. Вы также знаете, о чем я говорю, если у вас есть пользователи, которые просят подсоединить свой персональный смартфон к корпоративному серверу Microsoft Exchange. Таким образом, вы в курсе всех этих вопросов и знаете, что обязаны ответить на них, даже если своими ответами внесете еще больше сумятицы. Образно говоря, текущее положение дел в отношении поддержки мобильных устройств таково: ящик Пандоры открыт. Давайте рассмотрим направления использования смартфонов в корпорациях, определим, где мы находимся сейчас, и попытаемся понять, куда нам идти.

Что такое смартфон

Для начала нелишним будет выяснить, что означает слово «смартфон». «В прошлом, по существу, это было устройство, которое обладало функциональностью карманного ассистента PDA и предоставляло способ организовать интернет-соединение или возможность просматривать сайты и работать с почтой, — говорит Поль Тюрро, старший технический аналитик журнала Windows IT Pro. — Я думаю, что современный смартфон, и эта характеристика должна применяться ко всем смартфонам, которые используются в компаниях, — это на самом деле хорошо структурированная прикладная платформа». Другими словами, мало просто просматривать почту или сайты и делать звонки на своем смартфоне: пользователи хотят запускать на нем приложения.

Принимаете вы эту формулировку или нет, нельзя отрицать, что мощный iPhone от компании Apple значительно вырвался вперед на рынке смартфонов. В 2007 году, когда компания Apple впервые объявила об iPhone, это было крайне популярное устройство у потребителей. В то время никто не предполагал продвигать его на корпоративный уровень, но тем не менее компания сделала это. Различные отчеты сообщают, что за iPhone не менее 25% рынка. Как сказал Поль Тюрро, iPhone — это сила природы. «Таким образом, компания Apple ответственна за то, что мы понимаем под понятием «смартфон» в настоящее время, — считает он. — Вам нужно объяснить сотрудникам, что iPhone действительно необходим, а также рассказать, что такое смартфон. iPhone стал настолько популярным, что этим ориентированным исключительно на потребителей бытовой техники устройствам удалось проникнуть даже в сферу бизнеса».

И не только iPhone; конечно, смартфоны, использующие операционную систему Android от компании Google, получили свою долю от заложенного iPhone тренда, и даже устройства Windows Mobile и RIM BlackBerry выпускаются теперь более ориентированными на потребителя — с полностью сенсорными экранами, привязанными к определенному онлайн-магазину приложений. «Компании были очень строги в выборе смартфонов для своих сотрудников и в том, какие функции он должен предоставлять, — говорит Тюрро, — и как только эти функции стали общепринятыми, избирательность исчезла».

Не ориентированным на потребителей смартфонам позволили проникнуть в сферу бизнеса, а сами пользователи своим выбором указали смартфоны, которые отделам ИТ придется поддерживать.

Текущее положение дел

Возможно, кому-то покажется странным, если мы начнем оценивать текущую ситуацию с разговора о прогнозах на будущее, но я так и сделаю. Итак, начнем. Специалисты компании BoxTone подготовили прогноз развития рынка мобильных устройств к 2015 году. Все прогнозы BoxTone можно просмотреть на официальном сайте компании www.boxtone.com/News/Press/PressReleases/02_23_2010_TopPredictions.aspx. В частности, ожидается рост сотрудников, имеющих мобильные устройства, которые подсоединены к корпоративным сетям, от сегодняшних 10–15% до 60–80% в 2015 году. Однако из последних разговоров с клиентами компании об их планах стало понятно, что прогресс в этой области идет гораздо быстрее, чем ожидают в BoxTone. Наблюдается значительное сокращение сроков освоения сотрудниками мобильных устройств. У компании есть клиенты, у которых 10–20–30% сотрудников имеют такие мобильные устройства. И ожидается, что это число в 2010 году удвоится.

