В последнее время все больше компаний задумываются о переходе на современную версию системы Microsoft Exchange Server 2010. Действительно: ее богатая функциональность, гибкая масштабируемая архитектура, тесная интеграция с другими продуктами и технологиями позволяют дать бизнесу максимум для удобной и эффективной корпоративной работы. Однако любая миграция представляет собой достаточно сложный и продолжительный процесс. Чем крупнее предприятие, тем сложнее задача. Для осуществления миграции необходима тщательная подготовка, но даже она не избавляет порой от возникающих по ходу дела проблем. Поэтому многие компании, хотя и желали бы осуществить перемены к лучшему в своих инфраструктурах, никак не могут на них решиться.

Вопросы миграции достаточно проработаны, если планируется переход на более новую версию однотипного программного продукта, например с Exchange 2003 на 2010. В этом случае производители предусматривают штатные средства миграции, хорошо документируют процесс, осуществляют его техническую поддержку. Задача усложняется, если предприятие планирует переход на программное обеспечение другого производителя. Не всегда существуют стандартизованные средства, помогающие решить поставленную задачу, или же они есть, но продаются за отдельные деньги. В процессе миграции необходимо получить на выходе новую систему с настройками, максимально приближенными к исходным, а также выполнить перенос содержимого почтовых ящиков пользователей. Существует масса тонкостей и вопросов, связанных с переносом данных из одного формата в другой, наличием или отсутствием привычных функций в новой системе.

(см. рисунок).

 

Рисунок. Основные этапы миграционного процесса согласно стратегии Lotus Transition Framework

Тема миграции почтовой службы Lotus в последнее время приобретает все больший вес и вызывает многочисленные вопросы потенциальных пользователей Exchange. Рекомендации, отраженные в данной статье, помогут вам спланировать и провести миграцию как самостоятельно, так и с помощью сторонней компании.

Процесс миграции в деталях

Как уже упоминалось, миграция — непростой процесс. Он сочетает в себе организационную и техническую стороны.

С организационной стороны, необходимо в первую очередь сформировать команду специалистов, отвечающих за выполнение процесса миграции, распределить, кто из инженеров за какой участок работ будет отвечать, продумать их обязанности и схему взаимодействия. Каждый член команды должен хорошо понимать процесс в целом и свою роль в нем и быть профессионально подготовленным. Далее нужно составить как можно более детальный план миграции, в котором будет прописана последовательность работ, привязанная к календарным датам. Это позволит сделать процесс понятным, управляемым и оценить его временные рамки. Для специалиста, ранее не участвовавшего в миграционных проектах, формирование команды миграции может вызвать затруднения, так как он не понимает до конца, как правильно организовать и подготовить команду и какие работы в какой последовательности следует проводить.

Затем необходимо подготовить пользователей. Так как почтовые ящики сотрудников будут затронуты миграцией, сотрудники компании являются полноправными участниками процесса и должны быть проинформированы об аспектах, которые могут повлиять на их работу. Нужно сделать так, чтобы все понимали, что происходит, зачем это делается, общий ход процесса, его результат, как пользователи узнают об успешной миграции их ящиков, что делать в случае возникновения ошибок, к кому обращаться за помощью. Если сотрудники ранее работали с почтой через Lotus Notes, то после миграции им нужно будет привыкать к новому клиентскому приложению Microsoft Outlook, а значит, надо заранее ознакомиться с ним, чтобы не прерывать рабочий процесс. Даже несмотря на простой и понятный интерфейс Outlook, ИТ-команда должна либо организовать обучение сотрудников, либо позаботиться о пакете инструкций, объясняющих, как выполнить то или иное действие (например, создание/отправку письма, прикрепление файла, поиск в адресной книге и т. п.). При этом некоторые функции, являющиеся штатными в исходной почтовой системе, не всегда доступны по умолчанию в целевой (например, вариант «ответить с вложением»). Все тонкости подобного рода нужно заранее зафиксировать и описать их настройку документально.

