Руководители Microsoft то и дело заявляют о полной ориентации компании на «облачные» решения. При этом компьютерный гигант продолжает получать рекордные доходы от традиционных программных продуктов. Это создает любопытное разделение между его текущими успехами и направлением предполагаемого развития отрасли. Не отдавая предпочтений одному из двух, Microsoft создает «облачные» и локальные версии некоторых продуктов. Такая стратегия приводит к некоторой путанице, но предоставляет клиентам возможность выбора. Кроме того, благодаря уникальной гибридной модели развертывания, предлагаемой Microsoft, во многих случаях можно комбинировать локальные серверы с онлайн-службами.

До настоящего времени наибольшей удачей Microsoft в этом направлении стали «облачные» версии Exchange Server и SharePoint, доступные сегодня в составе пакета Business Productivity Online Services (BPOS), который начиная с 2011 года, будет преобразован в более дорогостоящий пакет услуг под названием Office 365. Эти продукты следуют гибридной модели в том смысле, что клиент может выбирать между локальными серверами и «облачными» службами либо сочетать то и другое. Эта испытанная стратегия, удачная в техническом отношении и пользующаяся популярностью, будет воплощена в следующем поколении Windows Small Business Server (SBS) — комплексного решения для малого бизнеса.

Немного истории

С момента своего появления в 1997 году SBS имел скромное, но достойное предназначение — объединить самые популярные корпоративные серверные продукты Microsoft в один пакет, более дешевый и простой в развертывании и управлении, чем традиционные серверы. Продукт всегда отвечал заявленной цели, и нередко возникало сожаление по поводу отсутствия удобных централизованных средств управления SBS в других продуктах Microsoft.

К моменту выпуска SBS 2008 этот продукт уже не вполне соответствовал наметившимся в то время «облачным» тенденциям. В этой версии предлагалась базовая интеграция со службами Office Live для малого бизнеса (вскоре они также будут включены в состав Office 365), но практически больше ничего в части интеграции с онлайн-службами. А в условиях, когда многие предприятия малого бизнеса стали обращаться к недорогим услугам хостинга электронной почты, контактов и календаря от Google и других поставщиков, SBS по-прежнему предлагал более сложную локальную инфраструктуру, обычно требующую постоянной заботы и обслуживания в рамках договора с партнером Microsoft.

В версии SBS следующего поколения продукт разбит надвое. В верхнем сегменте — традиционное предложение под названием Windows Small Business Server 2011 Standard, тесно увязанное с предыдущими версиями и предусматривающее очевидный вариант обновления для существующих пользователей. Для нижнего сегмента введена редакция Windows Small Business Server 2011 Essentials для самых малых предприятий, с минимальной ориентацией на локальную инфраструктуру. Эта версия предполагает подписку клиентов на онлайн-услуги (такие, как Office 365 или даже конкурентные службы Google), функции электронной почты, контактов, календаря и совместной работы. Функции Essentials сводятся к обеспечению управления учетными записями пользователей и компьютерами, централизованного резервного копирования клиентских систем и серверов, хранения и удаленного доступа.

Несмотря на одно и то же базовое ядро Windows Server 2008 R2, версии SBS имеют мало общего: они предусматривают различные средства управления и наборы возможностей и ориентированы на разные группы пользователей. Возникает вопрос, имеет ли смысл такое разделение продукта. Безусловно, пути перехода на «облачные» услуги различаются в зависимости от размера компаний, типа и потребностей рынка. Новые предприятия малого бизнеса склонны совершать такой переход быстрее из соображений минимизации затрат, тогда как более крупные компании руководствуются прежде всего своими потребностями. Предприятия, озабоченные вопросами соответствия нормативным требованиям, конфиденциальности и правового регулирования в отношении хранимых данных, обычно более осторожны в отношении «облака» и предполагаемой сложности гибридных решений Microsoft. Организации, не обремененные подобными проблемами, обнаруживают, что могут сэкономить много времени и средств за счет переноса своей инфраструктуры в «облако».

Разделение SBS 2011 выглядит следующим образом: самым малым предприятиям с численностью персонала не более 25 сотрудников предлагается «облачное» решение Essentials, позволяющее сэкономить на первичных расходах и выбрать только те «облачные» услуги, которые нужны. Это решение имеет свои преимущества (включая интеграцию управления), однако существуют более дешевые варианты — например, службы Google Apps, которые примерно на 12 долл. дешевле в расчете на одного пользователя в год для малых предприятий по сравнению с Office 365.

