.

Перспективное планирование

В качестве первого шага нужно получить ясную картину текущего состояния сети и инфраструктуры обработки сообщений и оценить потребности компании для движения вперед. Необходимо выяснить, какое количество унаследованных данных предстоит переместить в «облачную» службу, так как от этого зависит как продолжительность, так и методы переноса. Самое время решить, нужно ли хранить архив электронной почты за пятнадцать лет, или следует ограничиться двумя или пятью годами.

По мнению специалиста по Exchange Тони Редмонда, требуются активные усилия по сбору данных, чтобы понять происходящее во внутренней сети, прежде чем обратиться к провайдеру услуг и сказать: «В нашей внутренней сети полнейшая неразбериха, и мы хотим, чтобы вы взяли на себя ответственность за нее, обеспечив время бесперебойной работы 99,99%». Нет никакой надежды на вразумительные переговоры, если вы не представляете, о чем идет речь. Чем крупнее компания, тем, как правило, сложнее системы и больше данных и тем меньше вероятность, что сотрудники компании имеют ясное представление о том, как стыкуются между собой разные компоненты.

Вспомните о пользовательских и сторонних приложениях и надстройках, взаимодействующих с системой обработки сообщений, и вместе с провайдером «облачных» услуг убедитесь, что они все еще функционируют. В зависимости от способа интеграции с Exchange или Outlook они иногда затрудняют миграцию или просто несовместимы с размещаемой версией Exchange. Крупные компании чаще сталкиваются с проблемами такого рода, но, если приложение очень важно для какого-нибудь подразделения компании, рекомендуется заранее составить план замены или переработать программу, прежде чем приступать к миграции.

В ходе переговоров необходимо решить множество технических вопросов, поэтому важно с самого начала вовлечь в процесс ИТ-подразделение. Конечно, соглашение об уровне обслуживания (SLA) — чрезвычайно существенная часть контракта, и юридический отдел должен дать ему оценку (в идеале с учетом мнения ИТ-подразделения). Также выясните, какие процедуры провайдер предусматривает для проведения поиска электронных данных. Соответствуют ли их временные рамки для предоставления необходимых данных вашим ожиданиям и требованиям? «Это пример того, какие вещи необходимо продумать, составляя контракт с провайдером, — комментирует Редмонд. — Наивно полагать, что все будет в порядке и работа продолжится гладко. Шероховатости неизбежны». Эти вопросы рекомендуется решить заранее, до подписания контракта, чтобы избежать неприятных сюрпризов впоследствии.

Еще один важный совет Редмонда: иметь резервный план. Причиной может быть неудовлетворенность провайдером услуг; сокращение финансирования; изменения юридических требований к компании и уровня информационной безопасности. Словом, в определенный момент времени может возникнуть необходимость сменить провайдера услуг размещения. Каким образом можно вернуть свои данные и сколько времени для этого потребуется? Какую помощь, если она вообще будет оказана, можно получить от провайдера при обратном переносе? Вероятно, представители провайдера услуг не проявят особого энтузиазма при обсуждении этого вопроса. Тем не менее, предусмотрев соответствующие условия в контракте, можно избежать серьезных проблем в будущем.

Перемещение

В большинстве компаний перенос связан с экспортом данных из имеющихся серверов Exchange в новое хранилище. Однако могут потребоваться более сложные перемещения, в частности связанные с организацией выделенных каналов данных и установкой агентов для синхронизации систем до окончательного перехода. Джонатан Маккормик, главный управляющий производственной деятельностью провайдера услуг размещения Intermedia, отмечает, что перенос в компании с тремя или десятью сотрудниками отличается от переноса в компании с сотней человек. Представьте, насколько различными будут ситуации в компаниях с 1000 или 10 000 рабочих мест.

Однако путь большинства компаний простой, и провайдер почтовых услуг должен помочь определить наиболее эффективный метод переноса данных и дать хорошее представление о его длительности. Джеймс Бонд, вице-президент по разработке продуктов и программ для провайдера почтовых услуг Apptix, говорит: «Apptix, как и почти все провайдеры, проводит клиента по этапам процесса массового экспорта, такого как ExMerge в Exchange, с массовым переносом всех пользователей». Небольшим компаниям, возможно, удастся передать экспортированные данные провайдеру услуг через Интернет, но для большинства организаций более целесообразно — и это соответствует рекомендациям провайдера услуг — сохранить данные на переносном жестком диске и отправить устройство провайдеру услуг. «Надо признать, что быстрее отправить пару сотен гигабайтов данных на жестком диске, чем пытаться передать их через Интернет, — замечает Бонд. — Независимо от пропускной способности канала связи на их стороне, эту операцию нельзя выполнить достаточно быстро».

