.

Для тестирования я мог выбрать операционную систему, так как продукт совместим с системами Windows 7, Windows Vista, Windows XP и Windows Server 2003. Сначала я планировал установить программу на Windows 7, но потом решил устроить продукту основательную проверку, поэтому скачал и установил его на тестовый ноутбук, выпущенный два года назад. Это был Lenovo ThinkPad T61, работающий под системой XP SP3. Система справлялась отлично, но из-за возраста и бессчетного количества программ, которые устанавливались и удалялись во время тестирования, я предположил, что решение System Mechanic сможет обнаружить и устранить больше ошибок и проблем на этом ноутбуке, чем, скажем, на компьютере, только что сошедшем с конвейера.

Исполняемый файл, который я загрузил с сайта компании Iolo, не выполнил непосредственную установку. Вместо этого он позволил мне создать настраиваемый файл установщика Windows с уже заданным набором различных параметров установки (например, ключ продукта, путь установки файлов). Этот файл. msi можно устанавливать на пользовательские компьютеры с помощью механизма Group Policy Software Installation (GPSI) или другого инструмента, такого как Microsoft System Center Configuration Manager (SCCM). Создание установочного файла Windows таким образом — хорошее решение, однако на данный момент нет другой возможности изменить какие-либо параметры после установки программы, кроме как создавать новый. msi-файл с помощью инструмента установки. Представитель компании Iolo рассказал мне, что ведутся работы по усовершенствованию этого механизма.

В созданном мной настраиваемом файле установщика Windows не было никаких изменений, кроме добавленного ключа продукта, который предоставила компания Iolo для знакомства с программой. После запуска файла .msi программа успешно и быстро была установлена. Желая скорее увидеть, что сможет сделать программа для моего старого ноутбука, я запустил ее, и на экране появился цветной интерфейс, утверждающий, что нужно провести анализ системы.

Начальный анализ завершился быстро, и программа сообщила о «семи проблемах и одном предупреждении». Мне было предложено два варианта: исправить все неполадки сразу или просмотреть их. Я хотел узнать, какие именно проблемы обнаружила программа, прежде чем вносить какие-либо изменения, поэтому выбрал вариант просмотра. На первый взгляд эта функция предоставляет только высокоуровневый обзор обнаруженных проблем, например «четыре проблемы в реестре». Я же хотел получить подробный список, который мог бы быстро просмотреть, перед тем как вносить какие-либо изменения, но так и не смог понять, как получить такой отчет. Я неохотно дал программе команду исправить все проблемы, которые она нашла, надеясь позже получить отчет, в котором было бы точно сказано, что было найдено и что исправлено.

К моему удивлению, этого тоже не произошло. Озадаченный, я начал изучать пользовательский интерфейс, пока не нашел область SafetyNet, в которой была обнаружена функция экспорта списка изменений в файл формата XML. После изучения XML-файла мне наконец удалось определить, что же сделала программа. Однако исправление неполадок в реестре, которые обнаружила программа (относящихся к обработчикам оболочки JavaScript и фильтрам DirectShow), не заставило мой тестовый компьютер работать быстрее. Одно хорошо — это никак не уменьшило скорость его работы и не вызвало каких-либо других проблем.

Дабы убедиться, что я не пропустил нужную функцию, пришлось связаться с компанией Iolo, и спросить, действительно ли для того, чтобы точно узнать, какие изменения программа собирается применить к системе, необходимо выполнить операцию экспорта. Оказалось, что это не так, но правильный алгоритм далеко не так однозначен, как следовало бы. После того как завершается анализ системы и вы выбираете функцию View Problems, система присваивает имя каждой проблемной области (например, «четыре проблемы в реестре»). Каждая проблемная область также имеет функцию Repair и стрелку вызова раскрывающегося списка, который содержит дополнительные возможности, в том числе вызов мастера. Например, для проблем с реестром можно вызвать мастер Start Registry Repair. Программа сообщит, что мастер можно использовать для «проверки и исправления неполадок вручную». В соответствии с описанием, выбор функции Repair предоставляет две дополнительные функции: Repair Now и Inspect problem. Заголовок рядом с Inspect problem сообщает: «Разрешение проблемы с выбором дополнительных параметров». Функция Inspect problem запускает мастер исправлений в пошаговом режиме.