В качестве еще одного доказательства прогнозируемого роста мобильных устройств, подсоединенных к корпоративной сети, представители BoxTone сообщают, что в основном это будут личные устройства сотрудников. Это ситуация, когда конечные пользователи просят — или требуют — подсоединить их iPhone, Droid или какой-либо другой смартфон, который им понравился, к корпоративному почтовому серверу. «Единственный выход для организации — подготовиться к быстрому и как можно менее затратному процессу подсоединения всех мобильных устройств к серверу», — говорит Брайан Рид, один из специалистов BoxTone.

С ним согласен и Марк Гентайл, руководитель компании Odyssey Software, которая является производителем программы управления мобильными устройствами Athena. «Для отправки почтовых сообщений с мобильных устройств, с доступом к корпоративной почте все идет к тому, что сотрудникам будет разрешено использовать собственные смартфоны, может быть, компании частично даже будут финансировать их покупку и разрешать подключение к Exchange или другим корпоративным почтовым серверам», — замечает он. Таким образом, компании экономят, не подыскивая сотрудникам тарифные планы, хотя возможно и субсидируют все эти шаги, но взамен получают дополнительные сложности в управлении ИТ-системой.

Разрешение приносить свои смартфоны ведет к развитию службы поддержки, вынужденной обслуживать разные мобильные операционные системы внутри организации. Возможно, в прошлом большая часть компаний выбирала одну мобильную платформу для всех сотрудников; BlackBerry или Windows Mobile обычно были лидерами в области корпоративных коммуникаций, поскольку предлагали функции обеспечения безопасности и развертывания, которые обычно востребованы бизнесом. Смартфоны iPhone и Android еще должны «дорасти» до полного набора функций безо­пасности в целях наилучшей интеграции в бизнес-системы. Как говорит Рид, у работодателей идут активные дебаты с ИТ-службами, потому что впервые в истории складывается ситуация, когда ИТ-отдел вынужден иметь дело с размещением данных и корпоративной информации на объектах, которыми они не владеют и не управляют.

Кажется, до сих пор открыт вопрос о том, почему смартфоны нарушили правила поставки оборудования для ИТ-систем. Отдел информационных технологий всегда мог контролировать, какой ноутбук или настольный компьютер может быть подсоединен к корпоративной сети. Почему у смартфонов другие правила? Я не уверен, что есть однозначный ответ. Как говорит Поль Тюрро, по какой-то причине на смартфоны смотрят как на удобную и необходимую вещь, которую компании разрешают использовать. Запишем это на счет коммерциализации информационных технологий.

Exchange ActiveSync

Итак, мы наблюдаем стремительное расширение списка мобильных устройств, которые поддерживаются компаниями. Одним из факторов, который делает ситуацию более или менее терпимой, является то, что Exchange ActiveSync (EAS) стал стандартным протоколом коммуникации. Вспомните, что первая выпущенная версия iPhone не предлагала поддержки EAS, поэтому с помощью данного устройства подсоединиться к корпоративной почте было трудно. Только внедрение EAS в iPhone 3G сделало реальным его проникновение в корпоративные системы.

Как отмечает Гентайл, большая часть производителей смартфонов смотрит на протокол Exchange ActiveSync как на наиболее популярный. Microsoft разрабатывала EAS так, чтобы Exchange Server мог выполнять синхронизацию с принудительной доставкой почты, данных календаря и других данных Outlook на мобильные устройства. Но в итоге команда Exchange осознала, что в самом протоколе у них есть огромный ресурс, и они начали его лицензировать сторонним компаниям. Как считает эксперт по Exchange и старший редактор Windows IT Pro Поль Робишо, это было мудро с их стороны, потому что это очень хорошо для Exchange как для платформы мобильных коммуникаций; это было удачно и для Windows Mobile. Результат разрешения другим операционным системам для смартфонов использовать EAS — увеличение конкуренции для собственной платформы Microsoft для смартфонов.