Провайдеры услуг размещения Exchange несут ответственность за воссоздание организации Exchange в своих центрах обработки данных на основе предоставленной клиентом информации. Данные клиента поступают в новую инфраструктуру, готовую к обслуживанию пользователей. Затем необходимо определить подходящее время для полного переключения на облачную систему, что, в сущности, достигается изменением записи MX, указывающей на новую систему провайдера. Постарайтесь назначить переключение на время, когда сбой будет иметь минимальные последствия. Последний шаг — дифференциальный экспорт всех новых данных, собранных после первого, основного экспорта, и передача их в «облако».

Продолжительность миграции зависит от размера организации и количества передаваемых данных. Маккормик сказал, что для типичной компании среднего размера, переносящей исторические данные и структуру Active Directory (AD), время полной миграции оценивается специалистами Intermedia в две недели. Для более крупных и сложных организаций процесс, естественно, более длительный. Так, Бонд рассказал, что миграция 100 000 рабочих мест Exchange была распланирована его компанией на шесть месяцев, с расщеплением доменов и переносом отдельных сегментов пользовательской базы в разное время.

Повышенная сложность, вероятно, удерживает многие крупные компании от переноса Exchange в «облако». Редмонд отметил: «Крупной компании с длительной историей предстоит преодолеть самые разнообразные препятствия. Задача малых компаний проще. Кроме того, небольшие компании обычно более гибкие. Сама многочисленность сотрудников крупной компании приводит к эффекту «Титаника». Как быстро удастся обойти айсберг? Малые компании быстро меняют курс; «Титанику» же, как показала практика, потребовалось немного больше времени, и он так и не добрался до места назначения».

Помощь в переносе

Одна из самых важных тенденций среди провайдеров услуг хостинга Exchange — предложение клиентам различных пакетов помощи при переносе. «В настоящее время нашими услугами пользуются в основном передовые компании, а они склонны выполнять перенос самостоятельно. Многие из них прекрасно справляются с переносом, даже если большую часть операций приходится выполнять вручную, — говорит Маккормик. — Но все чаще к «облаку» обращается массовый клиент, нуждающийся в полноценном обслуживании».

Компания Intermedia давно работает в этой области и предоставляет бесплатную службу поддержки Exchange Concierge с обученным персоналом для помощи в переносе.

Внимательно изучите предложение провайдера. Одни предоставляют только консультации по телефону, другие выезжают к клиенту, но за дополнительную плату; у некоторых есть документация и учебные материалы как для ИТ-персонала, так и для конечных пользователей. Компания Apptix также сделала акцент на обслуживании клиентов. «В прошлом процесс, как правило, проходил без нашего вмешательства. Клиенты никогда не вступали в контакт с нами. Сейчас многое изменилось, — замечает Бонд. — Мы выезжаем к заказчику и беседуем с руководителями компании, рассказываем о стратегии переноса».

Сложность переноса также зависит от используемой версии Exchange и версии, на которую планируется перейти. Редмонд говорит: «Если исходной точкой является Exchange 2003 — а эту версию по-прежнему используют многие компании, несмотря на усилия Microsoft убедить их перейти на более современную платформу, — то выполнить перенос сложнее». Кроме того, процесс усложняется при переносе с почтовой системы, отличной от Exchange. В этом случае помощь от провайдера услуг Exchange оказывается недостаточной или отсутствует вовсе. Провайдер услуг может направить клиента к стороннему консультанту или посоветовать применить инструментарий других разработчиков для преобразования данных, но это приводит к дополнительным расходам.

Дальнейшие шаги

Помните, что передача инфраструктуры Exchange стороннему провайдеру услуг не означает окончания вашей работы как ИТ-специалиста. По-прежнему остаются задачи обработки сообщений, которые необходимо выполнять внутри компании, и, если ваши обязанности не связаны исключительно с администрированием Exchange (что случается редко), вы сможете сосредоточиться на других задачах ИТ. Управление проектом переноса покажет руководству, насколько важной остается ваша роль в компании.

Б. К. Уинстед (bwinstead@windowsitpro.com) — помощник редактора в Windows IT Pro и SQL Server Magazine