. Результаты оказались неожиданными и прямо-таки ошеломляющими: Microsoft сообщила о получении чистого дохода в сумме 6,06 млрд. долл. от рекордных поступлений, составляющих 20,4 млрд. долл. И тот факт, что компания добилась таких результатов на фоне сильнейшего спада во всей истории индустрии персональных компьютеров, свидетельствует как о широком диапазоне интересов корпорации, так и об успехе осуществляемых сегодня преобразований профильных направлений ее деятельности.

Во многих материалах, приведенных представителями Microsoft в упомянутом пресс-релизе, в ходе телефонной конференции по доходам и в других материалах, упор делался на концепцию, которую я называю «маркетингом темпа продвижения» (momentum marketing). Как правило, такие сведения меня не очень интересуют; мой опыт свидетельствует о том, что если представители Microsoft говорят о темпе продвижения, это значит, что им особо нечего сказать.

Но когда речь заходит о квартальных финансовых отчетах, в особенности о том, который мы рассматриваем сейчас, темп продвижения продуктов действительно имеет значение. А причина в том, что Microsoft переживает период преобразований.

Как вы знаете, новый облик Microsoft характеризуют два момента: устройства и службы (услуги). Термин «устройства» относится к устройствам, производимым Microsoft, — конечно, речь идет о небольшом модельном ряде, включающем планшет Surface, а также консоль Xbox. Но, кроме того, данный термин опосредованно относится к растущей и разноплановой линейке неоднородных устройств (функционирующих главным образом в средах Android и Apple iOS), которые Microsoft поддерживает, создавая для них мобильные приложения.

Термин «услуги» тоже имеет два значения: онлайн-службы, такие, как поисковая система Bing (они являются автономными службами, не имеющими альтернативы среди программных средств, устанавливаемых и управляемых внутри организации), и службы, которые, по моему убеждению, символизируют будущее Microsoft: ее традиционные «локальные» клиент-серверные продукты, пережившие второе рождение в ипостаси онлайн-служб.

Когда речь заходит о серверных продуктах, идея перехода просматривается безо всякого труда: Exchange, SharePoint и Lync могут (по крайней мере, теоретически) располагаться в «облаке» с такой же легкостью, как в центре обработки данных вашей компании или в центре обработки данных вашего партнера. А в случае с клиентами специалистам Microsoft по-прежнему приходится размещать на компьютерах и на устройствах небольшие фрагменты кода.

Но кое-что уже изменилось (к примеру, в таких продуктах, как Windows и Office), и перемена заключается в том, как именно развертываются упомянутые фрагменты кода, а также как они будут обслуживаться в дальнейшем. Это осуществляется (как и в случае с онлайн-службами) с помощью более компактных модулей коррекции, которые, соответственно, применяются чаще, чем раньше.

Недавно я писал об этом переходе в статье «Windows 8 Blue и перестройка в Microsoft» (опубликованной в предыдущем номере журнала), где представил данный процесс в общих чертах, а также рассмотрел, каким образом система Windows 8 будет обновляться в дальнейшем. Сейчас же я хотел бы оценить другие линейки продуктов Microsoft, упомянутые в отчетах о доходах корпорации, проанализировать, насколько она преуспела в модернизации этих продуктов с тем, чтобы они соответствовали новым задачам, и высказать свои соображения относительно того, на что вам следует обратить внимание в процессе усовершенствования собственных платформ.

Office: важнейший продукт Microsoft

Важнейшее решение Microsoft — это не Windows, а комплект программ Office. В первом квартале подразделение Microsoft Business Division начало производство продукта, которое в корпорации именуется «the new Office» или Office 2013. Это первая версия офисного комплекта, в которой реализована технология «нажми и работай» (Click to Run); она дает возможность развертывать и обслуживать программное обеспечение как онлайн-службу.

По внешнему виду и по механизму функционирования новый Office во многом напоминает предыдущую версию, так что расходы на подготовку персонала будут минимальны; на диске продукт фактически неотличим от своего предшественника. Новый Office можно развертывать по-старому (на рынке все еще представлены традиционные установщики на базе MSI), но тем, кто хочет двигаться вперед, предстоит еще многому научиться.