EAS позволяет мобильным устройствам получать почту безопасным способом; а само устройство очень легко настроить для загрузки почты. EAS также может использоваться для усиления политик безопасности и обеспечения такими функциями, как удаленная очистка устройства. Однако активированы ли эти функции, зависит от производителя конкретного смартфона, который имеет лицензию, и, как мы видим, многие из функций, наиболее востребованные службой безопасности корпорации, не реализуются или воплощаются на смартфонах медленно, под давлением пользователей.

Игроки: сильные и слабые стороны

Число доступных мобильных операционных систем велико. Однако не все претендуют на проникновение в сферу бизнеса. Основываясь на мнениях экспертов, а из данных отчетов и исследований, которые я изучал, только четыре мобильные платформы заслуживают пристального внимания: Android, BlackBerry, iPhone и Windows Mobile. Возможно, есть и другие, которые будет целесообразно обсудить.

Например, Гентайл предлагает не сбрасывать со счетов Nokia, «потому что они занимают значительную долю рынка в Европе и даже в мире». Это правда, однако присутствие этих устройств сейчас в Северной Америке равняется практически нулю. Кроме того, будет интересно посмотреть, что произойдет с WebOS от компании Palm, после того как ее купила HP, но все это пока только в теории. Итак, давайте посмотрим, чем замечателен каждый из игроков и что от них требуется в плане усовершенствований.

Сильные стороны Android. «Android точно повторяет действия Apple, — отмечает Поль Тюрро, — но эта операционная система бесплатная для производителей устройств при использовании на их собственных продуктах». Итак, у них есть операционная система с действительно хорошим пользовательским интерфейсом, и она привязана к магазину приложений — Android Market. А поскольку это бесплатный ресурс, Android привлекателен с точки зрения возможности усовершенствования. Таким образом, вы можете найти приложения, как платные, так и бесплатные, и делать все, что угодно. Другая сильная сторона Android — это выбор устройства. Вы сможете найти основанные на Android смартфоны у всех производителей смартфонов и у многих операторов. «Я предполагаю, что Android должен быть одной из четырех главных платформ. И рост этой платформы очевиден», — убежден Тюрро.

Слабые стороны Android. Безуслов­но, главным недостатком всех устройств Android, которые используются сегодня в компаниях, является безопасность. Версия Android 2.2, которая только что стала доступной, поддерживает удаленное уничтожение данных на устройстве и другие функции защиты для использования в бизнесе, но на совести производителей устройств и операторов остается реализация этих функций в виде обновления для каждой модели смартфона. Открытая природа кода Android тоже может быть засчитана в минус, потому как, хотя и существует огромное количество приложений третьих фирм, мало что сделано для поддержания качества в целом во всех доступных приложениях.

Сильные стороны BlackBerry. Black­Berry долгое время был стандартом смартфонов для компаний и для многих является лидером рынка при использовании мобильных устройств в бизнесе. Как отмечает Поль Робишо, RIM всегда концентрировался на мобильных устройствах как на платформе электронных сообщений. «В течение долгого времени у их мобильных почтовых приложений были такие возможности, с которыми не могли сравниться другие платформы, — говорит он. — Теперь, когда другие платформы начинают «нагонять» их, RIM продолжает выпускать устройства с такой функциональностью в плане управления, которая делает эти устройства действительно привлекательными для компаний, стремящихся к полному контролю над тем, что сотрудники делают с устройствами и как могут их использовать». Безопасность — это сильная сторона BlackBerry, что обусловлено в значительной степени наличием Black-Berry Enterprise Server (BES), который позволяет ИТ-отделам жестко контролировать безопасность устройства и поддерживать политики компаний в части применения мобильных устройств.