Таким образом, подготовительная работа с пользователями потребует времени и сил. Если этим пренебречь, можно получить негативную реакцию со стороны сотрудников. Недостаточная информированность заставит их обращаться в ИТ-отдел за помощью, отнимет массу времени у инженеров и может сформировать устойчивое неприятие новой системы, даже если раньше ее очень ждали. Мы уже не говорим об оценке работы ИТ-службы в целом.

Чтобы эффективнее отрабатывать возникающие у пользователей проблемы, стоит организовать что-то вроде базы данных обращений, куда можно записывать основные проблемы и подходы к их решению. Это поможет сэкономить время. А если сделать эту базу доступной для пользователей, можно частично и разгрузить технический персонал, ведь некоторые проблемы могут быть решены сотрудниками самостоятельно.

Кроме всего прочего, при подготовке к миграции потребуется привести в порядок существующую почтовую систему: удалить лишние документы Person, неиспользуемые группы и другие объекты, освежить в памяти детали взаимодействия серверов, если их несколько и они располагаются на разных площадках.

Как видим, организационные аспекты миграции требуют много сил, энергии и должны контролироваться опытными специалистами, имеющими соответствующие навыки. Но есть еще и техническая сторона вопроса. Поговорим о ней подробнее.

Процесс миграции должен доставлять пользователям минимум неудобств и по возможности не должен прерывать их работу. В течение всего процесса и те, кто уже начал работать в новой почтовой системе, и те, кто еще пользуется старой, должны видеть одинаковые списки адресов (адресные книги) и иметь возможность отправлять сообщения друг другу без дополнительных настроек. Также они должны, как и прежде, отправлять письма внешним адресатам и получать сообщения извне.

Чтобы решить данную задачу, потребуется в первую очередь реализовать синхронизацию адресных книг, то есть фактически каталогов Domino и Active Directory. Так как переходный период занимает определенное время, в течение которого жизнь в организации не замирает, должны корректно отрабатываться такие события, как заведение учетной записи нового пользователя, изменение состава групп рассылки и т. п. Изменения в одной системе должны синхронизироваться в другой.

Для обеспечения корректной доставки почтовых сообщений извне/вовне и между внутренними пользователями двух почтовых систем нужно разработать оптимальную схему маршрутизации почтовых сообщений. Она может учитывать, к примеру, экономию трафика между офисами, при наличии самостоятельного доступа в Интернет у отдельных офисов предприятия.

Наличие в компании нескольких крупных удаленных офисов и интенсивно используемых, загруженных каналов связи между ними может дать дополнительную нагрузку на механизм миграции. Изменения, проводимые в службе каталогов Active Directory, в этом случае не сразу реплицируются на другие сайты Active Directory, а взаимодействие между серверами из разных сайтов может быть затруднено.

Синхронизация таит в себе подводные камни, например проблемы отображения имен пользователей на русском языке или необходимость отрабатывать пользователей c одинаковыми атрибутами «ФИО» (но находящихся в разных организационных подразделениях Lotus). Особую сложность представляет синхронизация групп. Нужно предусмотреть, к примеру, что в качестве члена группы в Domino может быть указан адрес SMTP (которому не соответствует документ Person), который не должен пропасть при синхронизации этой группы с Active Directory.

После того как задача синхронизации и настройки почтовых потоков решена и все работает стабильно, можно приступать непосредственно к миграции данных из почтовых баз Lotus в почтовые ящики Exchange.

Какую информацию нужно переносить, а какой можно пренебречь? Конечно, хотелось бы иметь возможность перенести все, но это не всегда возможно в силу различий архитектур систем. Нужно составить и утвердить список тех объектов, миграция которых необходима для вашей организации в силу требований бизнеса. Например, нужно ли переносить зашифрованные письма, или содержимое папок «Удаленные», или локальные адресные книги пользователей, локальные базы почтовых архивов, события календаря и задачи, правила обработки сообщений и т. п. Настройка переноса отдельных видов информации может потребовать дополнительных усилий (пример — зашифрованные письма). Нужно попытаться сохранить баланс между данными, которые действительно нужно перенести, и данными, которые можно не переносить ввиду сложностей с организацией процесса и возможных дополнительных затрат.