Более крупным компаниям предлагается вариант SBS 2011 Standard, ориентированный, как и предыдущие стандартные версии SBS, на численность персонала не более 75 сотрудников. Здесь уже предусмотрена возможность организации локальных служб почты, календаря, контактов и совместной работы, что обычно требует постоянного договора с партнером и увеличивает первичные затраты и сложность. Вопрос в том, получится ли сэкономить в перспективе, платя за контроль со стороны партнера, а не за «облачную» инфраструктуру, как с Essentials.

Это вопрос непростой. Для предприятий, уже использующих SBS, он осложняется еще тем, что поддерживается только вариант миграции на SBS 2011 Standard. Поэтому, решив перейти в «облако», вы можете оказаться полностью самостоятельными или как минимум на попечении очень специализированного партнера Microsoft. SBS 2011 Essentials — вариант не просто для очень малых предприятий, но и для таких, которые никогда не имели какой-либо серверной инфраструктуры.

Отметим еще одну странную раздвоенность этого семейства продуктов. С Essentials вы можете приобрести и развернуть локальные версии Exchange или SharePoint, хотя это дорого и сложно. Имея Standard, вы также можете вывести из эксплуатации установленные локально Exchange и SharePoint и перейти в «облако», хотя это тоже невыгодно, так как вы уже заплатили за выключаемые продукты, к тому же лишает преимуществ централизованного управления — уникальной особенности семейства продуктов SBS. Это связано с тем, что Microsoft, конечно, будет создавать надстройки управления для «облачных» услуг, ориентированных на клиентов Essentials, но для клиентов Standard этого делать не станет по очевидным причинам.

SBS 2011 Standard

Из двух продуктов Windows SBS 2011 Standard (прежнее название SBS 7) — более знакомый, поскольку является логическим продолжением предыдущего поколения. Он включает Server 2008 R2 (стандартный вариант), Exchange 2010 SP1, SharePoint Foundation 2010 и Windows Software Update Services (WSUS) 3.1. Никаких сюрпризов, хотя следует отметить, что все это 64-разрядные версии.

Как и в случае предыдущих версий SBS, установка серверных продуктов Microsoft следующего поколения привносит ряд новых возможностей. Среди них — усовершенствованный вариант Outlook Web App (OWA) в Exchange 2010 SP1, а также веб-приложения Office для внутреннего развертывания (простые веб-версии Word, Excel, OneNote и PowerPoint) на SharePoint Foundation 2010.

Консоль SBS 2011 Standard имеет привычный внешний вид и знакомые функции, а также испытанную манеру информирования о состоянии сети через специальные предупреждения системы безопасности, оповещения об обновлениях программного обеспечения, создании резервных копий и т. д. Управление пользователями и группами проще, чем напрямую через консоли Active Directory (AD), но со знакомой степенью детализации, отсутствующей в продукте Essentials.

Как показано на экране 1, консоль управления SPS 2011 Standard не отличается от предыдущей версии. Развертывание также аналогично, но с возможностью чистой установки и вариантами миграции. В отличие от Essentials, для SBS 2011 Standard предполагается роль центрального элемента сети, стремящегося взять на себя обязанности сервера DNS и DHCP и функции стандартного домашнего или корпоративного маршрутизатора. Это хорошо известный стиль работы SBS, который достоин упоминания только потому, что в SBS 2011 Essentials таких возможностей нет.

 

Экран 1. Консоль управления SBS 2011 Standard

По словам старшего менеджера по продуктам SBS Майкла Леворти, Small Business Server 2011 Standard — традиционное локальное предложение, которое обычно востребовано клиентами: «Это сверхупрощенный набор популярных серверных продуктов, удобных в развертывании и управлении». Справедливое заявление, с той оговоркой, что реализация данного варианта потребует определенной формы договора с партнером Microsoft, поскольку малые предприятия, на которые ориентирован этот продукт, обычно не берут на работу ИТ-специалиста. Развертывание и управление SBS 2011 Standard проще самостоятельной реализации автономных серверов Microsoft и значительно дешевле. Другими словами, это отличное обновление существующего продукта SBS.

Следует также упомянуть, что SBS 2011 Standard — это явный генератор продаж для партнеров Microsoft в хорошо знакомом виде. Для предприятий, планирующих расширение или имеющих особые требования к базе данных или бизнес-приложениям, выпущен новый компонент SBS 2011 Premium Add-on.