Слабые стороны BlackBerry. Хотя BES обеспечивает большую безо­пасность и производительность, он также дает и дополнительный уровень сложности в управлении. Поль Робишо сравнивает BES с содержанием щенка: когда вы приобретаете его, вы вынуждены заниматься в первую очередь дрессурой и сохранностью вашего дома, но и когда он подрастает, о нем нужно постоянно заботиться и кормить. «Сейчас вы многое вынуждены предпринимать для того, чтобы сохранить BES, но это не то, что абсолютно необходимо делать, если вы используете Exchange ActiveSync», — говорит он. Более того, BlackBerry всегда был нацелен на деловой рынок. RIM также запустил в работу магазин приложений для BlackBerry, но, как отмечает Тюрро, его суть только повторяла то, что происходило на рынке. Перевод: они слишком отстали в этой области.

Сильные стороны iPhone. «Сильная сторона iPhone — это, конечно, платформа приложений», — считает Тюрро. Apple иногда возражает против того, чтобы то или иное приложение продавалось в магазине Apple iTunes, и известно, что все приложения подпадают под определенный стандарт. iPhone также по всем статьям представляет превосходный интерфейс для пользователей.

Слабые стороны iPhone. Подобно операционной системе Android, у iPhone изначально была неважная репутация в отношении безо­пасности, хотя она постепенно выправляется. Кроме того, при его развертывании всплывает существенный недостаток, которого нет в других смартфонах, — необходимость подсоединения к компьютеру при помощи iTunes для того, чтобы начать работу. «Это неудобно, — говорит Поль Робишо. — Если я хочу развернуть в своей сети устройства iPhone, я вынужден делать одно из двух. Либо я позволяю своим пользователям забирать смартфон домой и там устанавливать программное обеспечение, а это далеко не лучшая идея; либо я вынужден устанавливать iTunes на корпоративные персональные компьютеры, что тоже не годится, поскольку в этом случае я получу массу проблем, связанных с увеличением поверхности атаки, с внесением исправлений и с поддержкой». Другие смартфоны могут управляться беспроводным способом, их не нужно подсоединять к компьютеру. Второе ограничение iPhone состоит в том, что он доступен только от одного оператора — AT&T, который в отдельных организациях может не использоваться вообще. Что касается iPhone, то Поль Тюрро сделал такой вывод: «Он имеет много ограничений в техническом плане в смысле многозадачного режима работы, проблемы с управлением в рамках компании и т. д. И он не рассматривается. Просто не рассматривается».

Windows Mobile. В этой компании как-то не совсем удобно говорить о Windows Mobile. Как выразился Поль Тюрро, Windows Mobile — это «сирота». Windows Mobile в этом секторе безнадежна. С тех пор как Microsoft объявила о предстоящем выпуске платформы Windows Phone 7, мог ли кто-то всерьез думать о развертывании Windows Mobile? Microsoft торжественно дала обещание продолжать поддерживать свою первоначальную мобильную платформу, но компания явно собирается сделать ставку в мобильном пространстве на Windows Phone 7.

Однако Windows Mobile все еще достаточно распространена. Как первый опыт удачного EAS, она сконструирована с учетом безопасности компании. Как говорит Тюрро, если вы заинтересованы в управлении мобильной средой с центрального сервера, Windows Mobile — это то, что вам нужно, но эти устройства не очень любят. «Если вы ставите на технологии Microsoft, то это почти очевидный выбор», — заключает он. Более того, Робишо считает, что Outlook Mobile — лучший мобильный клиент для электронной почты, особенно для активных пользователей.

Windows Phone 7

Теперь давайте поговорим о реальном будущем Microsoft. Впервые объявленная в феврале на конгрессе Mobile World в Барселоне, Windows Phone 7 является совершенно новой платформой, а не продолжением Windows Mobile. Вам не удастся модернизировать устройство с Windows Mobile до Windows Phone 7 (хотя, если бы специалисты Microsoft были более проницательными, они бы предложили какую-нибудь программу обмена для того, чтобы использующие WinMo компании не «перепрыгнули» с нее на конкурирующие платформы), к тому же новая платформа Microsoft сконструирована с учетом удобства использования. Как подчеркнул Гентайл, Microsoft пересмотрела свой опыт: «Это невероятная платформа. Мы посмотрим, как будут выглядеть аппаратные средства, насколько хорошо они работают, но на данный момент эта платформа невероятна».

