Как явствует из корпоративных пресс-релизов и презентаций новых продуктов на таких мероприятиях, как конференции профессиональных разработчиков Microsoft 2008 и 2009 года (посвященных, в частности, системе Microsoft Azure, службам Microsoft Online Services и новым, базирующимся в среде Web, версиям некоторых приложений Office), корпорация Microsoft заявила о своем стратегическом намерении играть важную роль в сфере «облачных» вычислений. В прессе часто цитировались слова Криса Капоссела, курирующего разработку продуктов Office старшего вице-президента Microsoft, по мнению которого уже к 2013 году 50% установленных систем Microsoft Exchange Server будут иметь выход в Internet. Некоторые из этих почтовых ящиков станут продуктами развития существующей установленной базы, а некоторые появятся на свет благодаря миграции других систем обработки электронной почты, таких как Lotus Notes (blogs.zdnet.com/microsoft/? p=1405).

Эти данные включают те почтовые ящики, которые Microsoft переместит в Exchange за период с нынешнего времени по 2013 год, но, как бы то ни было, перевод половины из всех установленных систем с одной вычислительной модели на другую в течение четырех лет — непростая задача. Специалисты компании Radicati Group полагают, что к 2012 году количество рабочих мест с удаленным доступом к электронной почте возрастет на 40%, главным образом за счет развертывания в малых и средних компаниях. Они предсказывают также, что крупные предприятия будут уделять все больше внимания анализу выгод, получаемых вследствие удаленного размещения средств обработки электронной почты, особенно в региональных офисах. Под влиянием осложнений в экономической сфере, которые переживают многие предприятия, директорам информационных служб придется изыскивать варианты урезания затрат везде, где только возможно. Перспектива перехода на систему с фиксированными затратами кажется привлекательной, особенно в ситуации, когда Microsoft и Google вступили в борьбу за снижение цен. В ноябре 2009 года корпорация Microsoft объявила о снижении ежемесячных выплат за свой комплект Business Online Suite до 10 долл. в расчете на одного пользователя (в США). Тем самым Microsoft предлагает почти такие же цены, как и компания Google за продукт Google Apps Premier Edition (GAPE), причем предложение Microsoft больше знакомо пользователям и функционально богаче. Словом, в наше время на рынке услуг электронной почты выгодно быть покупателем.

По мере того как Microsoft готовится к развертыванию продукта Exchange 2010, который должен стать основой ее управляемой службы электронной почты, весьма вероятно, что корпорация будет поощрять переход клиентов на использование Microsoft Online в качестве варианта обновления. Анализ вариантов, имеющихся у заказчиков на период с 2009 по 2012 год, показывает, что перед компаниями, эксплуатирующими Exchange, открывается три возможности.

  • Продолжать эксплуатировать развернутую на предприятии систему Exchange. Сюда входят варианты — такие как традиционный аутсорсинг работ компаниям, которые эксплуатируют Exchange в вашем центре обработки данных или в их собственном либо размещают свои серверы в дата-центрах клиентов и управляют этими серверами дистанционно.
  • Принять стратегию «облака» и перевести почтовые ящики на обслуживание Microsoft Online Services (microsoft.com/online/default.mspx). В процессе перемещения почтовых ящиков в «облако» вы пройдете через фазу миграции, но в конечном итоге все имеющиеся в компании серверы почтовых ящиков, на которых запущен Exchange, будут выведены из эксплуатации, если только вы не решите оставить часть из них для обслуживания отдельных групп пользователей, таких как старшие руководители. Однако, даже если вы передадите все почтовые ящики онлайн-службам, в вашей компании сохранится потребность в нескольких серверах — для размещения Active Directory, для управления синхронизацией между внутренним и онлайновым «мирами», а также для других приложений, которые не функционируют внутри «облака».
  • Взять на вооружение «гибридную» стратегию. Службам Microsoft Online передаются только те пользователи, которым требуются услуги, предоставляемые общими службами электронной почты. После этого вы сможете сохранить часть ныне имеющейся инфраструктуры, с тем чтобы продолжать эксплуатацию Exchange для определенных групп пользователей.

