок, не составляя ни единой строки программного кода и не полагаясь на помощь ИТ-специалистов. Благодаря самостоятельной бизнес-аналитике им не приходится тратить дни, недели или месяцы на ожидание отчета, только чтобы обнаружить, что ключевые функции отсутствуют или потеряли актуальность. Наличие у работников из сферы бизнеса инструментария, позволяющего получить быстрые ответы в нужный момент, может оказать заметное влияние на качество принимаемых решений внутри компании.

И все же не следует недооценивать усилия, необходимые для внедрения информационной дисциплины при извлечении, преобразовании и загрузке данных. Это набор процессов, обеспечивающих получение данных из множества баз данных, приложений и систем; соответствующие преобразования; загрузка в целевые системы, в том числе хранилища данных, киоски данных и аналитические приложения. Во многих ситуациях группам бизнес-аналитики по-прежнему приходится предоставлять кубы для многомерного анализа, как в случае с деревом декомпозиции PerformancePoint.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF