.

Office 2013

Учитывая большой объем офисных продуктов и служб, выпущенных Microsoft в начале 2013 года, читатель вполне может не иметь точной информации о том, существуют ли по-прежнему традиционные локально устанавливаемые офисные приложения и пакеты. Да, существуют. Их можно покупать и развертывать, а также управлять ими традиционными, хорошо всем знакомыми способами. Однако индивидуальные и домашние пользователи получают ряд очень интересных новых возможностей, которые благодаря новой версии Office 365 могут быть приобретены и развернуты в виде онлайн-службы.

Вернемся к этому чуть позже. А сейчас посмотрим, что изменилось в офисных пакетах.

Как и прежде, Office 2013 выпускается в нескольких вариантах, каждый из которых включает постоянно расширяющийся набор приложений. Приверженцев традиционно устанавливаемого программного обеспечения (точнее, противников программного обеспечения, предоставляемого по подписке) неприятно удивит одно изменение: все пакеты включают только единичную лицензию, то есть могут быть установлены лишь на одном компьютере с Windows. Таким образом, вы можете приобрести бюджетный вариант Office Home & Student 2013 с приложениями Word, Excel, PowerPoint и OneNote 2013, но права установки на нескольких компьютерах остались в прошлом. За 140 долл. вы покупаете лишь единичную установку.

Далее вверх по цепочке идет Office Home & Business 2013. Этот пакет, в котором к приложениям из Home & Student добавлен Outlook, продается за 219,99 долл. и он также предполагает установку только на один компьютер. Затем следует Office Professional 2013, включающий все приложения Home & Business плюс Access и Publisher и продаваемый по цене 399,99 долл. в расчете на один компьютер.

Большую часть приложений Office 2013 (Word, Excel, PowerPoint, Outlook, Publisher и Access) можно также приобрести индивидуально за 109,99 долл. (только OneNote стоит 69,99 долл.). Предприятиям предлагаются Office Standard 2013 и Professional Plus 2013 (в последнем к набору приложений Professional добавляются InfoPath и Lync по программе корпоративного лицензирования).

Office 365

Если вы знакомы с Office 365, то наверняка знаете о том, что Microsoft усовершенствовала предыдущие варианты онлайн-версий Exchange, SharePoint и Office Communications (предшественник Lync) в составе платформы Business Productivity Online Suite (BPOS) и выпустила действительно эффективный набор онлайн-служб примерно 18 месяцев назад. Первоначальные версии Office 365 были ориентированы на предприятия различных размеров и предусматривали онлайн-версии Exchange, SharePoint и Lync.

Office 365 служит несомненным подтверждением способности Microsoft действовать быстро, когда это необходимо. Эта служба – потрясающий пример перемещения на «облако» весьма успешных и повсюду используемых локальных продуктов. Мои сетования по поводу отсутствия у Microsoft бесплатных предложений, которые составили бы конкуренцию бесплатным версиям Google Apps, которыми пользовалось большинство малых предприятий и индивидуальных пользователей, оказались несостоятельными в конце 2012 г., когда компания Google объявила о ликвиации бесплатных предложений.

Новая волна офисных продуктов, реализованных в Office 365, увлекла за собой и явно ориентированную на потребителя версию. Пакет Office 365 Home Premium – белая ворона по ряду причин, но прежде всего потому, что с Office 365 его связывает одно только название, поскольку это единственный продукт Office 365, не имеющий доступа к онлайн-версиям Exchange, SharePoint и Lync.

Office 365 Home Premium ориентирован на семьи, имеющие дома несколько компьютеров и устройств. Одна подписка допускает использование Office 2013 на пяти устройствах. Стоит продукт недорого (99,99 долл. в год или 9,99 долл. в месяц) и включает 20 Гбайт дополнительной памяти в SkyDrive и 60 минут бесплатных разговоров в Skype. Таким образом, вы получаете версию Office, аналогичную Professional, что делает этот вариант самым выгодным из корпоративных предложений Microsoft. Он особенно привлекателен для ИТ-специалистов, не желающих прекращать работу в выходные.

  Предполагается, что пользователь Office 365 Home Premium уже имеет учетную запись Hotmail или Outlook.com и пользуется SkyDrive и Skype. Это так и есть, поскольку единственное требование данной службы – наличие учетной записи Microsoft. Благодаря мягкой лицензионной политике Office 2013, можно дешево приобрести Office 365 Home Premium, после чего настроить его на использование любого количества учетных записей SkyDrive и SharePoint / SharePoint Online. Возможны произвольные комбинации. Полагаю, что это значительно повышает привлекательность данного предложения.

SharePoint 2013 и SharePoint Online

В числе серверов Office и хостируемых онлайн-служб из данного выпуска, обладающих более мощными возможностями и чаще обновляемых, для меня наибольший интерес представляет SharePoint. Этот продукт, чья история успеха наименее разрекламирована, относится к тем серверам (простите, службам), эффективность которых сразу становится очевидной. В SharePoint 2013 онлайн-версия, наконец, догнала по своим возможностям локальный вариант. Как и прочие продукты Office, SharePoint теперь привлекателен для всех клиентов – от индивидуальных пользователей (выбирающих Office 365 Small Business) до малых предприятий, корпораций, государственных и образовательных организаций.