При первом изучении программы я не заметил ни одной из этих функций, в основном из-за того, что текст заголовков недостаточно описателен. Я щелкал мышью по стрелке у раскрывающегося списка и видел функцию вызова мастера Start Registry Repair, но думал, что не хочу запускать мастер, а просто хочу увидеть список проблем, поэтому проигнорировал данный мастер. Аналогично, слепое нажатие на кнопку Repair — последняя вещь, которую я бы хотел сделать. Для меня название Repair означает, что проблема будет исправлена сразу же, и я никак не думал, что на следующем шаге будут предложены еще две дополнительные возможности. А что если выбор функции Repair просто запустит процесс исправления без каких-либо подтверждений? Программа отчаянно нуждается в том, чтобы, как только завершается анализ, у пользователей была возможность просмотра списка найденных неполадок и рекомендуемых исправлений.

Я изучил остальные области пользовательского интерфейса и обнаружил такие интересные механизмы, как ускорение подключения к Интернету и удаление ненужных служб из автозагрузки. Я запустил оптимизатор скорости подключения к Интернету, который, вероятно, модифицирует такие параметры, как Maximum Transmission Unit (MTU) на адаптерах Ethernet, но не заметил видимого увеличения или уменьшения скорости взаимодействия. Я запустил инструмент, который определяет и предлагает удалить ненужные службы из списка автозагрузки, но также был обескуражен. Первой службой, которую данный механизм определил как «обычно не используется», была служба Windows Automatic Update Service (экран 1). Также в программу входит возможность коррекции различных частей оболочки Windows, по аналогии с решением TweakUI PowerToy, которое компания Microsoft предлагает для загрузки бесплатно.

 

Экран 1. Список служб, которые программа System Mechanic предлагает отключить

Механизм составления отчетов, входящий в состав System Mechanic Business, позволяет просматривать только события высокого уровня (экран 2). Я тщетно пытался найти способ экспортировать отчеты или отправлять их по электронной почте. В данном решении также отсутствует централизованная консоль управления, которую можно было бы установить и использовать для наблюдения за системами, на которых установлен пакет System Mechanic, а также генерировать отчеты и подтверждать или отклонять возможные изменения. Как мне сообщили в компании Iolo, возможности экспорта и отправки отчетов по электронной почте, а также централизованная консоль управления находятся в разработке и будут включены в состав новой версии.

 

Экран 2. Отчет о событиях высокого уровня

В своем нынешнем виде System Mechanic Business, возможно, больше всего подойдет для владельца малого предприятия, который является «неофициальным айтишником» и которого не интересует подробное описание изменений, осуществляемых программой, пока у него есть возможность откатить эти изменения при возникновении проблем. К сожалению, маловероятно, что владелец небольшой/средней фирмы будет обладать набором технических навыков, достаточным для создания файла установщика Windows с помощью встроенного инструмента и самостоятельной установки пакета через групповую политику или с помощью других механизмов. Владелец такой фирмы может также принять «совет» программы и отключить какую-либо службу, например Windows Updates, что определенно нежелательно, даже если пользователь сам не в силах оценить, какой вред принесет это решение.

Отсутствие в составе продукта System Mechanic толкового механизма составления отчетов и централизованной консоли управления является огромным препятствием для внедрения данного решения на крупном предприятии.

System Mechanic Business 10
ЗА:
низкая стоимость, функции многих отдельных продуктов объединены в одном решении.
ПРОТИВ: возможности данного решения входят в состав многих бесплатных утилит, отсутствует централизованная консоль управления и механизм составления подробных отчетов; текст пользовательского интерфейса вводит в заблуждение.
ОЦЕНКА: 2 из 5.
ЦЕНА: начиная от 79 долл. за пять компьютеров с доступом к обновлениям в течение года.
РЕКОМЕНДАЦИИ: обратить внимание на этот продукт стоит только в том случае, если вам срочно необходим набор функций, который он предоставляет, и если вы сможете закрыть глаза на его очевидные недостатки.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Iolo Technologies, www.iolo.com

Майкл Дрегон — редактор Windows IT Pro и сетевой инженер. Имеет сертификаты MCDST, MCSE: Messaging, MCT и MCITP