Так как почтовая система, как правило, относится к критическим для бизнеса приложениям, период простоя пользователя на момент переноса его почтового ящика должен быть минимальным. То есть, скорее всего, перевод нужно планировать в нерабочее время. Желательно, чтобы в случае неудачного исхода ничего не нужно было восстанавливать из архивов.

Так называемый «план аварийного отхода» должен быть разработан заранее. Он включает в себя все действия, которые помогут не допустить потерь данных, и быстро восстановить работоспособность системы в случае непредвиденных обстоятельств.

Важной, даже ключевой задачей является автоматизация процесса миграции. Автоматизация миграции поможет переносить большие объемы информации и большое количество учетных записей пользователей из одной системы в другую «за один раз» без необходимости непосредственного участия человека. Кроме существенной экономии времени, это позволит избежать ошибок, нередко имеющих место при выполнении операций вручную. В идеале администратор должен запустить процесс и уйти домой. Конечно, он должен в реальном режиме времени получать информацию о том, как продолжается миграция, вплоть до ее завершения. Это позволит оперативно реагировать (особенно при наличии удаленного доступа к инфраструктуре) на проблемы, чтобы не выбиться из графика и добиться намеченных целей. Ведь часто ошибки до обидного просты и могут быть легко исправлены.

Очень полезным было бы предоставление статистических отчетов по миграции. А ход самого процесса должен фиксироваться в специальных журналах (которые могут быть и текстовыми файлами). Это поможет не только запротоколировать процесс, но и быстро найти сообщения системы об ошибках.

После перенесения собственно данных почтовых ящиков необходимо запустить механизм, включающий перенаправление писем для каждого конкретного пользователя. Письма, приходившие ранее в почтовую базу Lotus, теперь должны переадресовываться в Exchange.

Немаловажной задачей является своевременное обновление адресной книги Exchange и автономных адресных книг Outlook, чтобы пользователи видели в них актуальную информацию на текущий момент времени, могли работать без ошибок поиска адресатов и без ошибок отправки писем.

Наконец, каждый пользователь должен быть проинформирован о результате миграции и понимать, с какой почтовой системой работать и каким почтовым клиентом пользоваться.

Обзор решений по миграции с Lotus на Exchange

Описанный выше процесс миграции показывает, насколько все непросто. На помощь в решении задачи приходят специально разработанные дополнительные программные средства. Рассмотрим самые популярные из них, представленные на современном рынке:

  • Microsoft Transporter Suite for Lotus Domino;
  • Quest Notes Migrator for Exchange;
  • Binary Tree CMT for Exchange.

Компании Binary Tree и Quest являются сертифицированными партнерами Microsoft и предоставляют широкий спектр собственных разработок, облегчающих сосуществование и миграцию систем сторонних производителей на базу Microsoft.

Microsoft Transporter Suite

Компания Microsoft еще в 2007 году разработала набор инструментов для синхронизации адресных книг, информации о занятости в календарях и миграции данных с серверов Lotus Domino версий 6–8 на Exchange Server 2007. Данный пакет можно бесплатно загрузить с сайта Microsoft, так что он отлично подойдет для тех, кто не хочет платить дополнительные деньги за коммерческие решения. Строго говоря, Transporter Suite позволяет осуществлять миграцию не только с Lotus, но и с других типов серверов, работающих по протоколам POP3/IMAP4, а также из приложений Lotus Domino в портальные системы SharePoint 2007. Однако эту функциональность мы в статье затрагивать не будем.

Важно понимать, что Transporter Suite не умеет переносить данные напрямую в Exchange 2010. Специалистам, желающим провести такую миграцию, придется установить по крайней мере один сервер Exchange 2007 для обеспечения работоспособности пакета.

Transporter Suite состоит из следующих основных утилит (касающихся взаимодействия Lotus и Exchange).