Новым компаниям, в которых системы электронной почты еще не установлены, следует без колебаний реализовать «облачную» обработку данных электронной почты, потому что в результате они начнут немедленно пользоваться новейшими версиями средств обработки электронной почты. Эти компании могут наращивать объемы получаемых услуг в соответствии с принципом «по требованию» и получать доступ к новейшим технологиям из тех, что имеются в распоряжении поставщика услуг. Перед теми же компаниями, которые уже имеют определенный круг пользователей и устаревшую ИТ-инфраструктуру, встанет ряд других проблем. К примеру, многие крупные компании интегрировали в свои системы управления персоналом средства инициализации почтовых ящиков электронной почты, так что при приеме на работу нового сотрудника автоматически создается почтовый ящик и адрес электронной почты. На исправление таких процессов уходит значительное время, особенно когда речь идет о глобальных компаниях, осуществляющих свою деятельность в ряде стран.

Что же нам дает «облако»?

Одно из определений понятия «облачная обработка данных» звучит так: это ИТ-ресурсы, обращение к которым осуществляется через Интернет. Потребители не связаны обязательствами приобретать аппаратные компоненты, оплачивать стоимость лицензий на использование программного обеспечения, заниматься администрированием или решать какие-либо другие задачи. Им нужно только иметь необходимые средства подключения к Интернету, с помощью которых они будут пользоваться услугой.

«Облачные» инфраструктуры базируются на различных операционных системах (в качестве такой основы часто используется Linux), но их операторы вкладывают значительные усилия в упрощение и защиту программного стека, который они используют для обеспечения высокой производительности и надежности. Эти инфраструктуры предусматривают горизонтальное, а не вертикальное масштабирование. Устанавливать в них тысячи недорогих серверов лучше, чем меньшее количество крупных серверов. Приложения строятся на открытых стандартах, таких как SMTP, IMAP, POP3 и TLS; идея состоит в том, чтобы подключаться к ним и использовать их могло как можно большее число пользователей. В инфраструктуре Google используется своя версия Linux, которая выполняется на «безы­мянных» компьютерах, собственная файловая система, драйверы запоминающих устройств и собственные приложения, обеспечивающие полностью интегрированную и соответствующую целевому назначению платформу «облачных» вычислений.

Во многих отношениях интегрированную по своей природе платформу Google можно уподобить платформе мэйнфреймов или мини-компьютеров 1980‑х и 1990‑х годов. Как многие, вероятно, и предполагали, «облачная» платформа Microsoft базируется на Windows, хотя надо сказать, что большое внимание разработчики уделяют стандартизации и виртуализации; это помогает добиться необходимой эффективности внутри крупных центров обработки данных, которые были построены в Соединенных Штатах и Ирландии.

Почему «облако» возможно

На протяжении последних нескольких лет прогресс в развитии технологий ясно показал администрации предприятий, что включение «облачных» платформ в качестве компонента их ИТ-стратегии становится все более реалистичным и экономичным направлением. Вот три примера достижений, благодаря которым «облачные» услуги стали более реальными: более широкий и дешевый доступ к высококачественным каналам доступа к Интернету; усилия, предпринимаемые такими компаниями, как Google, с целью показать, что высококачественные приложения способны функционировать на «облачной» платформе, а также растущее — и ощущаемое пользователями — удобство хранения личных данных, например семейных фотографий, на сайтах, таких как Mint.com (для хранения финансовых данных) и Snapfish.com.

Применительно к Exchange следует особо выделить три важных достижения.

Расширение границ опыта потребителей. Благодаря распространению таких приложений электронной почты, как Hotmail, Gmail и Yahoo! Mail, пользователи усвоили, что доступ к сообщениям электронной почты возможен в любом месте и с любого устройства. Многие люди, использующие Exchange на работе, имеют к тому же бесплатные учетные записи электронной почты в Web. Эти действующие в среде Web поставщики работают на «облачной» платформе, и, хотя большинство потребителей обращаются к ним через веб-браузеры, некоторые пользователи подключаются к ним с помощью других клиентов, в том числе — Microsoft Outlook. Конечно, в работе поставщиков «облачных» служб случаются перебои, но все же большинство пользователей в принципе довольны сотрудничеством с ними. Пользователи полагают, что если в «облаке» можно хранить персональную корреспонденцию, то ничто не мешает хранить там и сообщения корпоративной электронной почты.

Пришествие RPC по протоколу HTTP. Снятие требования, согласно которому подключаться к системам корпоративной электронной почты можно только через виртуальные частные сети, свидетельствует о том, что можно осуществлять безопасное подключение клиентов к системам электронной почты по каналам Интернета. Такая возможность открылась с тех пор, как корпорация Microsoft выпустила Outlook 2003 и Exchange 2003, но Microsoft заметно усовершенствовала процедуры настройки и администрирования RPC over HTTP в версиях Outlook 2007 и Exchange 2007. Сегодня технология RPC over HTTP широко используется, и, кстати, система Windows 2008 включает в себя службу Net.TCP, которая дает возможность нескольким службам совместно использовать порты TCP для взаимодействия по протоколу HTTP.

