Многие читатели, вероятно, уже имели возможность изучить статьи о Microsoft Exchange Server 2010, познакомиться с рецензиями, а может быть, даже протестировать этот продукт. Конечно, в списке достоинств новой системы первое место во многих компаниях займут группы доступности базы данных DAG. Однако не стоит забывать и о реализованных в веб-клиенте Outlook (OWA) усовершенствованиях, касающихся работы в Интернете: о представлении сообщений, об интегрированных средствах обмена мгновенными сообщениями и информацией о присутствии, о поддержке премиум-версией различных моделей браузеров. Не будем забывать и о подсказках MailTips, которые помогут предотвратить попытки пользователей ошибочно организовывать массовую рассылку сообщений или направлять их внешним получателям.

Все эти новости должны порадовать пользователей клиента OWA 2010. Некоторые дополнительные возможности получают и администраторы Exchange — стоит упомянуть для начала панель управления Exchange Control Panel (ECP). Здесь администраторы могут выполнять любые действия, для совершения которых раньше нужно было переходить на страницу Options. С помощью ECP можно также управлять списками рассылки, выполнять отслеживание сообщений и даже настраивать политики сохранения. Кроме того, администраторы могут предоставлять своим пользователям возможность обновлять сведения о себе, хранящиеся в Active Directory. Как отметил Марк Ротман, президент и главный управляющий компании Messageware, такая возможность избавляет сотрудников отдела по работе с персоналом от хлопот, связанных с отслеживанием перемещений служащих, изменений номеров их телефонов и т. д. Теперь можно на основе ролей предоставлять сотрудникам доступ к некоторым данным Active Directory.

Иначе говоря, в целом OWA в сочетании с Exchange 2010 выполняет все функции почтового клиента и уже не уступает версии Outlook для настольных систем. Правда, пользователям Outlook 2007 или более ранних версий почти все эти новые функции недоступны, так что вы сможете воспользоваться ими в клиенте для настольных систем только в версии Outlook 2010.

Для первых пользователей Exchange 2010 это может обернуться дилеммой. Ротман сформулировал ее так: «Может быть, вы планируете миграцию и ждете, потому что еще не выпущены все необходимые вам клиенты? А может быть, вы присматриваетесь к OWA и к преимуществам, которые предоставляет этот клиент, и готовы совершить решительный шаг прямо сейчас?». В OWA реализованы кардинальные изменения, и вероятно, что компании будут всерьез рассматривать возможность полного отказа от клиента для настольных компьютеров. Я вполне могу представить ситуацию, когда компании переходят на Exchange 2010, не сняв с эксплуатации Outlook 2007, а их пользователи добровольно переходят на OWA 2010, чтобы получить доступ к новейшим функциям.

Как бы то ни было, сегодня, в условиях, когда сотрудники все чаще проверяют электронную почту на ходу, с помощью мобильных устройств, клиенты для настольных компьютеров уже не так важны, как прежде. Если компании могут предоставить пользователям полный набор средств, реализованных в Outlook, не приобретая дополнительного программного обеспечения, многие из них, вероятно, так и поступят. Еще раз процитируем Ротмана: «Интересно здесь вот что: большие, действительно большие организации — в противоположность малым — видят в этом большую экономию средств. Клиент OWA решает многие проблемы, и надо просто посмотреть, достаточно ли он хорош на этот раз. Я полагаю, что на этот вопрос они получат положительный ответ».

Я встретился с Астрид Макклин, старшим техническим менеджером продуктов из команды специалистов Microsoft, занятых разработкой Exchange, и поинтересовался, что она думает о вероятности такого сценария, когда потребители не будут пользоваться настольными системами Outlook в свете усовершенствований, внесенных в OWA 2010. «Я не думаю, что из-за этого обновление программного обеспечения прекратится, — ответила МакКлин. — Но у организаций появится более широкий выбор. Например, есть ряд организаций, в которых пользователи не имеют доступа к электронной почте потому, что не все они оснащены персональными компьютерами или работают посменно, и им приходится работать на тех же компьютерах, что и их коллегам. Теперь появляется гораздо более привлекательная возможность предложить сотрудникам инструмент для работы через Интернет на базе браузера. То есть все дело в том, чтобы предоставить организациям выбор, какой инструмент они хотят использовать, и позаботиться о том, чтобы, делая этот выбор, они ничего не теряли в отношении функциональных возможностей».

Я не думаю, что программу Outlook для настольных систем пора списывать за ненадобностью. Привычки людей меняются не так быстро, как технологии, и для многих служащих Outlook стал испытанной «рабочей лошадкой». Но иметь под рукой полнофункциональный клиент на основе браузера — это тоже замечательная возможность.

Б. К. Уинстед (bwinstead@windowsitpro.com) — помощник редактора в Windows IT Pro и SQL Server Magazine