  • Directory Connector: синхронизирует учетные записи пользователей, группы, базы почтовых ящиков между Microsoft Active Directory и Lotus Domino Directory.
  • Free/Busy Connector: позволяет пользователям получать информацию о занятости коллег из календарей обеих систем во время переходного периода.
  • Directory Migration: создает или объединяет учетные записи пользователей в Active Directory для соответствующих пользователей Lotus Domino.
  • Group Migration: создает или объединяет учетные записи групп в Active Directory для соответствующих групп Lotus Domino.
  • Mailbox Migration: переносит данные почтовых баз Domino в соответствующие почтовые ящики Exchange 2007.
  • PAB and Archive Migration: переносит данные из персональных адресных книг и персональных архивов пользователей Domino в почтовые ящики Exchange 2007.

32- и 64-разрядная версии пакета позволяют корректно «встроиться» в инфраструктуру. Предлагается два интерфейса управления: графический и командная строка PowerShell.

Quest Notes Migrator for Exchange

Этот программный пакет компании Quest предоставляет собой другой вариант безопасной и надежной миграции с Lotus на Exchange. Стартовая страница продукта в Интернете: http://www.quest.com/notes-migrator-for-exchange/. Пакет позволяет осуществлять миграцию напрямую в Exchange 2010, что является преимуществом по сравнению с пакетом Transporter Suite. Также он позволяет осуществлять ряд действий, которые не умеет выполнять Transporter Suite, например: миграция персональных архивов пользователей в архивы формата PST (для Outlook), миграция зашифрованных сообщений, миграция баз почтовых ящиков без последующей настройки, средства построения отчетов по результатам отработки задач миграции. За использование пакета необходимо заплатить. Синхронизация адресных книг выполняется отдельным продуктом Coexistence Manager for Notes (http://www.quest.com/coexistence-manager-for-notes/) либо с помощью Transporter Suite.

Binary Tree CMT for Exchange

Пакет Common Migration Tool (CMT) for Exchange (http://www.binarytree.com/products/cmtuo.aspx) обладает сходным с предыдущим продуктом набором возможностей. В дополнение к нему можно приобрести пакет CMT for Coexistence, который помогает обеспечить комфортное сосуществование Domino и Exchange на период миграции (синхронизация событий календаря, корректная отработка ссылок, обработка форматов писем и т. д.). Оба пакета могут работать параллельно, решая каждый свои задачи.

Нельзя не упомянуть о том, что средства Binary Tree и Quest умеют переносить данные из Lotus на платформу Exchange Online.

Гладко только на бумаге

Описанные выше продукты тем не менее имеют и определенные недостатки.

Основные недостатки Transporter Suite — отсутствие поддержки прямой миграции на Exchange 2010 и некоторых необходимых функций (таких, как миграция в Exchange Online, отработка зашифрованных писем, миграция объектов «ресурсы», миграция прав доступа к базе, построение настраиваемых отчетов).

Основной недостаток пакетов от партнеров — необходимость их приобретения. А единожды закупив программное обеспечение, его необходимо держать на балансе предприятия, даже после того как миграция будет завершена и его использование будет прекращено.

Опыт подразделения MCS

Специалисты службы консалтинга Microsoft MCS решили воспользоваться накопленным опытом и сформировать универсальное решение, сочетающее в себе достоинства бесплатного средства миграции Transporter Suite, адресной консультационной поддержки в рамках миграционного контракта и мощи разработанных программных усовершенствований, облегчающих компаниям работу по проведению миграции в организациях самого разного размера.

Решение состоит из пакета программного обеспечения (набора утилит), документации по их использованию и пакета услуг по их развертыванию и применению. Это не коробочная версия, а формируемый индивидуально для каждой компании комплект, максимально учитывающий все особенности конкретной инфраструктуры. Название инструмента Exchange Delivery Services (ExDS). Средства ExDS позволяют осуществлять автоматизированную миграцию не только из Lotus Domino, но и из других почтовых систем на базе Exchange (Exchange 5.5/2000/2003), и на базе *NIX платформы (например, QMail), то есть в общем случае данный инструмент имеет более широкую область применения, чем рассматривается в данной статье. Фактически по современной терминологии ExDS работает по схеме «программное обеспечение + сервисное обеспечение».