Впрочем, у вас есть все основания для оптимистичного взгляда на вещи. В наши дни разговоры о Microsoft в основном сводятся к обсуждению особенностей Windows 8, однако появление нового офисного комплекта символизирует не меньший прорыв, нежели выпуск Windows 8. Но в данном случае все важные новации реализованы в сфере инфраструктуры. Исторический подход «лучше вместе» (better together), воплощенный разработчиками Microsoft, проявляется в ситуациях, когда организации развертывают новые серверы Office — Exchange, SharePoint и Lync 2013 — либо в локальном варианте, либо в средах сторонних подрядчиков наряду с продуктами Office 2013. С точки зрения пользователей интеграция упомянутых продуктов — включая такие упрощающие жизнь особенности, как привязка библиотек документов на базе SharePoint к приложениям, где они будут по умолчанию сохраняться и открываться, — сулит огромные преимущества.

При этом надо отметить, что размещение Office в среде стороннего подрядчика — весьма перспективное решение. Каждый четвертый клиент Microsoft уровня предприятия сегодня использует Office 365 в том или ином качестве, и этот бизнес ежегодно приносит порядка 1 млрд. долл. дохода. С выходом в свет нового поколения продуктов Office арендуемые версии программ будут часто обновляться.

Этот курс на превращение комплекта Office в службу отличается глубиной, а планы подразделения, намеревающегося модернизировать продукты ежеквартально, как в случае с Office 365, весьма основательны. Пришло время поразмышлять о том, следует ли (и если да, то когда) замещать локальные серверы Office компании локальными службами.

Системы Server: включая Windows Azure

В зону ответственности подразделения Server and Tools корпорации Microsoft входят не только продукты Windows Server, но и SQL Server, System Center и постоянно набирающее обороты направление Azure. Так же, как и в случае с набором Office, процесс перехода на «облачное» размещение в самом разгаре, и в первом квартале 2013 года Microsoft наряду с новой версией пакета Office 365 выпустила решение Windows Azure Active Directory. Как утверждают представители Microsoft, в настоящее время корпорация является единственным поставщиком «облачных» услуг, который может предложить клиентам всеобъемлющее гибридное «облачное» решение, обеспечивающее интеграцию существующей ИТ-инфраструктуры со всеми достоинствами общедоступного облака».

С другой стороны, надо отметить, что преобразования в сфере инфраструктуры не происходят быстро. На протяжении последнего десятилетия мы были свидетелями постоянно растущего объема проводимых Microsoft мероприятий по поддержке жизненного цикла как клиентских, так и серверных продуктов, а также стечения таких тенденций, как недоверие к «облаку» — прежде всего к общедоступному «облаку» — и довольно планомерный и внушительный рост качества и функциональности продуктов Microsoft, в первую очередь, семейства Windows Server.

Сейчас, когда платформа Windows Azure начинает предоставлять полный спектр услуг, у нас появляется возможность давать лишь первые оценки. Только в течение прошлого года специалисты Microsoft оснастили Azure пятьюдесятью новыми службами, а служба Windows Azure Infrastructure Services стала достоянием широкой публики в апреле нынешнего года.

Для большинства компаний наибольшие выгоды сулит такой порядок переноса компонентов в «облако»: сначала — средства обработки почтовых сообщений и инфраструктуры передачи данных (Office 365), а затем — средства управления компьютерами и устройствами (System Center/Intune) или инфраструктура управления учетными данными, хранением данных и другие подобные инфраструктурные решения (Windows Server/Azure).

Windows: ясности меньше, чем в Office

Операционная система Windows 8 превращается в самую неоднозначную версию Windows за все время существования данного семейства продуктов. Тот факт, что Microsoft предпочла не включать в квартальный финансовый отчет данные по продажам лицензий на системы Windows 8, на мой взгляд, говорит о многом.

С 2009 года по настоящее время компания стабильно продавала порядка 20 млн. лицензий на работу с Windows в месяц, и есть основания подозревать, что первые три месяца 2013 года стали первым кварталом, когда этот показатель не был достигнут. Остается только заключить, что в период, когда на рынке представлены вполне конкурентоспособные средства мобильных вычислений — различные планшеты и смартфоны — система Windows 8 приводит в замешательство слишком большое число потребителей. К тому же ни один производитель не стал бы в таких широких масштабах развертывать построенную на концепции первичности касаний (touch first) систему Windows 8 на столь раннем этапе ее жизненного цикла.

В том, что касается проблемы обновлений, подразделение Windows не демонстрирует такой же ясности, как разработчики Office. Правда, финансовый директор Microsoft Питер Кляйн упомянул о новом, ускоренном темпе обновлений, включающих выпуск обновлений для встроенных мобильных приложений в стиле Metro, которые поставляются вместе с Windows 8, а также, что довольно любопытно, ежемесячные обновления микропрограмм в «фирменных» планшетах Surface (которые представлены двумя версиями — Windows 8 и Windows RT).