SBS 2011 Essentials

. Кроме ядра Server 2008 R2, этот продукт под кодовым названием Aurora не имеет практически ничего общего с SBS 2011 Standard. В результате стартовая цена значительно меньше, хотя стоимость постоянной подписки на электронную почту и другие услуги отразится на любом бюджете.

Главное преимущество SBS 2011 Essentials — простота. Базирующийся на той же инфраструктуре, что и Windows Home Server (WHS) (под названием Vail), Essentials даже слишком прост в том смысле, что, помимо маскировки излишних сложностей, снижена также степень детализации некоторых возможностей, свойственная продуктам на основе Windows Server. В частности, консоль управления Aurora имеет только два типа учетных записей пользователей: стандартные и администраторы (сравним это с многочисленными типами пользователей в SBS 2011 Standard, лучше отражающими базовую структуру групп учетных записей системы).

Для тех, кто работал с WHS, продукт SBS 2011 Essentials будет привычным. Однако внешняя простота скрывает работу с объектами домена AD и такой же сложной (но менее управляемой) рабочей группой. Действительно, консоли управления SBS 2011 Essentials и Vail практически идентичны и могут использоваться сотрудниками компании на постоянной основе, что делает перспективу долгосрочного контракта с партнером несколько туманной. Настройку доступа пользователей к общей папке и удаленного веб-доступа можно выполнить из простого интерфейса. Автоматизированная функция централизованного резервного копирования подключенных компьютеров и сервера значительно более органична и функциональна в этом продукте, чем в SBS Standard.

SBS 2011 Essentials прост настолько, насколько это возможно, имеет небольшое число параметров, но множество автоматизированных функций, способных поддерживать работоспособность самых малых предприятий. Панель инструментов продукта показана на экране 2.

 

Экран 2. Панель инструментов SBS 2011 Essentials

SPS 2011 Premium Add-On

Помимо двух новых центральных продуктов SBS, выпущен также вариант SBS 2011 Premium Add-on, требующий SBS 2011 Essentials или SBS 2011 Standard и предусматривающий лицензии на Server 2008 R2 Standard и SQL Server 2008 R2 Standard Edition for Small Business. Последний продукт уникален для этой редакции и полностью аналогичен SQL Server 2008 R2 Standard Edition по своим функциям. Единственное отличие состоит в том, что лицензия распространяется на использование только в одном пакете с SBS. Указанные продукты должны устанавливаться вместе на отдельном сервере. Установка на первом сервере SBS не допускается, независимо от используемой версии.

Доступность и цены

SBS 2011 Standard выходит как самостоятельный программный продукт и привязывается к новому серверному оборудованию начиная с февраля 2011 года. Приобретается серверная лицензия по цене около 1096 долл. и лицензии клиентского доступа (CAL) по 72 долл. на каждого пользователя. Продукт рассчитан не более чем на 75 пользователей.

SBS 2011 Essentials появится в первой половине 2011 года. Задержка связана с удалением технологии Drive Extender. Продукт будет стоить 545 долл. как самостоятельная версия программного обеспечения, но без необходимости приобретения лицензий клиентского доступа. Продукт рассчитан не более чем на 25 пользователей.

SBS 2011 Premium Add-on выйдет в декабре вместе с SBS 2011 Standard по цене 1604 долл. за самостоятельное программное обеспечение с необходимостью приобретения лицензий клиентского доступа по 92 долл. на каждого пользователя. Лицензии распространяются только на доступ к SQL Server; клиентский доступ к Windows Server предусматривается лицензией уже реализованной версии SBS.

Заключительные соображения

В этом поколении продуктов технология SBS явно ориентирована на перспективу. Microsoft уделяет внимание двум наиболее важным сегментам рынка малого бизнеса — предприятиям с собственной серверной инфраструктурой и компаниям без таковой, хотя разделение «облачных» и локальных возможностей представляется несколько условным. Однако этот вариант намного актуальнее предыдущей версии SBS, учитывая облачные тенденции. Остается свести воедино две задачи — обеспечить возможности «облачных» служб, превосходящие конкурентные предложения, но при сравнимых ценах. Комбинация SBS 2011 Essentials с Office 365 вполне соответствует первой цели, но несколько менее удачна в отношении ценовой политики.

Поль Тюрро (thurrott@windowsitpro.com) — редактор новостей в Windows IT Pro. Готовит еженедельные выпуски для Windows IT Pro Update (www.windowsitpro.com/email) и ежедневные выпуски новостей Wininfo

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF