. Где искать правду о реальных затратах и угрозах безопасности, намереваясь «запрыгнуть на облако», а пока только пытаясь теоретически представить, оценить и уяснить ситуацию с миграцией существующей корпоративной структуры в новую среду. Ведь обещаемые «облаками» динамическое масштабирование вычислительных ресурсов и ресурсов хранения, экономичное в плане потребления электроэнергии виртуализованное окружение и схему оплаты только за то, что потребляешь, внутри компании проверить будет нереально. Каких-либо опробованных на первопроходцах примерах с реальными затратами времени и средств нет, методических материалов с хотя бы примерными расчетами от множащихся с каждым днем «торговцев облаками» тоже пока негусто.

А вопросов множество. Даже просто список фактов, которые сисадмину нужно знать и уметь представить руководству при весьма вероятном желании компании оценить затраты на переход к «облачным» службам, выглядит внушительно. Обеспечат ли «облачные» службы, неважно, публичные, от крупных провайдеров, или частные, разворачиваемые внутри компании, дополнительную защиту данных? Ожидает ли компанию реальная экономия от тех ценовых предложений, которые озвучивают поставщики публичных служб, или создание собственной среды виртуализации, пусть и при более высоких первоначальных затратах, обойдется гораздо дешевле в расчете за год-два-три? Можно ли доверять предлагаемым провайдерами «облачных» служб мерам безопасности или лучше потратить силы и время на дополнительное обучение и тренинги собственных ИТ-специалистов и сотрудников? Достаточно ли ресурсов и насколько готовы компании к развертыванию и поддержке обновленной внутрикорпоративной среды, неважно какой, облачной или виртуализованной? А какие ресурсы нужны для управления переданными на сторону, в «облако», ИТ-службами? Вопросов много, а ответов куда меньше, и получить их нелегко.

А тут еще назревает необходимость изменить отношение пользователей к корпоративным ресурсам. Привычка хранить все и вся на диске рабочего компьютера и в общедоступных папках формировалась годами и поддерживалась постоянно дешевеющей памятью жестких дисков. Но при переходе к «облаку» эта привычка может «влететь в копеечку», ведь и сетевой трафик, и объем хранилища тарифицируются, и в конце года можно будет получить счет на круглую сумму за хранение и перевалку «мусора», на который в работе внутрикорпоративной сети никто и никогда особо и не обращал внимания — лежит и лежит, вдруг да и пригодится.

Не помогает разогнать туман и постоянная смена Microsoft трактовки «облачных» служб. Вспомним, сначала были «программы плюс службы», Software+Services, то есть имеющиеся на корпоративных компьютерах программы взаимодействовали с размещаемыми в «облаке» дополнительными масштабируемыми службами. Затем пошел разговор о «трех экранах и облаке», то есть об экранах телефона, телевизора и компьютера, которые должны были служить окном в «облачный мир». Далее в обиход уже разными компаниями было пущено определение «ИТ как служба», IT as a Service. А на конференции Microsoft Professional Developers Conference этим летом мы услышали термин «платформа как служба», Platform as a service (PaaS). Причем управление виртуальными машинами и PaaS суть не одно и то же. Да, придется разбираться.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF