Совсем скоро «облачный» пакет приложений Microsoft Office 365 станет официально общедоступным. В данный набор, включающий поддерживаемые специалистами Microsoft и ее партнерами версии Exchange Online, SharePoint Online и Lync Online, для полноты картины добавлена устанавливаемая локально версия Office Professional Plus — вноси ежемесячную плату и пользуйся. Получается весьма многообещающий виртуальный офис, ведь можно и не ставить на компьютеры компании локальные офисные приложения, есть у Microsoft почти такие же по функциональности аналоги Word, Excel, PowerPoint в Интернете, они входят в бесплатный «облачный» набор Office Web Apps. А если еще принять во внимание похожие предложения других поставщиков, то кажется, что бизнесу придется распрощаться со своими системными администраторами по причине их ненужности. Все приложения доступны из «облака», а починкой сетей и компьютеров могут заняться и приглашенные ремонтники.

У всех на слуху многочисленные аргументы продавцов «облаков» в пользу своего товара. Тут тебе и неограниченная масштабируемость, и глобальный доступ к услугам компьютерных вычислений и приложений — нет никакой необходимости в покупке и построении собственной серверной инфраструктуры, и перевод затрат на оставшуюся ИТ-инфраструктуру из капитальных в операционные, и снижение усилий на управление, и более экологичной такая организации выглядит… Список многообещающий, и может быть еще продолжен. Так стоит ли бояться потерять работу нынешним системным администраторам в компаниях любого размера, ведь на первый взгляд от «облачных» изменений по большей части выигрывают разработчики?

Если прорваться сквозь шумовую завесу обещаний, потратив некоторое время на ознакомление с деталями, то можно заметить, что для нынешних сисадминов в сухом остатке изменения будут не слишком значительны. Дело в том, что, в отличие от любых других услуг, с которыми иногда сравнивают ИТ-услуги, любая компания не может их просто купить и пользоваться, во всяком случае пока. Сразу возникает множество непростых вопросов. Как можно будет проверить, в каком центре обработки данных хранятся данные компании и кто имеет к ним доступ? Можно ли сотрудникам компании в любое время и без согласований получить доступ в центр обработки данных, где хранятся корпоративные данные? Соответствует ли система обеспечения безопасности данных необходимым условиям? Как можно получить назад из «облака» свои виртуальные машины? Можно ли составить подходящее для себя соглашение об уровне оказываемых услуг или придется подписывать одно соглашение, подготовленное для всех? Возможен ли перенос информации в центр обработки данных другого поставщика услуг и какова последовательность переноса данных? Большинство ответов на эти и многие другие вопросы неубедительны с точки зрения безопасности и юридических ограничений. А искать решения придется все тем же системным администраторам, какая бы модель «облачных» услуг ни была задействована. В общем, все как у Аристофана: «Бессильна мысль/Проникнуть в тайны мира запредельного,/В пространствах не повиснув и не будучи/Соединенной с однородным воздухом./Нет, находясь внизу и взоры ввысь вперив,/Я ничего б не понял». Эти слова из комедии древнегреческого автора сотрудники аналитического агентства Гартнера взяли в качестве эпиграфа к одному из своих отчетов о перспективах «облачных» услуг.