Конечно же, не все продукты Microsoft одинаково популярны, но чтобы так быстро выпал из общей линейки продуктов, выпускаемых компанией, набор серверов под названием Essential Business Server, я не ожидал. Хотя, конечно, после объявления о его выпуске некоторые сомнения возникли, по большей части в плане востребованности такого программного комплекса бизнесом. Напомню, что в состав EBS входят Windows Server, Exchange Server, SQL Server, два продукта из серии Forefront — Security for Exchange и Treat Management Gateway и консоль управления на базе System Center Essentials. Все это программное хозяйство предполагалось размещать на трех или четырех физических серверах, в зависимости от версии, стандартной или премиальной. Как видим, все продукты знакомые, лишь объединенные в один комплексный набор, с привлекательной по сравнению с покупкой отдельных продуктов ценой.

По мнению специалистов Microsoft, создание такого набора должно было облегчить развертывание серверной инфраструктуры, решить проблемы, связанные с установкой службы каталогов, и обеспечить надежное управление и упрощенную диагностику в средних компаниях, для которых не подходит другой составной продукт, Small Business Server. Ведь настоящей болевой точкой в ИТ-среде средних компаний считалась оптимизация инфраструктуры и ее упрощение. Как теперь уже очевидно, закладываемые в основу объединения упомянутых выше продуктов рассуждения были довольно скоро опровергнуты жизнью, и вот с 30 июня этого года недолгое развитие данного комплекса останавливается, и всем немногочисленным его пользователям (где-то встретил информацию, что их всего чуть больше сотни) предлагается перейти на те же компоненты, но уже предлагаемые поврозь. Или подписаться на похожие, но уже онлайновые службы, продвигаемые в рамках Microsoft Business Productivity Online Standard Suite (BPOS). А кто-то, возможно, обратит внимание и на конкурирующие продукты, как то Google Apps или Lotus Domino.

В Microsoft объясняют, что EBS пал жертвой усиливающейся в ИТ-отрасли тенденции перехода к облачным вычислениям и всепоглощающей виртуализации, уловить которую в период разработки EBS в компании не удалось. Отчасти это, наверное, так, но, на мой взгляд, существуют и другие объективные причины, делающие практически невозможным внедрение в существующей информационной среде средних компаний такого сложного соединения пусть уже и знакомых продуктов. Эффект интеграции в один набор превосходен в случае SBS, но ведь это продукт для компаний, не имеющих или практически не имеющих устоявшейся инфраструктуры программных и аппаратных компонентов, то есть, в сущности, начинающих с нуля.

И этот эффект интеграции сводится на нет при попытках «вторжения» EBS в сеть средней компании, поскольку по большей части существующая инфраструктура компаний была не готова принимать играющую по другим правилам среду EBS, настроенную пусть и по самым прекрасным рекомендациям. Ведь существующая инфраструктура вносит момент инерции, она запутанна и заставляет играть по своим правилам, делая весьма сложной, если вообще возможной, корректировку имеющейся Active Directory. Да и мало кто из системных администраторов согласится пойти на нарушение одного из основных правил внесения изменений — «понемногу и постепенно». К тому же и руководство компании тоже еще нужно убедить в необходимости «исправлять то, что и так работает».