Клиент Outlook, выполняемый в режиме Cached Exchange Mode. Сейчас этот режим является стандартом де-факто развертывания клиентов Outlook. Режим кэширования защищает пользователей от влияния временных отказов сети, обеспечивая для них возможность продолжать работу с локальным кэшем, который постоянно обновляется посредством синхронизации с сервером. Таким образом, режим кэширования помогает предприятиям поддерживать у пользователей уверенность в том, что они могут продолжать выполнять свою работу, сохраняя соединение с Интернетом. Если корпоративная сеть является объектом детализированного управления, то глобальной сетью Интернет никто не управляет. Поэтому понятно, что компании придают исключительное значение тому, чтобы служащие могли уверенно работать в среде, где взаимодействие между клиентом и «облачными» службами осуществляется через Интернет.

Экономика «облака»

Трюк, который Microsoft хочет проделать, состоит в следующем. Нужно преобразовать часть потока доходов корпорации в канал подписки на услуги доступа к таким приложениям, как Exchange, SharePoint и Office Communications Server (OCS). Но, что очень важно, при этом Microsoft не должна «совершить самоубийство», перекрыв мощный поток средств от программных лицензий, поступающих от тех компаний, где эти приложения развернуты традиционным образом. В то же время руководители Microsoft знают, что получили серьезного конкурента в лице компании Google, которая привела рынок в движение, выпустив продукт Google Apps Premier Edition, реализуемый за ежегодное вознаграждение порядка 60 долл. в расчете на одного пользователя (США). Эта услуга привлекла внимание многих директоров информационных служб, которые теперь задают себе вопрос, а не слишком ли много они платят за такие приложения, как Exchange. Представителям Microsoft надо было как-то реагировать, и они высказались в том смысле, что их продукты продаются по конкурентной цене и имеют к тому же богатые функциональные возможности. Корпорация Microsoft не сможет выиграть схватку с Google, если ее цены слишком выбиваются из общего ряда, и не сумеет удовлетворить клиентов, если онлайн-версии ее приложений не будут сопоставимы по функциональности с теми продуктами, которые потребители имеют сегодня. В результате снижения цен корпорацией Microsoft на комплект веб-служб, объявленный в ноябре 2009 года, а также под влиянием дополнительных функциональных возможностей, реализованных в системе Exchange 2010, конкуренция между Microsoft и Google еще более обострилась.

Чтобы в процессе доставки полнофункциональных приложений по конкурентоспособным ценам демонстрировать требуемые экономические показатели, инфраструктура доставки «облачных» вычислительных услуг проектируется таким образом, чтобы она могла масштабироваться до сотен миллионов пользователей, демонстрировать гибкость, реагируя на изменения в запросах, и быть частной, оставаясь при этом многопользовательской. Иными словами, одна и та же инфраструктура может поддерживать множество различных компаний, однако данные каждой компании остаются при этом частными и конфиденциальными. Кроме того, компании могут обладать собственной идентичностью внутри общей инфраструктуры. В постройку центров обработки данных в США и в Европе, предназначенных для оказания потребителям услуг через Интернет, Microsoft вложила миллиарды долларов. По словам представителей корпорации, по состоянию на ноябрь 2009 года онлайн-службы были доступны на коммерческой основе в 36 странах.

Обновления Exchange

Одно из преимуществ онлайновых служб состоит в том, что онлайн-приложения, такие как Exchange и SharePoint, могут автоматически обновляться до новейшей версии. Пользователям не приходится заниматься такими вещами, как тестирование и установка модулей оперативной коррекции, дополнений, обеспечивающих повышение уровня безопасности, пакетов обновлений и даже установка последней версии Exchange. Все осуществляется автоматически, когда Microsoft на регулярной основе развертывает в многопользовательских дата-центрах новые версии программного обеспечения.

Схема, предусматривающая постоянный и легкий доступ к новейшим версиям приложений сулит большие выгоды — но только в тех случаях, когда такая схема не оборачивается повышением затрат через запросы на обновление клиентов. К примеру, Exchange 2010 не поддерживает клиенты Outlook 2000 и требует обновления как минимум до уровня Outlook 2003 SP1. Однако для того, чтобы иметь доступ ко всему набору возможностей, реализованных в системе Exchange 2010, необходимо иметь клиент Outlook 2010 (который поступит на рынки где-то в середине 2010 года). Отсюда следует, что, перед тем как становиться подписчиком удаленной службы на базе Exchange 2010, нужно удостовериться, что на всех ваших клиентах выполняется программа Outlook Web App (OWA) или эти клиенты полностью совместимы с Exchange 2010. По состоянию на сегодня ближайшим полнофункциональным клиентом для взаимодействия с системой Exchange 2010 является Outlook 2007 SP1.

