Спомощью панели мониторинга Microsoft Service Level Dashboard (SLD) Solution Accelerator и пакета System Center Operations Manager (SCOM) 2007 R2 как технические специалисты, так и остальные сотрудники компании могут отслеживать доступность приложений и служб, а также производительность сетей и информационных систем. Главное достоинство панели мониторинга SLD — возможность быстро ответить на вопрос: «Все ли в порядке?»

Панель мониторинга (экран 1) предоставляется через сайт Microsoft Office SharePoint, который можно отобразить на большом дисплее или передать ссылку заинтересованным лицам. Кроме того, обширный массив данных — основа для углубленных отчетов о тенденциях и неполадках, необходимых архитекторам и специалистам по внедрению для того, чтобы обосновать эффективность своих инициатив или доказать целесообразность новых проектов.

Service Level Dashboard Solution Accelerator

Принципы и необходимые условия

Структура сети для моего сценария (см. рисунок) состоит из трех серверов и некоторого количества отслеживаемых приложений, клиентов и серверов. Все контролируемые клиенты направляют отчеты непосредственно в сервер SCOM, который в свою очередь взаимодействует с Microsoft SQL Server в целях управления и хранения данных.

Структура для образцового сценария

Экземпляр SharePoint Server, настроенный для работы с компонентами SLD, извлекает нужные данные (в зависимости от отслеживаемых, выбранных пользователем измеряемых характеристик) и отображает их на сайте панели мониторинга.

Для функционирования SLD-акселератора необходимы:

  • SCOM 2007 R2 с установленными компонентами Data Warehouse и Reporting
  • SharePoint Server 2007 SP1 или Windows SharePoint Services (WSS) 3.0 SP1
  • SQL Server 2005 SP2 или SQL Server 2008 (SCOM и WSS могут быть установлены на одном сервере, но рекомендуется иметь по крайней мере отдельный экземпляр SQL Server (или целый сервер, в зависимости от размера сети) для баз данных SCOM
  • Microsoft.NET Framework 3.5 (на всех серверах).

Установка SLD

Если предварительные условия выполнены, можно приступить к установке SLD, загрузив пакет управления SLD. Благодаря пакетам управления расширяются функции пакета SCOM по контролю приложений, продуктов и служб, которые изначально в программе отсутствовали. Такой подход обеспечивает более высокий уровень гибкости и специализации среды. SLD-пакет содержит один из пакетов управления с соответствующими данными, при помощи которого сайт SLD получает необходимую информацию из сервера SCOM.

Необходимо загрузить файл Service Level Dashboard 2.0.zip по ссылке bit.ly/bxrKMD и распаковать в месте, доступном для сервера SCOM. После того как файлы извлечены из архива, зарегистрируйтесь на сервере, на котором запущен пакет SCOM, с использованием учетной записи с административными правами SCOM, и запустите консоль SCOM. Щелкните Administration в левой панели консоли, затем Import Management Packs в правой панели в области Administration. В окне Import Management Packs на экране Select Management Packs нужно щелкнуть Add, затем выбрать пункт Add From Disk из раскрывающегося меню. Из окна Select Management Packs to Import следует перейти в место, куда извлечены файлы из архива, выбрать Microsoft.EnterpriseServiceMonitoring.Service

LevelDashboard.R2.mp и нажать кнопку Import. В результате откроется окно Import Management Packs. Нажмите кнопку Install в этом окне.

После того как пакет управления SLD импортирован в экземпляр SCOM, можно установить компоненты SharePoint. Вновь зарегистрируйтесь на сервере с использованием учетной записи с административными правами SCOM и откройте папку с файлами, извлеченными из архива. Запустите файл установки SLD, соответствующий архитектуре процессора — ServiceLevelDashboard_x64.msi для компьютеров с 64‑разрядной операционной системой и ServiceLevelDashboard_x86.msi для 32‑разрядной операционной системы.

На экранах Welcome to the Service Level Dashboard 2.0 Setup Wizard и End-User License Agreement нажмите кнопку Next. В окне Operations Manager 2007 R2 Information (экран 2) введите учетные данные Application Pool Identity (пользователя, ответственного за запуск SLD), имя Operations Manager Data Warehouse Server Name (имя сервера SQL, на котором установлены компоненты Operations Manager Data Warehouse) и имя базы данных Operations Manager Data Warehouse Database (по умолчанию OperationsManager DW).