Программное обеспечение

ExDS for Lotus Domino работает совместно с Microsoft Transporter Suite и на его базе. Наряду с обеспечением синхронизации адресных книг он позволяет осуществить миграцию почтовых ящиков по упрощенной схеме, автоматизировать процесс и сделать его более удобным для проводящих работы специалистов. Основные возможности:

  • синхронизация адресных книг (утилита, отличная от штатного синхронизатора Transporter Suite);
  • пакетная миграция учетных записей пользователей и почтовых ящиков с использованием входного файла (bulk import);
  • миграция с Lotus на Exchange 2010 «за один прием»;
  • автоматическая настройка перенаправления писем после успешной миграции;
  • средства принудительного обновления автономных адресных книг и глобальной адресной книги;
  • подходы к автоматическому подключению пользовательских почтовых клиентов (Outlook) к перенесенным почтовым ящикам;
  • средства журналирования процесса миграции;
  • средства оповещения о статусе миграции по каждому почтовому ящику.

Главное усовершенствование, которого удалось добиться, — пакетная миграция почтовых ящиков группы пользователей «одним кликом». Весь процесс будет завершен автоматически без необходимости дополнительных действий, таких как ручное перемещение почтовых ящиков пользователей из Exchange 2007 в Exchange 2010, задание правильного почтового псевдонима и т. п.

ExDS for Lotus Domino имеет набор утилит с графическим интерфейсом, облегчающим работу, и все производимые действия протоколируются самым детальным образом. Сопроводительная документация поможет быстро научиться пользоваться пакетом.

Например, на приведенном экране показан пример отчета о готовности клиентских рабочих мест к миграции и о результатах миграции. Каждый квадратик обозначает отдельное рабочее место (пользователя). Детальную информацию о статусе по конкретному пользователю можно получить, наведя курсор на «квадратик». Далее можно фильтровать результаты и генерировать текстовые отчеты.

 

Экран. Пример отчета о готовности клиентских рабочих мест к миграции и о ее результатах

Исходя из опыта, могу сказать, что использование пакета позволяет значительно сократить время подготовки и проведения миграции, по сравнению со стандартным Microsoft Transporter Suite. На текущий момент ExDS уже помог нескольким крупным компаниям в переносе порядка 12 000 почтовых ящиков Notes, что позволяет говорить об эффективности данного средства и возможности его активного применения в будущих проектах. Всего же с использованием пакета ExDS на конец 2010 года было перенесено более 40 000 почтовых ящиков из различных почтовых систем.

Сервисное обеспечение

Чтобы получить подходящее конкретной компании средство миграции на основе Microsoft Transporter Suite, необходимо обратиться в MCS и заключить контракт на проведение работ. При этом компания получает в свое распоряжение описанный выше пакет утилит, настроенных специально для ее среды. Специалисты MCS научат ИТ-специалистов компании работе с пакетом на специальном стенде, максимально отражающем настройки текущей ИТ-инфраструктуры. После развертывания Exchange в «боевой» среде консультанты проводят пилотную миграцию пользователей, в процессе которой разрешаются ранее скрытые проблемы, формируется окончательный список требований компании к функциям новой почтовой системы, а специалисты получают реальный опыт миграции. Дальнейшую миграцию компания сможет проводить уже своими силами, при консультационной поддержке MCS.

Какое решение выбрать?

Миграция с платформы Lotus Domino на Exchange Server — сложная комплексная задача, решение которой невозможно без привлечения дополнительных инструментов. К счастью, на рынке имеется целый набор средств, способных помочь в решении задачи. В каждом конкретном случае выбор будет зависеть от множества факторов. Я надеюсь, что данная статья поможет вам понять основные подходы к миграции с почтовой платформы Lotus Domino на платформу Microsoft Exchange, не ошибиться в выборе правильного средства миграции и осуществить миграцию максимально эффективно.

Александр Пестряков (apestr@microsoft.com) — старший консультант службы консалтинга и технической поддержки Microsoft. Имеет звания MCSE, MCITP, MCT