Можно предполагать, что такая ситуация сохранится и в будущем. Клиенты OWA будут автоматически обновляться, держа равнение на сервер, но администраторам придется принимать меры к тому, чтобы «толстые» клиенты, такие как Outlook, сохраняли возможность подключения. Как правило, Microsoft обеспечивает обратную совместимость только для относительно новых версий клиентов, поэтому возможность того, что вам придется обновлять программное обеспечение на стороне клиента, никогда не исключается — вне зависимости от того, развернута система Exchange на вашем предприятии или вы пользуетесь дистанционно размещенной службой. Проблема же состоит в том, что в случае эксплуатации серверов Exchange, расположенных на вашем предприятии, вы сохраняете полный контроль над обновлениями, но в случае перехода на обслуживание по каналам Интернета вы уступаете право контроля поставщику услуги. Если поставщик услуги решит установить обновление на своих серверах, может возникнуть «эффект домино»: потребители окажутся перед выбором — либо принять услугу с ограниченным набором функций, либо, в худшем случае, соединение с клиентами, выполняемыми на некоторых или на всех настольных системах, будет невозможным.

Управление «облачным» развертыванием

Форсированное обновление до новых версий программного обеспечения для настольных систем может быть приемлемой ценой за привилегию получения онлайн-услуг. Но никого из администраторов не устроит перспектива обновления клиентов (или даже установки пакета обновлений либо модуля оперативной коррекции) без преду­преждения или консультации. Это в первую очередь относится к организациям с большим числом клиентов: в них затраты на развертывание и обновление повышаются, а при этом гарантировать, что на всех клиентах выполняются программы нужных версий, становится труднее. Форсированное и непредвиденное обновление в неподходящий момент может иметь катастрофические последствия для бизнеса.

На своем горьком опыте администраторы предприятий убедились в справедливости следующего положения: необходимо синхронизировать обновления клиентских и серверных программ и планировать их так, чтобы эти процедуры вписывались в потребности организации. К примеру, было бы непростительной ошибкой планировать обновление на конец финансового года, когда стабильность работы системы обработки электронной почты имеет особую важность для пользователей, которым приходится активно обмениваться документами, обрабатывать заказы и обсчитывать результаты работы за год. Администраторы предприятий знают и о других скрытых затратах, которые могут быть сопряжены с обновлением клиентского программного обеспечения. К примеру, вас вряд ли увлечет перспектива развертывания приложений Outlook 2010 без одновременного развертывания других приложений Office 2010: изменения в пользовательском интерфейсе затрагивают все приложения комплекса. Если же вы все-таки идете на такой шаг, значит вы автоматически принимаете последствия резкого увеличения временных затрат и затрат на тестирование в процессе развертывания. Кроме того, существует необходимость подготовить к обновлению пользователей, а также известить сотрудников службы поддержки об увеличении рабочей нагрузки и издержек.

В мире, функционирующем в диалоговом режиме, где службы по природе своей подлинно утилитарны, у вас, возможно, не будет привилегии диктовать, когда следует выполнять обновление клиентского программного обеспечения (кроме тех случаев, когда вы используете клиенты на базе браузеров, такие как OWA). Ориентированные на потребителей службы электронной почты, такие как Hotmail и Gmail, всегда исходили из того, что центральным действующим лицом является веб-клиент, и потому им не приходилось синхронизировать обновления клиентов и серверов. Возможно, в будущем все мы сможем использовать веб-клиенты и отказаться от применения «толстых» клиентов, таких как Outlook. Но пока этого не случится в онлайновой среде, поставщикам услуг придется изыскивать способы выполнения программных обновлений на своих серверах без принуждения к обновлению клиентского программного обеспечения на предприятиях своих потребителей.

Клиенты — это лишь одна из проблем управления, с которыми компаниям, возможно, придется столкнуться при переходе к онлайн-услугам. Во второй части статьи мы рассмотрим другие вопросы, способные замедлить процесс перехода, — соблюдение законодательных требований, юридические тонкости и соблюдение соглашений об уровне обслуживания.

Тони Редмонд (exchguru@windowsitpro.com) — редактор журнала Windows IT Pro, старший технический редактор Exchange & Outlook Administrator, вице-президент и главный технолог HP Services