Экран установки Operations Manager

В окне Windows SharePoint Services 3.0 Information введите имя регистрации Site Owner Login (учетная запись лица, которому будет назначена роль владельца сайта), адрес электронной почты владельца сайта, полное имя сервера, на котором размещены базы данных экземпляра SharePoint, и Service Level Dashboard URL (URL-адрес и порт, которые нужно связать с начальным сайтом SLD; впоследствии эти значения можно изменить). Обратите внимание, что, если указан URL-адрес, отличный от имени сервера, на котором размещен сайт, необходимо создать соответствующие записи в инфраструктуре DNS. Затем просто нажмите кнопку Next на следующих трех экранах мастера.

Настройка SLD

С помощью компонента Service Level Tracking компании могут определить целевые уровни обслуживания (Service Level Objective), используемые для мониторинга доступности и состояния приложений, служб и компьютеров. В данном примере формируется целевой уровень обслуживания для контроля доступности сервера с временем работоспособности 99,99%.

Во‑первых, зарегистрируйтесь на сервере, на котором выполняется SCOM, с использованием учетной записи локального администратора и запустите консоль SCOM. Щелкните Authoring, Management Pack Objects, Service Level Tracking, а затем Create на правой панели (экран 3). На левой панели, в области Authoring, нужно развернуть Management Pack Objects, щелкнуть Service Level Tracking, а затем нажать Create на правой панели. Введите имя нового целевого уровня обслуживания (например, Server Availability) и описание в окне Service Level Tracking и нажмите кнопку Next.

Поиск Service Level Tracking Filter

Нажмите Select в разделе Targeted Class окна Objects to Track. В окне Select a Target Class, показанном на экране 4, выберите приложение, класс или группу объектов, которые требуется отслеживать. Я выбрал Windows Server. В окне Service Level Objectives щелкните Add, затем Monitor State SLO. В окне Service Level Objective Monitor State введите имя целевого уровня обслуживания (например, Server Availability), укажите значение 99.99 в поле Service Level Objective Goal (%) и нажмите кнопку OK, а затем Next. Проверьте правильность выбранных параметров в окне Summary и нажмите кнопку Finish, а затем Close.

Целевой уровень обслуживания определен, и можно настроить сайт SLD. Зарегистрируйтесь на любом компьютере, входящем в состав домена, с учетной записью пользователя, определенной в разделе установки SLD (например, DOMAINAdministrator). Запустите Internet Explorer и перей­дите по URL-адресу, указанному в разделе установки SLD (например, http://ServiceLevelDashboard:80). Затем из главной страницы щелкните раскрывающееся меню Site Actions и выберите пункт Edit Page.

В режиме правки можно увидеть скрытую веб-часть Dashboard Configuration. С помощью этой веб-части можно выбрать целевые уровни обслуживания, которые будут отображаться на сайте SLD. В веб-части установите флажок Server Availability и нажмите кнопку Apply Filter. Также на этой странице обратите внимание на параметры Dashboard Refresh, Dashboard Default View и Aggregation Type. С их помощью можно управлять способами отображения и обновления данных о целевом уровне обслуживания на сайте. Щелкните ссылку Exit Edit Mode, чтобы подтвердить добавление целевого уровня обслуживания на сайт панели мониторинга.

Итак, мы построили полный сайт панели мониторинга, на котором можно выяснить, достигнуто ли целевое время работоспособности 99,99%. Наглядное представление состояния инфраструктуры поможет мгновенно устранить опасения сотрудников, а освободившиеся благодаря сокращению авралов ресурсы ИТ-подразделения можно направить на поддержание высокого уровня обслуживания. SLD Solution Accelerator предоставляет необходимую информацию благодаря безупречной интеграции с существующей инфраструктурой и использованию преимуществ SCOM, SharePoint и SQL Server. Процесс развертывания прост, и приобретение продукта будет хорошим вложением в инфраструктуру мониторинга.

Ричард Рейсли (Richard@Palador.com) — системный инженер компании Palador в Сиэтле. Занимается проектированием и развертыванием технологий Microsoft, в том числе Active Directory, Exchange Server, Hyper-V, SharePoint, и серверных операционных систем Microsoft 

Окно выбора целевого класса