Хотя Windows Phone 7 является новой платформой, она выигрывает за счет того, что сконструирована компанией Microsoft с учетом опыта развертывания мобильных устройств в компаниях. Поэтому компаниям можно спокойно развертывать новую платформу с точки зрения безопасности. Гентайл также упомянул о том, что на него произвела большое впечатление разработка Windows Phone 7, основанная на Silverlight, что дает благоприятную почву для создания приложения и дополнений от третьих фирм.

Естественно, остается только посмотреть, какое впечатление произведет Windows Phone 7 и сможет ли она вновь сделать Microsoft главным игроком в мобильном пространстве. Если вы изучите блогосферу, то обнаружите, что многие якобы уже слышат «звон колокола» по Microsoft. Но те, кто уже опробовал новую платформу, отзываются о ней очень положительно. В конечном счете, я думаю, что в то время как индивидуальные пользователи яростно ненавидят (или любят) ту или иную компанию и ее продукты, компании менее склонны к тому, чтобы ими управляли эмоции, и будут сохранять то, что хорошо работало в прошлом. Более того, когда пользователи будут выбирать мобильные устройства, успех Windows Phone 7 будет основываться на способности Microsoft производить впечатление среди своих сторонников. Мы понаблюдаем за этим.

К чему все идет?

Как я сказал в самом начале, ничего пока не ясно. Понятно, что ни одна мобильная платформа не будет доминировать на рынке в ближайшем будущем, и все показатели указывают на то, что увеличивается число компаний, поддерживающих не одну, а две-три операционные системы. В моем опросе, который я проводил в январе, около 28% респондентов указали, что их компании использовали только одну операционную систему, а 12% отметили, что их компании поддерживали более четырех мобильных операционных систем (windowsitpro.com/go/smartphonehardware). Управление смартфонами пока остается сложной проблемой.

Пара интересных предположений была сделана в ходе дискуссий, которые я вел с экспертами. Например, Марк Гентайл думает, что ответ на проблемы с безопасностью на мобильных устройствах пользователей будет строиться на том, что мы называем «би-модальные профили». Идея состоит в том, что у вас на смартфоне будет бизнес-профиль, который будет соответствовать установленной политике на предприятии в плане использования приложений и т. д., и отдельный личный профиль, разделенные на уровне операционной системы. Это позволит включать смартфон в нерабочие часы так, чтобы вы могли загружать приложения, играть в игры и т. д. — все без риска для корпоративных данных. Неплохая идея — может ли это остаться без внимания разработчиков?

А Брайан Рид говорит о смартфоне как о социальном медиа-инструменте. Обычно на смартфон смотрели как на инструмент для увеличения производительности. Однако с ростом числа социальных сайтов, таких как Facebook и Twitter, по мере их вторжения в сферу бизнеса — свидетель чему Social Media Connector в Outlook 2010 — и в связи с растущим доверием к смартфонам, предприимчивым компаниям нужно будет использовать эти устройства для связи со своими сотрудниками. Все это ведет к тому, что большая часть работодателей будет нуждаться в том, чтобы их смартфоны получали поддержку от подразделений ИТ.

Ближайшее будущее

Для всех четырех главных игроков готовятся большие обновления, которые должны быть выпущены до конца этого года. Что касается платформ, ориентированных в большей степени на потребителя, таких как Android и iPhone, ожидается, что в их обновлениях будет больше функций безопасности и свойств, которые сделают их более привлекательными для бизнеса. Windows и BlackBerry уже обладают широкими наборами функций для компаний, их обновления нацелены на потребительский рынок. Да, чем пристальнее вы смотрите на все это, тем более туманной становится картина. И, если теперь настала ваша очередь делать выбор, я надеюсь, что помог вам подготовиться.

Б. К. Уинстед (bwinstead@windowsitpro.com) — помощник редактора в Windows IT Pro и SQL Server Magazine