Сегодня SharePoint имеет интеграцию с Yammer, благодаря приобретению в 2012 году этой компании и ее технологий. Это еще больше расширяет уже и так внушительные бизнес-ориентированные функциональные возможности SharePoint в части социальных сетевых взаимоотношений. Но лучший результат этой интеграции – упрощение развертывания и управления Yammer, а также схем лицензирования. Yammer Basic Standalone предоставляется бесплатно, а стоимость Yammer Enterprise Standalone составляет всего 3 долл. на одного пользователя в месяц. У корпоративных пакетов Office 365 цены начинаются от 8 долл. за пользователя в месяц (за полный набор функций).

В числе ощутимых изменений в Office 365 SharePoint Online следует упомянуть более рациональный ленточный пользовательский интерфейс, высокую четкость оформления различных окон и, осмелюсь добавить, большую приближенность к «Metro-стилю». И это не просто красивая обертка, есть и ряд интересных функциональных изменений.

Компонент SharePoint Workspace заменен компонентом SkyDrive Pro, который идентичен настольному приложению SkyDrive, кроме подключения к личному хранилищу документов SharePoint на серверной части, а не к потребительскому хранилищу SkyDrive. Это означает интеграцию SharePoint непосредственно в файловую систему на компьютере, что позволяет работать с содержимым SharePoint так же, как с документами в папке «Мои документы». Собственно, многие предпочтут просто привязать место, куда переносятся все документы, к структуре папок SkyDrive Pro и удалить папку «Мои документы» на компьютере.

Точно так же, как SkyDrive и SharePoint произвольно комбинируются в рамках приложений Office, компоненты SkyDrive Pro (SharePoint) и SkyDrive можно устанавливать на одном компьютере. Они будут успешно выполнять синхронизацию с хранилищами рабочих (SharePoint) и персональных (SkyDrive) данных без каких-либо конфликтов. Заметим, однако, что разрешается установка только одного экземпляра каждого из них, тогда как приложения Office допускают интеграцию любого числа репозиториев SharePoint и учетных записей SkyDrive.

Самым крупным изменением в SharePoint, пожалуй, является новая модель разработки приложений, используемая и для приложений Office 2013. Эта модель под названием Agave обеспечивает расширяемость SharePoint с помощью широко используемых технологий HTML 5, включая JavaScript и CSS, что позволяет развертывать собственные приложения или приобретать профессионально сделанные программы независимых компаний в новом магазине Office App Store. Тем, кому знакома модель расширяемости, используемая в предыдущих версиях SharePoint, известно о довольно значительном отставании SharePoint Online в этом отношении от локальных версий из-за различия архитектур. Однако в SharePoint 2013 большая часть подобных проблем решена.

Еще одно новшество, реализованное в новой версии – набор мобильных приложений, ориентированных на Windows 8, Windows RТ, Windows Phone и IOS (Apple IPad и iPhone), включая канал новостей для поддержания соответствия с документами и прочими объектами, отслеживаемыми в SharePoint (по сути, собственная версия функций корпоративного портала SharePoint), и приложение SkyDrive Pro, позволяющее пользователю просматривать свои документы с мобильного устройства. В будущем Microsoft планирует распространить поддержку этих приложений на Android, но в данный момент пользователи Android обслуживаются через мобильные веб-интерфейсы.

Office в общих чертах

Продукты и службы, о которых здесь говорилось – лишь верхушка айсберга, и многое из того, о чем было рассказано, безусловно, ориентировано на потребительский рынок. Это соответствует исходному замыслу, ведь Office по-прежнему остается рабочей лошадкой, которую мы эксплуатируем уже на протяжении многих лет и изучили в деталях. Однако важным изменением является размывание границ между работой в офисе и использованием компьютера дома, между онлайн-службами и локальными продуктами. Самая сильная сторона Microsoft, отражающая устремленность компании в эру «облачных» вычислений, заключается в ее уникальной на сегодня готовности предложить гибридные решения, заполняющие брешь между прошлым (локальные серверы и локально устанавливаемое программное обеспечение) и будущим («облачные» службы и синхронизация данных со сверхпортативными мобильными устройствами) в любой конфигурации, отвечающей потребностям бизнеса.

Наряду с прочими недавними выпусками, такими как Windows 8 и Windows RT, из которых последняя работает на программном обеспечении абсолютно нового класса, новые решения Office указывают путь в будущее. Даже скептики в отношении «облака» должны признать, что решения Microsoft не вынуждают нас отказываться от чего-либо при переходе на новый, более эффективный способ работы. Другие компании, такие как Google, чей взгляд на все проходит исключительно через призму интернета и веб-служб, или Apple, занятая по большей части выпуском дорогой потребительской электроники, никогда не предложат подобного варианта.

Это важно, поскольку Microsoft позиционирует себя в качестве поставщика устройств и услуг. Новое видение нашло наилучшее отражение в этом выпуске Office, который, насколько мне известно, в 2013 году ждет дальнейшее расширение за счет распространения на конкурирующие мобильные платформы, такие как IOS и Android. Office – не просто символ, но в буквальном смысле олицетворение Microsoft. Это будущее компании, и для тех из нас, кто поддерживает ее продукты, новый Office – явный залог грядущего процветания Microsoft на этом постоянно меняющемся рынке. Такие продукты, как Windows 8, Windows RT и Windows Phone 8, в своем роде тоже важны. Однако успех Office имеет совершенно иной масштаб.

Не стоит, однако, просто верить мне на слово. Office 2013, Office 365, а также все новые службы и серверы Office сегодня доступны для изучения. Независимо от того, имеете ли вы обыкновение пропускать каждый второй или третий выпуск Office, эту версию не стоит обходить вниманием.