Кляйн отметил, что в следующей версии Windows под кодовым названием Windows Blue концепция Windows 8 получит дальнейшее развитие, а кроме того, в ней будут реализованы некоторые отзывы и предложения пользователей. Эта реакция на отзывы пользователей — а часть потребителей игнорирует Windows 8 по причине множества недостатков системы — имеет, на мой взгляд, немаловажное значение.

Но она не меняет мой взгляд на вещи в целом: если оставить за скобками те случаи, когда Windows 8 удовлетворяет некую реальную потребность — включая сценарии вертикального развертывания, в которых применение планшетных устройств вполне оправданно, — ни одной компании вне зависимости от ее масштабов не следует сегодня активно рассматривать возможность развертывания Windows 8.

Microsoft представит дополнительную информацию о версии Blue в июне, и вы сможете сделать заключение о том, будут ли изменения, внесенные в эту версию, оправдывать расходы на подготовку персонала. Я думаю, нет.

Кроме того, расписание работ по доводке Windows 8 может измениться вследствие появления на рынке новых наборов микросхем Intel, которые помогут этой системе ярче проявить свои достоинства на мобильных устройствах, для которых она и была разработана. Представители Microsoft отмечают, что процессор четвертого поколения Core корпорации Intel под кодовым названием Haswell поможет наладить эффективное функционирование новых устройств, которые обеспечивают высокую производительность и экономию электроэнергии. Масштабные поставки процессора начнутся к середине 2013 года. Наряду с этим еще до конца нынешнего года с появлением нового поколения устройств на основе разработанных Intel процессоров Bay Trail Atom будут снижены цены на недорогие сенсорные устройства. Сегодня самые дешевые сенсорные устройства продаются по ценам порядка 500 долл. Компания Intel хотела бы снизить эти цены до уровня 200 долл.

Windows вступит в «новую эру мобильных вычислений», как выражаются представители Microsoft, но данный переход займет какое-то время, и за это время Windows 8 будет совершенствоваться. Что ж, это нужно пережить.

Online Services

Несмотря на свое название («онлайновые службы»), подразделение Online Services не будет напрямую влиять на работу большинства коммерческих организаций. Непосредственный эффект на нее окажут подразделение Microsoft Bing и онлайн-реклама — но не оперативные службы, такие, как Office 365 или Azure.

Xbox и Windows Phone

В зоне ответственности подразделения Microsoft Entertainment and Devices находится набор необычайно разноплановых продуктов; не вдаваясь в детали, их можно объединить под заголовком «Xbox и прочее». Борющаяся за место под солнцем платформа Microsoft Windows Phone входит в данную категорию. Однако представители Microsoft ограничиваются весьма туманными высказываниями на сей счет.

«Темпы работ по платформе Windows Phone продолжают нарастать, — заявил генеральный менеджер Microsoft Крис Су. — Устройства, реализуемые в широком ценовом диапазоне, получают великолепные отзывы, и поддержка со стороны операторов становится все более активной. В настоящее время контролируемая нами доля рынка в ряде стран составляет более 10 %, но не будем забывать о том, что для прорыва на ряде ключевых рынков нам предстоит сделать многое. Бренд Windows Phone становится все более узнаваемым, наши партнеры — производители аппаратных средств — постоянно обновляют свои продукты, так что мы имеем все необходимое для успешного продвижения вперед».

В приведенной цитате акцент сделан на слове «продвижение», и это настораживает. Доля Windows Phone на мировых рынках составляет порядка 4 %, и этот продукт по всем статьям проигрывает системе Android (в первую очередь, корпорации Samsung), а также Apple iPhone. Так что у пользователей, сделавших ставку на платформы Microsoft по всему спектру решений, есть все основания обратить внимание на Windows Phone.

Ни одна другая платформа для смартфонов не обеспечивает подобный уровень интеграции с технологиями Microsoft уровня предприятий, включая наделенный почти полным набором средств комплект mobile Office (с исключительно добротной версией OneNote), полную поддержку политик Exchange ActiveSync, совместимость с изделиями BitLocker, Information Rights Management (IRM) и многое другое.

Это то направление, в котором компании, на мой взгляд, движутся недостаточно энергично. Так что если вы вообще пользуетесь продуктами Microsoft, имейте в виду, что платформа Windows Phone заслуживает пристального внимания.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF